Мои прадеды происходят из городка Кай в Вятском крае, жили они волоком с Вятки на Каму. Когда пробили тракт и волок стал ненужным, город Кай захирел. Какой-то мудрый правитель спровадил "жителей того городка не приспособленных к землепашеству и ремеслам, а только к разбою" на Аргунь. Там они остепенились, по безвыходному положению сподобились к землепашеству и были приписаны к казачеству. Кого надо привечали, кого надо били, бывало и смертным боем, т.е. верой и правдой служили "Богу, Царю и Отечеству".
В лихой 18-й год, - "белые идут - грабят, красные идут - грабят", - большая часть населения приаргунских поселков перебралась на китайский берег, там было спокойнее. Моему деду по отцовской линии было в ту пору 13 лет. Было у него 13 сестер и братьев. До 24-го года границы толком не было, так и жили: Русский Усть-Уров, напротив Китайский Усть-Уров; Русские Олочи - Китайские Олочи. Ходили туда-сюда свободно, - на свадьбу, на похороны, на покос, - летом на лодках, зимой по льду.
В 24-м, после разгрома "партизанами" Толстокулакова станиц Дамысова и Урюпино, атаманы приняли решение отойти вглубь китайской территории. Охотники рассказывали, что в Трехречье, в долинах Быстрой, Гана и Дербула, лежат знатные черноземы. Туда и отступили. Первую зиму зимовали в землянках, потом основали в Трехречье 18 русских поселков общим числом жителей до 40 тысяч. Первое время жили не сильно мирно: в лесах пришлось делать зачистку хунхузов, из Хулунбура время от времени налетали кочевники-манегери. Через год-полтора появилось посольство Императора , вооруженное пиками, с выбритыми лбами и косичками. Поладили миром, хотя вырубить это войско шашками труда не представляло. Атаманы понимали, что воевать с целой Страной не надо.
Во время Белокитайского мятежа товарищ Блюхер с товарищами подбивал казачков учинить мятеж и учредить Маньчжурскую казачью республику, обещая немедленное признание Советской Россией и всяческую поддержку. Толи ума хватило у атаманов, толи смелости не достало...
Как ни странно, мирная жизнь настала после оккупации Маньчжурии японцами. Деды в один голос, честно и откровенно говорят: "японцы русских не трогали". Японская администрация установила свои порядки, назначила налог в 1% и повелела жить и работать. Дед мой, Петр Дмитриевич, дослужился до поселкового атамана, бабушка Таисия родила ему 2 сыновей и 2 дочерей. Мой отец, Петр Петрович, был самым старшим.
Атаманом быть было хлопотно: мой двоюродный дядька дослужился до офицерского чина в отрядах Асано, родная тетушка вышла замуж за сына полковника царской армии, двоюродная тетушка вышла замуж за японского капитана, муж младшей сестры деда был резидентом советской разведки. ... ну и всякие другие хозяйственные хлопоты: покосы делить, суд вершить, китайских дружбанов из японской комендатуры выручать. Кроме атаманской, другой власти по-сути не было.
В 45-м японцев из Маньчжурии вышибли, в наших краях боев особенно не было. Был только кровопролитный штурм Японского укрепрайона на подступах к Хайлару. Причем, абсолютно бессмысленный штурм. Укрепления ничего не защищали. Местные советовали "красным командирам" обойти укрепрайон и оставить японцев в покое. Пусть сидят под землей хоть пятилетку, без всякого вреда себе и русским. Другой запомнившийся эпизод - жуткое и странное отступление большого отряда Квантунской армии в сторону Даляня. Историю рассказал мой второй родной дед, Михаил Мтихайлович. Он был мобилизован в обоз отступающей Армии. Путь японцам отрезал советский парашютный десант. Японцы развели огромный костер, пожгли имущество, зарезали всех своих женщин и детей, побросали трупы в огонь. Потом аккуратно составили винтовки в козлы и сдались без боя малочисленному десанту. Какое-то странное проявление самурайского духа.
После войны Деда переименовали в Председателя, маленько раскулачили, потом передумали... Но Дед успел понять, что для собственных нужд ему хватает 20% имевшегося хозяйства, и уже сам себя раскулачил. Получилось, что Красную Армию он кормил в пять раз хуже, чем Квантунскую. Не надо было раскулачивать, а надо было оставить 1% налога, а остальной урожай выкупать за деньги, но за бесценок. Так мудро хозяйничали японцы.
Чему я несказанно удивляюсь и не могу найти объяснения. Почему моих родных казачков не записали скопом во враги народа и в японские шпионы? СМЕРШ и "особисты" были прекрасно информированы: арестованы были все, кто сотрудничал с японцами, также "взяли" заметных деятелей белого движения. Из моих близких никто не пострадал: свекра-полковника даже не допрашивали, дядька -асановец к тому времени был разжалован за драку с тремя японцами и с позором выгнан из отряда. Видимо трое покалеченных японских бойца ему зачлись...
При "советах" моя семья прожила в Китае еще 10 лет. В 55-м году мы организованно выехали в Казахстан, на целину. Мне было 2 года, моему отцу было 26, моему деду было ровно 50. В следующий раз мой отец переступил порог родного дома в китайской деревушке Шанкули почти через 40 лет, в 1993 году. По русски наша станица называлась Дубовая.