В представлении большинства из нас модель корабля – это хитро сделанная игрушка, чья главная «изюминка» состоит в миниатюрности. Между тем истории известны примеры постройки моделей, не уступающих размером оригиналу. Морской музей города-героя Амстердама в 1992 г. обзавелся полноразмерной копией парусника Голландской Ост-Индской компании, построенного в 1748 г. Трехсотлетие города-героя Санкт-Петербурга, как помнится, было отмечено строительством реплики петровского фрегата «Штандарт». Однако самый свежий пример подобного проекта мы находим в народном Китае. В 2005 г. к причалу в городе Вэйхай провинции Шаньдун встал гвардейский броненосец «Динъюань» - флагман драконознаменного Бэйянского флота Цинской Империи. Оригинальный корабль был построен по китайскому заказу в Германии в 1883-1884 гг. и воплотил передовые судостроительные достижения той эпохи. В 1885 г. «Динъюань» пришел в Китай вместе со своим sister-ship «Чжэнъюань» и в течение 10 лет возглавлял боевой строй Бэйянского флота, базировавшегося в Вэйхайвэе (современный Вэйхай). Кульминацией службы броненосца стала Японо-китайская война 1894-1895 гг. В начале 1895 г. «Динъюань» был сильно поврежден в вэйхайской гавани японскими торпедами, а перед сдачей города – взорван собственной командой.
21 декабря 2002 г. Вэйхайское портовое управление созвало под своим крылом научно-практическую конференцию, посвященную истории героического корабля. В течение двух дней знатоки военной истории и корабелы со всего Китая выработали основные принципы предстоящего воссоздания броненосца. Ровно год спустя на судостроительном заводе «Хайда» в городе Жунчэн провинции Шаньдун закипела работа. Изготовлением орудий броненосца занялись смежники из города Ханьян провинции Хубэй. 13 сентября 2004 г. корабль был спущен на воду.
15 апреля 2005 г., в 8:30 утра, два мощных буксира оторвали «Динъюань» от достроечной стенки родного завода и повели в Вэйхай. В 10 часов утра того же дня броненосец благополучно обогнул скалистый мыс Чэншаньтоу, а вечером уже бросил якорь на вэйхайском рейде. На рассвете 16 апреля первое и последнее плавание возрожденного корабля завершилось у причала в Портовом парке. Ныне «Мемориальный корабль «Динъюань» является гордостью Вэйхая, служит базой патриотического воспитания китайской молодежи и иностранных туристов.
Броненосец построен с соблюдением оригинальных размеров: длина 94,5 м, ширина 18 м., осадка 6 м. При водоизмещении в 7220 тонн вэйхайский «Динъюань» является самой большой в мире моделью исторического корабля, выполненной в масштабе 1:1. Судно построено с применением современных технологий, в первую очередь электросварки. Тем не менее на листах бортовой обшивки и палубных конструкциях сымитированы заклепки, что создает ощущение старины. Пожалуй, хуже всего сработаны гребные суда и артиллерия малого калибра. 12- и 6-дюймовые орудия сделаны очень хорошо: авторы реплик воссоздали даже нарезы в каналах стволов.
Итак, предлагаю полушарианам небольшую прогулку по палубам броненосца «Динъюань»:
1. Общий вид с правого борта
2. Вид с кормы. Видны рельефные украшения-драконы и название
3. Минный катер
4. Штурвал