Китайская цивилизация уникальна не просто длительной историей своего существования (она является ровесницей древнего Египта и Междуречья, которые давно уже канули в Лету!), но, прежде всего, тем поразительным свойством во все времена сохранять преемственность своего развития.
Иными словами, Китай, несмотря на целый ряд иноземных завоеваний, несмотря на то, что за несколько тысячелетий заметно изменился этнический состав китайской нации и сменились центры развития культуры и экономики – все равно, Китай оставался Китаем.
С точки зрения управления большую часть своей истории это была централизованная империя, в которой правил император, опираясь на разветвленный и четко структурированный бюрократический аппарат, действующий в столице и на периферии. Очевидно, что такая «верность» выбранной схеме объясняется не только конфуцианским почитанием «нравов предков», но и успешностью, эффективностью работы сложившейся системы имперского управления.
И действительно устройство имперской администрации в сочетании с устройством региональной власти представляет собой уникальное явление, понимание которого позволяет приблизиться к пониманию феноменальной преемственности развития китайской цивилизации.
Рассказ о том, как была устроена китайская империя, целесообразно начать с периода Чжоу, в ходе которого были заложены предпосылки для создания будущего централизованного государства ученых-чиновников. Чжоуский Китай представлял собой конгломерат квазифеодальных владений, со временем обособившихся и начавших осуществлять самостоятельную военно-политическую и социально-экономическую политику. Формальное верховенство чжоуского вана базировалось исключительно на его моральном авторитете (подкрепленном концепцией «небесного мандата»!) и номинальных связях сюзерена и вассала, заложенных еще в начальный период формирования чжоуской «феодальной системы».
Как таковой, единой формализованной системы государственного управления в отдельных царствах Чжоу не существовало. За несколько веков существования чжоуского феодального государства сложилось несколько форм гражданской администрации, варьировавшихся от царства к царству и изменявшихся с течением времени.
В качестве условной системы государственного управления при Чжоу можно представить следующую схему...
Продолжение и источник.
Автор: Иван Зуенко