Японский форум > Дискуссионные темы, вопросы и ответы

9-я статья и пересмотр конституции Японии

(1/38) > >>

Dominicanes:

--- Цитата: julia5 от 01 Декабря 2005 20:49:52 ---Недавно прочитала одну статью по поводу изменения японской конституции.. Хотелось бы узнать мнение участников форума по этому поводу. Меня просто интересует, насколько объективна данная информация..
http://www.lenta.ru/articles/2005/11/22/constitution/_Printed.htm

--- Конец цитаты ---

1. Особенности Конституции Японии 1947 г.

Конституционное развитие Японии началось в 1889 г., когда была принята первая японская конституция. Данная конституция закрепила результаты революции Мэйдзи. Несмотря на свой консерватизм архаичность (закрепление сословных различий и привилегий, большие полномочия императора, наличие особой наследственной палаты в парламенте для аристократии - Палаты пэров), Конституция 1889 г. дала мощный толчок экономическому и политическому развитию страны.

После поражения Японии во второй мировой войне и ее оккупации американскими войсками началась разработка новой конституции. Важной особенностью новой конституции было то, что она разрабатывалась при активном участии и под давлением Дальневосточной комиссии - оккупационного органа, который имел полномочия на коренную реформу японской конституции.

Ведущую роль в деятельности Дальневосточной комиссии играли ученые и генералы США. Фактически послевоенная конституция Японии была написана для этой страны США и их союзниками.

Окончательно новая конституция Японии была принята парламентом в октябре 1946 года и вступила в силу 3 марта 1947 г. Данная конституция действует и по сей день, и в силу своей "жесткости" она осталась в неизменном виде.

Можно выделить следующие особенности действующей конституции 1947 г. (и ее отличие от прежней конституции 1889 г.):


закреплен принцип народного суверенитета;


сохранена конституционная монархия во главе с императором, однако полномочия императора существенно ограничены;


высшим органом государственной власти объявлен парламент;


ликвидирована наследственная Палата пэров парламента;


предусмотрена двухпалатная структура парламента, состоящего из двух выборных палат - Палаты представителей и Палаты советников;


парламенту предоставлено право формировать правительство;


правительство стало ответственным перед парламентом, а не перед императором;


ликвидированы сословия (пэры, князья и т.д.)


закреплены основополагающие права и свободы человека;


конституционно закреплен принцип-обязательство об отказе Японии от войны и вооруженных сил (ст. 9: "Японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров");


на основании данной нормы конституции Япония и до настоящего времени официально не имеет своей армии (кроме немногочисленных сил самообороны).

Пересмотр конституции Японии осуществляется, если за него проголосуют не менее 2/3 депутатов каждой из палат, а затем данное решение будет утверждено на референдуме.

Однако практика пересматривать конституцию Японии не сложилась, и она остается в прежнем виде.

Япония - унитарное государство , административно-территориальными единицами которого являются: Токийский столичный округ, остров Хоккайдо; 43 префектуры, в которых избираются местный представительный орган и губернатор.

2. Статус и полномочия императора

Первые статьи конституции Японии посвящены регулированию статуса и полномочий императора . Согласно ст. 1 Конституции император является символом государства и единства народа, статус которого определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть.

Император Японии:


является сугубо церемониальной фигурой (представительство Японии внутри страны и за рубежом, причем сама деятельность и поведение, одежда императора жестко регламентированы и обставлены сложными и таинственными церемониями, уходящими корнями в средневековье);


не имеет самостоятельных полномочий по управлению государством (все действия императора носят характер "освящения", придания дополнительной силы решениям других государственных органов);


император, в частности, промульгирует законы и правительственные указы, созывает парламент, издает акт о роспуске парламента, на основании соответствующего решения подтверждает назначение министров, принимает верительные грамоты от иностранных послов.

Императорский трон передается по наследству, как правило, от отца к старшему сыну. Императором может быть только мужчина. Восшествие на престол нового императора олицетворяет собой начало новой "эры", которая имеет собственное летоисчисление.

Так, в 1989 г. после смерти императора Хирохито, правившего с 1926-1989 гг., на престол взошел его сын - император Акихито. С того же года началась эра "Хэнсэй" (процветание).

Организационным обеспечением деятельности императора занимается особый орган - Совет императорского дома .

3 .Принцип разделения властей в Японии

Высшим органом государственной власти Японии и единственным законодательным органом Японии является парламент , состоящий из двух палат - Палаты представителей и Палаты советников.

Палата представителей состоит из 500 депутатов, которые избираются на 4 года по системе единственного непередаваемого голоса. (Вся страна делится на 129 многомандатных округов, в каждом из которых борьба идет за 3-5 мандатов. Избиратель в многомандатном округе голосует только за 1 кандидата, и депутатами становятся кандидаты, занявшие в округе с 1-го по 3-е ( по 4-е и 5-е) места. Таким образом, в парламенте представлена воля почти всех избирателей).

Палата советников состоит из 252 депутатов (советников):


152 советника избираются в многомандатных округах, совпадающих с границами префектур (то есть советники избираются от префектур), по системе единственного непередаваемого голоса;


100 советников избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам) в масштабе общенационального округа;


срок полномочий Палаты советников - 6 лет;


каждые 3 ода переизбирается половина советников;

Можно выделить следующие особенности избирательного процесса в Японии :


правом голоса обладают подданные, достигшие 20 лет;


право быть избранным в Палату представителей наступает с 25 лет, а в Палату советников - с 30 лет;


кандидаты должны внести избирательный залог в размере 3 млн. йен (баллотирующиеся в Палату представителей) или 2 млн. йен (баллотирующиеся в Палату советников); залог не возвращается, если кандидат не набрал числа голосов, получающегося при делении числа избирателей в округе на число мандатов;


избирательная кампания очень короткая - 2 недели;


в ходе избирательной кампании запрещено агитировать против других кандидатов, ходить по квартирам и использовать телевидение больше 3 минут;


наиболее распространенная форма агитации - выступление в округе и встречи с избирателями;


как правило, сама по себе избирательная кампания (особенно для совсем нового кандидата) не приносит особой пользы; на практике выборы в Японии - конкуренция уже сложившихся репутаций;


распространена семейственность и клановость; около четверти депутатов - дети, жены и иные родственники прежних депутатов

Главные функции парламента - принятие законов, бюджета, формирование правительства. "Верхняя" Палата советников более стабильна. Она имеет длительный срок полномочий - 6 лет, каждые 3 ода обновляется наполовину, не может быть распущена. "Нижняя" Палата представителей, наоборот, может быть досрочно распущена императором по решению правительства. Поэтому выборы в нее происходят гораздо чаще, чем 1 раз в 4 года (реально - раз в 2 года).

Высшим органом исполнительной власти Японии является правительство - Кабинет министров. В него входят: премьер-министр, 12 министров, 8 государственных министров (заместителей премьер-министра и министров без портфеля). Правительство Японии формируется парламентом и ответственно перед ним.

Премьер-министр - ключевая фигура Кабинета министров. Он фактически является действующим руководителем страны. Формирование Кабинета министров начинается с избрания парламентом из числа своих членов премьер-министра. Пока парламент не избрал премьер-министра, он не может решать другие вопросы.

Можно выделить следующие, присущие только Японии особенности формирования и функционирования правительства (Кабинета министров):


согласно традиции премьер-министром избирается лидер партии, победившей на выборах;


половина министров обязательно должны быть депутатами парламента (как и сам премьер-министр);


назначение на министерский пост не влечет утраты депутатского мандата; на практике все члены правительства - депутаты, причем продолжающие одновременно исполнять депутатские полномочия и не теряющие связи с избирателями;


кабинет министров, как правило, заседает тайно;


решения принимаются только консенсусом - единогласно;


за работу ответственно только все правительство в целом, вынесение вотума недоверия премьер-министру влечет отставку всех министров;


при вынесении парламентом вотума недоверия правительство либо целиком уходит в отставку, либо остается у власти и премьер-министр в 10-дневный срок распускает "нижнюю" палату парламента; а практике правительство, получившее вотум недоверия, чаще предпочитает распускать парламент, чем уходить в отставку;


кабинет министров Японии в лучшем случае остается у власти не более 2 лет;


согласно японским традициям и менталитету, во-первых, одни люди не могут быть главнее и авторитетнее других; во-вторых, на государственных постах нельзя быть слишком долго и партии должны постоянно выдвигать новых людей, в силу чего премьер-министры и министры должны постоянно меняться: министры - каждый год, премьер-министр - каждые 2 года;


министры в первую очередь являются представителями парламента в министерствах, которые они возглавляют, и, как правило, не являются специалистами в соответствующих отраслях;


это обуславливает особую структуру японских министерств: во главе каждого министерства стоят сам министр и два его заместителя - политический и административный; политический заместитель, как и министр, - представитель партии в министерстве, он уходит в отставку одновременно с министром, а административный заместитель министра - профессиональный чиновник со специальным образованием, как правило, работавший всю жизнь в данной сфере и долгие годы - в министерстве; административный заместитель министра годами профессионально руководит министерством, а министры и их политические заместители каждый год приходят и уходят, не успев детально вникнуть в дела министерства.

Судебную систему Японии составляют:


50 окружных судов;


8 высших судов;


верховный суд;


суды по семейным делам (в том числе рассматривают дела о преступлениях, совершенных несовершеннолетними до 20 лет);


дисциплинарные суды - рассматривают незначительные гражданские и мелкие уголовные дела.

Особую структуру и функции имеет Верховный суд :


состоит из главного судьи и 14 судей, назначаемых Кабинетом министров;


работает либо пленарно (кворум - 9 человек), либо по отделениям (5 человек каждое, кворум - 3);


является высшей судебной инстанцией;


осуществляет конституционный контроль;


дает руководящие разъяснения нижестоящим судам и оказывает своими решениями большое влияние на их работу.

kwisin:
Откуда информация?

Dominicanes:
Все очень банально даже очень банально
http://www.humanities.edu.ru/index.html

AntoMix:
Ты блин где полгода назад был когда я конст. право заруб. стран сдавал ?? :) :)

А ещё её особенностью является, что её будут в этом году менять :) По крайней мере собирались.

Ximik:
какие пункты хотя изменить?

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии