В 1770г. (35-й год правления Цяньлуна) большая часть племени абак-керай и часть найманов Среднего Юза под руководством Койтайлак-батура, Шубаш-батура, Куандык-батура, Тайлак-батура, Байкан-батура, Естехан-багатура через горы Калба и озеро Зайсан прошли в Алтай, переправившись через реку Иртыш. Они поселились в западной части современного Алтайского округа СУАР.
Отлично, Кюльтегин. Ведь стоило попотеть, чтобы я признал Вашу правоту, правда?
Однако победы легко не даются - надо ответить еще на ряд вопросов:
Цинская администрация предприняла две меры по их управлению:
1. Казахи, перешедшие под управление Цинов, получали конкретные пастбища, из числа их родоначальников назначались залины и амбы, которые строго подчинялись цинским властям. Например, из числа казахов, пришедших в пределы контролируемых Цинами земель с 30-го года правления Цяньлуна, в 43-м году правления Цяньлуна по предложению советника Мингуя были назначены залины, которые подчинялись ойратскому цзунгуаню. А это ни много, ни мало 532 человека, 94 семьи общей численностью 1055 человек с детьми и женщинами, кочевавшие в районах Барлык и Жаир в Тарбагатае.
Отметьте, что фактов переселения казахов за 1765 г. (30-й год эры правления Цяньлун) нет - в это время стремительно развивается конфликт Цинов с Барак-батыром, приведший к бегству части казахов к русским границам и откочевки Барак-батыра в результате ряда взаимных набегов казахов и цинскоподданных монголов.
И еще вопрос - как же это "большая часть племени абак-керей и часть найманов", когда всего казахов 1055 человек "с осликами и деревьями"?
Наконец вопрос об источнике - плохая передача цинских званий заставляет предположить старый и не очень квалифицированный перевод. Правильно -
цзолин (это по-китайски, а по-маньчжурски
ниру-эдзэн) и
амбань, но... Если казахов поселяют в зоне компактного расселения монголов, то и звание звучало бы по-монгольски -
суман-у дзанги. А еще бы я добавил, что
амбань - это
дутун. А разве были казахские военно-административные образования, где управляющий чиновник имел бы звание
дутуна? Не каждый цинскоподданный монгол, управляющий
хошуном, такое звание имел. Так что встает вопрос об верификации источника.
Ну и вопрос "на сладкое" - эти казахи точно остались на этих кочевьях насовсем и не ушли обратно? Ведь в том районе в конце 1771 г. расселили "новых торгоутов" Билигту-вана Цэрэна, непримиримого врага казахов, особенно после того, что те сделали во время торгоутского побега!
Вторая часть казахов, которые кочевали за линией (т.е. вне пределов калуней), должны были выплачивать дань и содействовать патрулированию пограничным войскам Цинов. Цины обязали их выплачивать одну голову из каждой 100 скотины. В Илийском округе действовало иное предписание - раз в год по кочевьям проходил чиновник, отвечающий за сбор налогов, с отрядом 500 человек. Он брал из каждой сотни лошадей и коров по одному животному, с каждой тысячи овец - одну. В районах Темирти и Саржиек Тарбагатайского округа каждый год местные власти собирали 800-900 или 400-500 лошадей.
Да, этот налог собирался с казахов за право перепустить коней и овец зимой со своей стороны на цинскую.
Так что, Кюльтегин, поздравляю с успехом! И все-таки прошу ответить на мои вопросы.