«Брелоки-противовесы типа нэцкэ использовались на обширной территории: в Японии и в Венгрии, на Крайнем Севере и в Эфиопии. В сущности, нэцкэ появляются там, где имеется костюм без карманов, но с поясом. Поэтому всегда рискованно искать корни подобного обычая у какого-либо народа за рубежом: этот обычай может оказаться и местным… В Японии если не сам обычай ношения предметов за поясом с помощью противовеса-брелока, то специфика его художественного оформления (в виде резной скульптуры, рельефной пластинки и т.д.), несомненно, не местного, но китайского происхождения» (М.В.Успенский, Нэцкэ, Л:Искусство, 1986 – с.6)
М.В.Успенский наш крупнейший, и, к сожалению, ныне покойный специалист по нэцкэ. Изучал их в собрании Эрмитажа. Указанная книга – его первая работа на эту тему, оч.рекомендую. Была еще вторая книга, но данные дать не могу.
Есть у меня альбом по китайскому камнерезному искусству. Оттуда снимок - две китайские подвески-пэй и т.н.поясной крючок (кит. дай-гоу) для ношений предметов на поясе. Сделаны в эпоху Западной Хань (206 г.до н.э. – 8 г.н.э.). Точно такие же поясные крючки в Японии известны, как оби-хасами – один из видов нэцкэ.
В Питере нэцкэ есть в Эрмитаже. В Москве – в Музее народов Востока и в…доме-музее А.М.Горького. Буревестник революции, оказывается, коллекционировал мелкую восточную пластику, в т.ч. и нэцкэ. В бывшем особняке Рябушинского на Малой Никитской в одной из комнат можно видеть его коллекцию.