Доброго времени!
ну не все так мрачно, конечно.
Все таки здесь имеет место не "каннибализм в его первобытном виде", а обмен энергией, и в этом обмене деньги всего лишь эквивалент "энергий".
"Оплата" это мера ответственности, которую берет на себя ученик за получение знаний.
Будет ли это выражено "в рублях" "долларах",
или это будет выражено в натуральном продукте вроде "предоставление зала для занятий",
или это будет выражено в "преданности школе до гробовой доски",
или может быть это будет выражено в новых знаниях которые ученик "в благодарность учителю" принесет в школу.
Для учителя полученные "авансом" деньги, так же дают элемент ответственности за передачу знаний.
Правда и то что в этом "обмене энергиями", присутствует элемент ВРЕМЕНИ, которое купить нельзя.(а оно очень необходимо если не для посева ЗНАНИЯ, то для ПРАКТИКИ)
Элемент ЗДОРОВЬЯ (то есть физической состоятельности ученика принять программу обучения или у учителя передать знания)
Элемент МЕСТА (грубо говоря вы и деньги можете заплатить и программу способны освоить но находитесь в деревне Гадюкино за северным полярным кругом, а местные мастера только полярные медведи и совы, которые денег не берут.)
Причем это только те элементы которые я вижу, может быть вы свои добавите, ...ну вроде "ЖЕЛАНИЕ", причем не просто гипотетическое "желание научится", а оторвать свою ж@пу от теплого кресла в теплом офисе райцентра деревни Гадюкино, и пойти пообщаться с медведями и совами, или на семинар к кому нибудь съездить.
Именно эта совокупность вышеуказанных элементов и приводит к выводу, что есть вещи которые "за деньги" НЕ купишь.
Сейчас попробую провести аналогию немножко из другой области.
Есть так называемые "латиноамериканские танцы" вроде САЛСА, МАМБА, МЕРЕНГА, которые танцуют ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ ЖИТЕЛИ ЮЖНОАМЕРИКАНСКОГО КОНТИНЕНТА И БЛИЗЛЕЖАЩИХ ОСТРОВОВ.
ОНИ ИХ ТАНЦУЮТ, как живут. С ДЕТСТВА и ЛЕГКО, выдумывая элементы по ходу дела.
Но все их танцы, у большинства, остаются на уровне два притопа два прихлопа, в зависимости от музыки меняя ритм.
(я свою систему практики, делал по этому принципу "туда или сюда")
Причем хороший танцор из Латинской Америки, может приехать к примеру в Архангельск и организовать там клуб Салсы и нарубить бабла, тогда как в его родной деревне, ему бы никто платить за деревенские танцульки не стал.
ПОТОМУ КАК ВСЕ МАСТЕРА, И ВОПРОС КТО ЛУЧШЕ ОТНОСИТЕЛЕН.
Но у мастера Салсы есть ПОТОЛОК в оплате выше которого он не прыгнет.
Но выше этого потолка могут "прыгнуть" Учителя СПОРТИВНЫХ БАЛЬНЫХ ТАНЦЕВ в которых есть ЛАТИНОАМЕРИКАНСКАЯ ПРОГРАММА.
А вот спортивная-бальная тема это уже СЕКТА, со строгой иерархией, подчиненностью и жестко стандартизированными элементами танцев, и уровнями получения знаний.
в этой секте, даже мода на то или иное движение приходит СВЕРХУ, инициатива снизу вообще никак не воспринимается.
И за то что бы это понять нужно платить, деньгами, пОтом а иногда и еще чем нибудь.
И вот в этой спортивной-бальной "кухне" преподаватели получают деньги за семинары несоизмеримые с доходами мастеров деревенской самбы.
В результате мы имеем то что на выступление лучшего спортивного бальника смотрят с изумлением, на отточенность техник, умение чувствовать ритмический рисунок, и все остальное мастерство вроде "взаимодействия в паре".
Причем они там, в заоблачных высотах мастерства находятся в том состоянии когда только они сами знают что есть технично, а что есть любительство.
человек с улицы вообще ничерта не поймет, а если захочет научится ТАК ЖЕ, то ему прийдется отказаться от этой идеи потому что возраст уже не тот, не успеет научится.
Но поскольку хочется, то приходится прийти в эту "систему" и принять ее правила, в том числе и те которые гласят, ЗА ВСЕ НУЖНО ПЛАТИТЬ.
Но при этом есть еще один парадокс, Салсу, мамбу можно уже ВПОЛНЕ СНОСНО танцевать после месяца занятий, тогда как Латиноамериканскую программу спортивных бальных танцев, можно НЕ НАУЧИТСЯ И ЗА НЕСКОЛЬКО ЛЕТ!
Один из моих знакомых хореографов-народников сказал, Бальные танцы убивают УМЕНИЕ ТАНЦЕВАТЬ.
Причем достаточное количество народных коллективов существуют ВООБЩЕ БЕСПЛАТНО, и народ учится друг у друга под управлением РУКОВОДИТЕЛЯ.
С Боевыми Искусствами аналогия практически прямая.
Деревенский мастер Ушу из Китая, приедет в Европу и будет там "рубить бабло" и ученики с готовностью будут платить ему В ДОЛЛАРАХ или ЕВРО, за то, что мы тут (в Китае) можем получить за две бутылки пива, или вообще бесплатно, ...главное найдит подход к мастеру.
(про количество мастеров я не говорю, Ушу это не танцы)
А наряду с этим есть система Федераций (каратэ, самбо, джиу джитсу и т.д.) в которых ты не можешь прыгнуть выше "пояса" и обязан проходить все последовательно шаг за шагом.
И противостоять человеку ЧЕСТНО прошедшему все эти экзамены, деревенский мастер Ушу вряд ли сможет.
Потому то они и переквалифицировались на фокусы и философские умствования, что приносит гораздо больший доход нежели "практическая ценность".
В общем вопросов достаточно много, и то что я тут описал возможно слишком прямолинейно выстроено исходя из моего опыта.
Но некая система в этом усматривается.
удачи в практике!