В середине XIII века у монголов побывал весьма близкий семье короля Франции францисканский монах Гильом де Рубрук. В описании своего путешествия он упоминал и праздник Урюс сар — начала лета: "...в девятый день мая месяца... (монголы — Ред.) собирают всех белых кобылиц стада и устраивают в тот день большой праздник, так как считают, что пьют тогда новый кумыс.
Смысл праздника Урюс сар заключался в торжестве по случаю обновления природы, перехода с весенних пастбищ на летние, увеличения стад, обеспечения богатства и благополучия.
П.И. Небольсин отметил, что элемент участия буддийского духовенства в обряде занимает скромное место. Это связано с тем, что сам ритуал более древний, чем его буддийское оформление.
Подтверждением тому служит свидетельство А.М. Позднеева о том, как проходил праздник, в каждой кибитке. Как он писал, ранним утром 15 числа хозяева перед почетным возвышением ставили свежие куски дерна с цветущей травой железняк — "урс", те же лиловые цветы затыкались за жерди остова кибитки. После прочтения молитв перед бурханами семейство, выйдя из кибитки, обращалось с молитвами к солнцу, окропляя при помощи этой травы смесью кислого молока и араки четыре стороны света, затем детей, животных. Введение этого обряда приписывалось Чингисхану. В молитве, обращенной к солнцу упоминались Вселенная, ее центр, светила, духовенство, Чингисхан и места кочевий в Западной Монголии.
...Обрядовыми действиями Урюс сара — жертвоприношениями, кроплением — обеспечивался союз неба, земли и воды, необходимый для правильного круговорота воды в природе, а в дальнейшем — для изобилия кормов — важнейшего элемента скотоводческого хозяйства.
Бакаева Э. П. Буддизм в Калмыкии.
В связи с чем вопрос. В наши дни в Монголии широко отмечаются два праздника: Цаган Сар и Надом. А получается, что Цаган сар смещен по времени:
У древнемонгольских племен единой даты начала Нового года не существовало. По сведениям Вл. Котвича, было две даты: осеннего равноденствия, и зимнего солнцестояния — 21—22 декабря. Большинство монголов отмечали его осенью, другая часть — зимой. Осень для монголов, кочевников, была временем наибольшего изобилия продуктов, окончания заготовки молочных продуктов на зиму и относительного затишья в хозяйственной деятельности.
Итак, до принятия буддизма у монголов Цаган сар в основном праздновался осенью и с него начинался отсчет года.
А Надом - это и есть древний Урюс сар? Только очень сильно изменившийся?? Или другой праздник?
Вы заметили, насколько по-язычески выглядит праздник Начала лета - Урюс сар? Такое ощущение, что так называемые традиционные праздники Монголии, что отмечаются сейчас, к традиционности не имеют особого отношения...