Дело в том, что своеобразие китайской культуры и заключается как раз в том, что она труднодоступна для понимания большинства европейцев. Но это не значит, что её нет или она примитивна. Ведь все другие народы (я говорю, конечно же, о европейских народах) заимствовали друг от друга и обычаи, и традиции, и культурные достижения. А Китай развивался изолированно от внешнего мира, но при этом умудрился создать подлинные образцы высочайшего искусства, например, тот же пресловутый "Сон в красном тереме", о котором здесь уже говорилось. Это же и в самом деле - шедевр! А "Речные заводи" Ши Найаня, "Странные истории из кабинета неудачника" Пу Сунлина, "Неофициальная история конфуцианцев" У Цзинцзы, а стихи Ли Бая и Ду Фу, бо Цзюйи? Это ж мировое наследие! Кстати, всё это переведено на множество иностранных языков (наши предшественники постарались и сделали это шикарно, надо сказать!)
А сама китайская письменность? Это же какая необходима умственная эквилибристика, чтобы изобрести такой могучий код для передачи информации? Причём, без всякого копирования и заимствования у других народов, как это было у европейцев.
Тут много говорилось об опере. Вот я, например, долгое время "въезжал" в процесс. Но вот сейчас, могу сказать, что разобравшись наконец в деталях, с удовольствием смотрю и слушаю не только пекинскую, но и миньнаньскую оперу. Причём, без всяких понтов и не на "людях". Иногда захаживаю в местный театр и сижу, слушаю. Некоторые русские смеются
Говорят: "А чЁ ты там понимаешь?". Отвечаю: "А чё Вы понимаете у Монсерат Кобалье?". Так что - квиты
Но мне нравится, правда! Не знаю почему, но нравится! Сейчас перезнакомился со всеми местными артистами, стало ещё интересней - просвещают заодно
Что касается художников и их стилей. Это же ведь тоже настолько индивидуально, что не каждый человек и в работах европейских художников разберётся, тем более, в китайских. Ну, например, большинство даже из здесь присутствующих вряд ли скажут мне чем же отличаются авангардисты от импрессионистов, нонконформистов и модернистов, и друг от друга. А уж тем более китайские художественные стили и манера письма. Кто-нибудь из критиков пробовал нарисовать сам, ну, хотя бы что-нибудь из "шаньшуй" (Горы и воды) стилем "гунби" (прилежная кисть)? А это совсем не просто, как кажется. Китайский художник всю композицию держит в голове, такова специфика материала (шёлк или бумага, по которой быстренько разливается тушь, некогда делать по одному мазку в неделю или в месяц, как принято у европейских художников
)
Когда в это во всё "въедешь", то понимаешь, насколько уникально художественное творчество китайских художников и уже не покупаешь всякое дерьмо, вывешенное в каждой лавке в виде, якобы раритетов
, а ищешь истинные работы
И это доставляет удовольствие, если хотите, эстетическое!
Ну, а о музыке, танце, шахматах и многом другом - в следующий раз