Так, для пущей важности статейка из Коммерсанта -
"Третья попытка
Готовиться к пилотируемому полету в космос Китай начал в 1966 году. Программу, названную "проект 714", возглавил ученый Цзянь Сюэсэнь. Инициатором и покровителем проекта был член ЦК КПК Линь Бяо, часто именовавшийся преемником председателя КНР Мао Цзэдуна. В 1970 году среди военных летчиков начался отбор кандидатов в первый отряд космонавтов. Запуск первого китайского космонавта на корабле "Шугуан" ("Заря") был намечен на 1973 год, хотя проект имел ряд изъянов, в частности плохо был отработан вопрос возвращения космонавта с орбиты. Но в сентябре 1971 года работа над проектом была прервана из-за политических разногласий в руководстве Китая: Линь Бяо был снят со всех партийных и государственных постов, обвинен в подготовке переворота, пытался бежать в СССР, но погиб в авиакатастрофе. "Проект 714" закрыли. ЦК КПК потребовал приступить к разработке новой пилотируемой программы, в которой был бы использован мировой опыт космических полетов.
В феврале 1978 года группа ученых во главе с Цзянь Сюэсэнем разработала новый проект, который был утвержден в ноябре того же года. Он предусматривал создание стартового комплекса на космодроме Цзюцюань, ракеты-носителя и корабля, центров управления полетом и подготовки космонавтов под Пекином, а также наземных и морских командно-измерительных комплексов. Но в декабре 1980 года программу заморозили из-за дороговизны ($1 млрд). В 1984 году Пекин даже согласился на предложение Вашингтона организовать полет китайского космонавта на американском челноке. Он планировался на 1989 год, но после гибели "Челленджера" в 1986 году Пекин от этих планов отказался. Впрочем, это не помешало слетать на шаттлах трем американцам, которые были этническими китайцами. В 1984 году в космос летал Тейлор Уонг, в 1994, 1996 и 2000 годах – Лерой Чао. Третий американский китаец, Эдвард Цан Лу, летал на шаттлах в 1997 и 2000 годах, а сейчас работает на борту Международной космической станции.
В апреле 1992 года ЦК КПК принял решение о начале третьей программы пилотируемой космонавтики, названной "проект 921". В 1999 году планировалось запустить пилотируемый корабль, в 2000-м – орбитальную станцию. Разрабатывал проект конструктор Ци Фажень, проходивший в 1957-1960 годах стажировку в СССР. В 1992 году был разработан проект пилотируемого корабля. В 1993 году под Пекином ввели в действие центр управления полетами, способный контролировать запуски пилотируемых кораблей. Но в 1994 году первоначальные планы были пересмотрены – Китай стал осуществлять космическую программу, купив технологии в России.
Китайский "Союз"
Еще в 1992 году, когда только началась работа над "проектом 921", китайцы стали присматриваться к российской космической технике, посетили космические КБ и заводы в РФ. По рассказам российских инженеров, члены китайских делегаций старались узнать как можно больше о российских пилотируемых кораблях – "тащили, что плохо лежало, а что не удавалось стащить, предлагали продать". После "технической разведки" Пекин понял, что можно получить и что нужно просить у России. В 1994 году после визита Цзян Цзэминя в Москву была достигнута предварительная договоренность о сотрудничестве КНР и РФ в космической области.
В марте 1995 году Москва и Пекин подписали секретное соглашение о передаче космических технологий, закупке агрегатов и систем пилотируемого корабля "Союз" и обучении китайских космонавтов. Китай перенес дату первого пилотируемого полета на 2002 год. Проект китайского космического корабля стал очень походить на российский корабль "Союз". В марте 2000 года было достигнуто предварительное соглашение о дальнейшем российско-китайском сотрудничестве, включая производство в России некоторых компонентов китайской космической станции, подготовку космонавтов и наземного персонала.
В 1996-1997 годах летчики У Цзе и Ли Цинлун прошли 14-месячный курс обучения за $1 млн в российском Центре подготовки космонавтов. Оба были членами отряда юханъюаней, заново сформированного в 1994 году. Китайцы приезжали в Россию, чтобы познакомиться с методикой подготовки к космическому полету и передать свой опыт первому юханъюаню, который полетит на китайском корабле.
20 ноября 1999 года с космодрома Цзюцюань в пустыне Гоби был запущен беспилотный космический корабль "Шэнь Чжоу-1" ("Волшебная ладья"). Затем последовали еще три запуска в беспилотном режиме – в январе 2000-го, марте и декабре 2002 года. Корабли делали в Китае, однако они были очень похожи на "Союз". В их конструкции использовались узлы и системы, разработанные и собранные в РФ. Например, петербургское ЦНИИ робототехники и технической кибернетики поставило в КНР высотомер "Кактус" для обеспечения мягкой посадки спускаемого аппарата корабля. Завод "Звезда" в подмосковном Томилине, производящий скафандры, видимо, шил их и для китайцев – скафандры для "Шэнь Чжоу" и "Союза" различаются только пришитыми на рукав флагами РФ и КНР.
Однако во всех выступлениях китайские государственные деятели подчеркивают, что "Шэнь Чжоу" – полностью китайский корабль. А в неофициальных беседах говорят, что российская помощь была хорошо оплачена, поэтому купленные технологии можно считать китайскими. По оценкам экспертов, с 1992 года КНР закупила в РФ технологии, продукцию и услуги больше чем на $120 млн. А в целом возможность самостоятельно отправить в космос своего гражданина обошлась Китаю в $2,3 млрд.
ИВАН Ъ-САФРОНОВ, КОНСТАНТИН Ъ-ЛАНТРАТОВ"
Справедлиовости ради, по ББЦ человек, которого представили как руководителя китайской программы (фамилию не углядел), сказал, что Россия была космическим учителем Китая.
Вообще, китайцы молодцы.