В общем и целом вы рассуждаете совершенно верно. С вашего позволения, я вставлю небольшой кусок из моей старой статьи на эту тему.
"В 1898 году в Китае разразился правительственный кризис, вызванный борьбой двух соперничающих за власть группировок. Император Гуансюй и стоявшие за ним сановники вступили в конфликт с вдовствующей императрицей Цыси и попытались провести ряд реформ государственного управления (100 дней реформ). Обе группировки выступали против иностранного вмешательства в китайские дела, но пути для борьбы с ним выбирали разные. В итоге противостояния, верх взяла группировка Цыси.
Гуансюй, был лишен возможности влиять на политический процесс и изолирован (находился под домашним арестом в течении года, а потом был выслан.). Несколько его сподвижников были казнены в сентябре 1898 года.
Предположительно, именно в это время у нового китайского руководства появляется идея использовать широкомасштабное народное движение против иностранного присутствия в Китае.
Первым массовым народным выступлением против иностранного присутствия было движение в Чжили в 1869-70 гг. При этом оно носило явный антихристианский характер. Лозунги «сжигай иностранные церкви, убивай миссионеров», стали появляться всё чаще. Погромы и волнения повторялись и позже, но всегда носили локальный характер, и жестко подавлялись центральным правительством.
В китайском обществе к концу 1898 года сложилось мнение, что происходящие во дворце интриги и столкновения инспирированы некими иностранными силами. И утвердившаяся на троне императрица Цыси была заинтересована в отвлечении народного возмущения на «заморских дьяволов». Китайские власти не просто симпатизировали антихристианскому, движению, тлевшему внутри Китая. Они решили использовать это движение в своих целях.
С конца 1898 года начинают проявлять активность некие «тайные общества», известные под собирательным названием «Ихецюань», что в переводе на русский язык, означает «Кулак во имя справедливости и мира». Использование в названии этих обществ, слова «кулак», с легкой руки одного британского журналиста привело к тому, что всех их членов стали называть «боксерами», а само восстание разразившееся позже, «Боксерским восстанием». Боевые отряды этих обществ, назывались «Ихетуань» - «Отряд во имя справедливости и мира», а их бойцы, соответственно, «ихетуани». С самого начала волнений наблюдалась фактическое слияние этих «тайных обществ» со структурами официальной власти на местах. Цинское правительство решило перейти в наступление, и передовыми отрядами в этом наступлении должны были стать ихетуани.
В маньчжурской администрации начинаются кадровые изменения. На место чиновников известных своими связями с иностранцами, приходят молодые патриоты-консерваторы чрезвычайно жестко настроенные против всего иностранного. Весной 1900 года русский военный агент в Северо-Восточном Китае Константин Ипполитович Вогак, докладывал на родину: «За последние два года китайское правительство изменилось полностью».
Вот еще одно из его донесений, датированное декабрем 1899 года: «В Пекине и провинциях наблюдается весьма необычная военная деятельность. Эдикт императрицы повелевает генерал-губернаторам срочно привести войска в готовность против иностранцев. В провинциях готовятся выступления на антиевропейской подкладке»; «Во всех провинциях Китая начата подготовка отрядов народного ополчения. Усиленная военная деятельность продолжается по всей территории Китая с целью не допустить дальнейших территориальных захватов европейцами».
21 ноября 1899 года выходит очередной эдикт императрицы Цыси (о котором упоминает Вогак.), направленный губернаторам провинций Китая. В нем говорится следующее: «Пусть каждый из нас приложит все силы, чтобы защитить свой дом и могилы предков от грязных рук чужеземцев. Донесите эти слова до всех и каждого в ваших владениях». Этот эдикт стал своеобразным сигналом, для организации общенационального выступления.
Основными центрами сопротивления стали провинции Шаньдун и соседняя столичная провинция Чжили. Именно здесь с подачи цинского правительства развернулась главная пропагандистская компания обществ "Ихецюань".
Антииностранная, антихристианская пропаганда нашла широкий отклик во всех слоях китайского общества. Основным её содержанием в борьбе за сердца простых китайцев стала мистика, подкрепленная национальными боевыми искусствами и примитивной, но доходчивой риторикой.
Вот перевод одной из прокламаций распространявшихся в 1900 году в Китае: «Католическая и протестантская религии оскорбляют китайских богов и святого мужа Конфуция, и небо не дает дождя, что нарождает легион небесных воинов, чтобы изгнать иностранцев. Скоро начнутся битвы и войска и мирные жители пострадают. Члены общества ихецюань помогут правительству и народу.
Человек, имеющий одно такое воззвание и не передавший его другому, да будет уверен, что потерпит большое несчастье. Если кто передаст другому, избежит личного несчастья, если передаст десять таких листов, отклонит беду от семьи, если пятьдесят – от целого селенья. Не будут изгнаны иностранцы, не будет дождя. Да знают это все торговые люди и жители поднебесной. Человек, уничтоживший это послание – разбойник, если женщина, то проститутка».
Такими прокламациями китайское правительство рассчитывало подействовать на воображение народа, в большинстве своем бывшего невежественным крестьянством, разбудить в нем ненависть и заставить взяться за оружие.
Чтобы еще сильнее произвести впечатление на толпу и заставить её признать в себе посланников неба, которым поручено освободить страну от «заморских чертей»- европейцев, ихетуани показывали в городах и селах различные фокусы, стараясь доказать своим неискушенным зрителям, что они защищены небесной силой от вражеских пуль и могут передать эту волшебную способность кому угодно.
Есаул Савицкий (командир 2 сотни Охранной Стражи КВЖД) бывший на одном из таких представлений вспоминал;
«Однажды проезжая мимо толпы смотревшей на представление боксеров, я подъехал и предложил им испытать свою силу на пулях русской винтовки и, в случае удачи обещал им какие угодно деньги. Но, к сожалению, желающих подвергнуться такому испытанию не нашлось. Позже во время беспорядков мы захватывали раненых боксеров, зачастую совсем еще детей. У них за воротником куртки были вшиты куски белой материи с написанными на них красными кабалистическими знаками. Оказалось, что это заклинания главного предводителя боксеров делающие, носящего их, будто бы совершенно не уязвимым от наших пуль. Когда, показывая этот талисман я спросил у раненого боксера, почему его все-таки ранили, то, не смотря на тяжелую рану в живот, последний оживился и начал энергично уверять, что это была не русская пуля, а китайская. Искренне или нет он говорил неправду я не знаю. Вернее будет предположить, что он был убежден в святости главного боксера и в несокрушимой силе данного ему талисмана».
Красноярская газета "Енисей" в номере от 6 августа 1900 года сообщала своим читателям любопытные сведения о религиозной нравственности ихэтуаней: "Боксеры - тайное революционное общество, отличается очень строгим внутренним порядком. Это масса соединенных сект, находящаяся каждая под покровительством духа предка или какого-нибудь животного, например, тигра, обезьяны, буйвола, лисицы и т.д. Покровительство имеет особое значение: секта обезьяны приписывает своим членам способность прыгать через дома, секта лисицы - особенное острое зрение. Все верят, что пули для них безвредны, презирают огнестрельное оружие, но зато крайне любят холодное. Незадолго до восстания в Пекине, нельзя было ни за какие деньги приобрести ножи, кинжалы, сабли и пики. Все раскупили боксеры... Все члены имеют особые знаки отличия: красные кушаки, цветные платки, желтые подвязки и т.п. Суеверия и вера в колдовство распространены до чрезвычайности. Боксеры отличаются крайней жестокостью..."
В январе 1900 года вышел очередной эдикт императрицы. Там сообщалось, что: «Народ имеет право изучать искусство боя для того, чтобы защитить свои семьи и объединять население деревень для того, чтобы защитить эти деревни». По сути своей это был призыв к организации народного ополчения.
Подготовка к борьбе за независимость велась руководством Китая по двум направлениям.
Помимо подготовки «народной войны, спешно реформируются и вооружаются части регулярной китайской армии. Закупается большое количество современных вооружений и боевых кораблей. К началу 1899 года в провинции Чжили были сформированы две новых дивизии общей численностью свыше 20 тысяч человек. Формирование новых подразделений происходит и в других провинциях. Северная эскадра Китая получает ряд новых кораблей, а форты Дагу новые береговые орудия.
Россия не могла далее оставаться сторонним наблюдателем происходящих в Китае событий. Интересы и проблемы сразу нескольких европейских стран во многом стали совпадать. В декабре 1899 года на встрече в английском посольстве были выработаны общие требования к цинскому правительству касающиеся борьбы с ихетуанями. В марте 1900 года иностранный дипломатический корпус направил правительству Китая предостережение, что если оно не выполнит их требования, то посланники будут просить свои правительства принять меры для защиты жизни и собственности иностранцев в Китае. Китайское правительство отвечало отговорками о неспособности контролировать ситуацию и якобы безвредности ихетуаней, как таковых.
Между тем, движение ихетуаней охватило всю провинцию Чжили и стало распространяться на Северо-восток в Маньчжурию. Цинское правительство продолжало проводить политику по скрытой поддержке и распространению идей ихетуаней. Для того, чтобы успокоить Запад, императорский двор выступал с декларативными заявлениями о якобы его (двора) несогласии с ихетуаньской агитацией и даже её запрещении. Таким был, например указ от 4 мая 1900 года. Но, учитывая, что буквально за пару недель до этого вышел указ о превращении ихетуаней в государственное ополчение, указ от 4 мая можно считать обычной дезинформацией будущих противников.
7 мая 1900 года русский посланник в Китае Михаил Николаевич Гирс докладывает, что в Пекине реальная власть находится в руках людей готовых всемерно поддержать восстание, направленное против иностранного присутствия в Китае.
Дипломатический корпус Пекина провел 8 мая еще одну совместную акцию. Цинскому правительству была направлена нота с перечислением необходимых мер по борьбе с движением ихетуаней. Цинское правительство отказалось выполнять какие-либо требования, и ограничилось «успокоительными» обещаниями. 12 мая на совместном заседании посланников было принято решение о вызове в Пекин вооруженной охраны для иностранных представительств.
16 мая 1900 года вице-адмирал Е.И.Алексеев докладывает в Санкт-Петербург: «Согласно просьбе посланника, (Гирса) завтра с рассветом выйдет отряд судов в Таку (Дагу) для посылки в Пекин 100 человек десанта».
С этого момента «маховик» конфликта начал раскручиваться, и военные меры стали преобладать над мерами дипломатическими..."