Вообще с боном ситуация и в самом Тибете не самая простая. Бон подвергался гонениям, а история переписывалась несколько раз. Мало кто знает, но существует мнение, что тибетская письменность была составлена Тонми Самбхотой на основе бонкой письменности, но чтобы исключить даже малейшее упоминание опальной религии была придумана легенда, что письменности до Тонми Самбхоты в Тибете не было, а построена современная письменность на основе санскрита.
Или возьмем такое историческое место, как Драк Йерпа. Хваленые русскоговорящие гиды-китайцы Даши и Саши вам об этом не расскажут, не сомневайтесь, но Драк Йерпа тоже связана с боном. Бонцы верят, что второй царь Тибета Мутри Ценпо (mu khri btsan po, рожден около 1074 года до нашей эры) нарек это место одним из тридцати семи мест силы, благоприятных для бонских медитаций. Позднее, во времена гонения на бон, Драк Йерпа стало местом, где прятали бонские терма. Такие места встречаются на юге (например в Бутане), и называются южными сокровищницами, и в Центральном Тибете, и называются центральными сокровищницами. Драк Йерпа - одна из главных таких центральных сокровищниц.
Правда в XVII веке печальная участь постигла не только бон, и но и школы буддизма, отличные от главенствующей гелук. Когда я был в монастыре Толинг, неподалеку от Гуге, я удивился, обнаружив, что одна из часовен монастыря называется "Дже Лхаканг" (rje lha khang), и посвящена Ламе Цонкапе: ведь монастырь был построен в XI веке в форме мандалы. Какой был Цонкапа в XI веке??? Да никакого!!! А потом до меня дошло: после того, как к власти с помощью монгольских войск пришел Пятый (Великий) Далай-лама, и с помощью монгольских же войск он отвоевал Нгари у ладакцев, большую часть монастырей насильно обратили в гелук!!!
Поэтому туристы, путешествующие в Центральном и Западном Тибете часто спрашивают: "Почему мы видим здесь только гелукпинские монастыри?" А все по тому-же, почему не осталось в этих провинциях и бона - их насильно обратили в единственное верное учение гелук.
Ну и поскольку власть далай-лам практически не распространялась на Амдо и Кхам, бон, кагью и ньингма хорошо сохранились именно там.