Продолжая "психическую линию".
Здесь два аспекта:
- на мой взгляд прерасположенность к истерии, точнее о некой истероидной акцентуации (а возможно и психопатии) у Б.Ли можно говорить, хотя бы на основании следующие факторов: выбор сферы профессиональной карьеры – на виду в кино, поведение на экране (некая рисовка, особенно в ранних картинах, на мой взгляд присутствует, хотя уж и не помню). Кроме того из вашей информации – его «отшили» из школы Б.И., возможно (гипотеза) из-за устремленности к внешним признакам Б.И., а не внутренним (хотя тут спорно – может из-за непризнания авторитета, что для истероидов не характерно – они наоборот внушаемы). Кроме того следует и например выбор серьезного занятия Б.И. как ощущение угрозы и потребности защититься. В целом тут нужно детальное описание детства Б.Ли, его родителей.
- развитие в короткий срок – как понимаю вы клоните к версии о «проклятии», «сглазе» или там «удаер Ци». Не знаю, но на мой взгляд (а я далеко не профессионал в этом) это может быть следствием некой психологической травмы из которой усиливаются определенные черты характера выходящие за рамки психопатий до уровня паталогии. Про это ничего не скажу, но вот на этот процесс конфликта(стресса?) (или даже и без него) может накладываться некоторые любопытные моменты связанные вообще с Б.И. и с работой с телом и «энергией».
Существует такая модель, правда не очень представленная в литературе, и тем более не очень принятая в психотерапии – как биоэнергетическая модель организма. Если отдели зерна от плевел, то кратко ее можно свести к следующем положениям:
- существует баланс между сознанием человека, его бессознательными желаниями/конфликами и цензурирующими психическую деятельность моральными и иными нормами сдержаивающими бессознательное (Я, Оно и Сверх-Я в психоанализе – думаю вы знакомы)
- конфликт бессознательного с цензурой находит отражение в поведении и в психосоматике, в частности в теле.
- поддержание конфликтов – очень значительно оттягивает «энергию» человека, как в психическом смысле мотивации и активности, так и в физиологическом из-за хронических мышечных спазмов.
- расширение сознание происходит за счет как проработки конфликтов и работы с телом, так и за счет осознания и проработки цензуры.
- работа по расширению свободы (т.е. снятие конфликтов и неосознанной цензур) только с одной из сторон этой триады – приводит к перекосам в психической деятельности. Вариант усиления Оно и Сверх-Я мы не рассматриваем.
В последнем тезисе и заключается то предположение которое я высказал. Если работать с моралью, как делал Ницше – то тогда человека в теории начнут разрывать желания и подавленные конфликты. Так например происходит при афганском синдроме – когда резко снимается запрет на убийство (мы это обсуждали где-то).
Другой путь – «расслабление желаний», снятие зажимов – практика показывает, что этим в психику высвобождаются конфликты скрытые в бессознательным и в деятельной психотерапии происходит с ними работа по осознанию и т.п. Насколько могу судить в Б.И. происходит аналогичная работа а) физическим выбиванием энергии этих конфликтов б) внедрением в психологию учеников «философской школы» направленной на примерение этих конфликтов (чаще всего имеющих антисоциальную направленность) в новой моральной парадигме. Аналогично происходит и в йоге, где растяжкой этих блоков сопровождается навешиванием ведических(?) норм.
Так вот, на мой взгляд возможна ситуация, когда активной физической проработкой этих зажимов (не позволяя найти им фиксацию в других участках тела), провоцированием агрессии не сопровождаемая адекватной осознаваемой социализацией, проводимая в «быстром ритме», с накладыванием сугубо положительной обратной связи (признание). В психологии есть «быстрые техники» - лечения через конфликт, когда вся личность обрушается в стрессе, а потом восстанавливается в более устойчивом состоянии, но проводится она под контролем терапевта – может привести к таким «разрегулированиям» психологии, что механизмы защиты психики не справляются и личность идет в разнос. При этом направление ее «разноса» безусловно должно определяться теми акцентуациями, которые раньше были в характере, но были невыраженными, т.е. в пределах нормы.
Тем не менее мне не приходилось встречать подобных материалов, так как терапевты консервативны и обычно нацелены в первую очередь на стабилизацию психики, а в последующем контролируемую коррекцию. Исследования по таким раскачкам носят фрагментарный характер (но глубокого анализа литературы я не делал – среди русской не встречал, в англоязычная мне не доступна).
Где-то так, но это все носит характер непроверенной гипотезы. И я честно не знаю пока другого способа «бюджетно» проверить, кроме как сформировать это в виде некой целостной работы и вкинуть ее в профессиональную аудиторию. Потому как полевые исследования, требуют профессиональной и нацеленной деятельности в этой сфере, что например мне не интересно.
При этом с точки зрения психотерапии, думаю этот подход будет неверным (точнее сами исходные посылки неправильны), так как в парадигме клинической психологии - психосоматика только набирает обороты и работает обычно с уровнем «серьезных» болезней (ЖК тракт, сердечных, аллергий, ОРЗ и т.д.), конфликт же нарушения социальных норм или подавленных конфликтов в ней другими моделями объясняется, часто гормонального, нейрохимического и генетического уровня. Что мы и видим при объяснении смерти - редкая аллергическая реакция, повидимому обсуловленная некими физиологическими (читай "генетическими") факторами. Сказали "генетика" (вместо Бог) и больше никаких объяснений не нужно.