Народная медицина
В древности считалось, что болезнь человека вызывает нечто, вселившееся в его тело, и выздороветь означало избавиться от этой порчи. Для изгнания злого духа призывали шаманов, как правило, женщин.
Первоначально в обязанности шамана входило не только изгнание злых духов из тела человека, но и попытки отогнать с помощью заклинаний всех духов, которые приносят несчастье. Шаман также совершал обряды, во время которых обращался к духам с просьбой послать удачу, рождение сына, хороший урожай, дождь и т.д.
Для излечения больного шаман предлагал духам еду и вино, а иногда даже приносил в жертву животных, символизировавших больного человека. В обмен на жертвоприношение шаман просил духов покинуть тело и дом больного человека и никогда больше не возвращаться. Произнося заклинание, шаман пел, говорил нараспев, танцевал и молился.
Если это не помогало, принимались более энергичные и жесткие меры. Шаман искал местонахождение духов и, если находил их, бил, закупоривал в бутылку, которую пускал вниз по реке, зарывал духов в землю, а иногда ранил острым ножом или палкой, символически изображая эти действия. Такие представления, которые длились от часа до недели, сопровождались музыкой, монотонным речитативом, пением, танцами и молитвами.
При лечении болезней люди часто обращались за советом к гадалкам. Считалось, что с помощью ворожбы они могли определить причины болезни и посоветовать соответствующее лечение.
Действию злых духов приписывали не только болезни, но и несчастья и различного рода бедствия. Для защиты от них корейцы развешивали пучжок, или талисманы, в определенных местах в доме и вокруг него — например, на воротах, на потолочной балке, над дверью и в амбаре.
Большинство талисманов рисовалось красной тушью на белой или желтой шелковистой бумаге. По традиции считалось, что красный цвет обладает способностью сдерживать зло, поэтому в шаманских обрядах часто применяются красные бобы, красная глина, красная одежда и другие красные предметы.
Изображения на корейских талисманах варьируются от сложных геометрических рисунков до незамысловатых завитков и других узоров свободной формы. Некоторые талисманы состоят из единственного китайского иероглифа, в других строки на китайском языке или санскрите вплетены в сложный рисунок из портретных изображений, фигур, звездных карт и религиозных символов. Эти талисманы предназначены не только для изгнания злых духов, они также призывают добрых духов, которых можно просить о помощи практически в любой ситуации. Обычно талисманы использовались для того, чтобы:
прогнать болезни,
осуществить желание найти хорошую
работу,
обеспечить безопасный проезд по суше или по морю,
избавиться от "трех бед", наладить гармоничную супружескую жизнь,
обезопасить себя от злых духов, молиться о благополучном разрешении от бремени,
устранить всякого рода бедствия, поддерживать мир в доме, положить конец неудачам в карьере, достичь исполнения ста желаний, отвадить любовницу мужа, гарантировать рождение мальчика, продать или купить дом или переехать в новый дом,
искупить грех,
слушая цитаты из буддийских священных книг,
унять тревогу и обрести душевное спокойствие,
достичь долголетия, иметь много детей, изгнать воров,
сделать так, чтобы в семье появились крупные чиновники,
искупить грехи и достичь нирваны, увидеть хороший сон,
приносящий богатство и удачу,
избежать внезапной смерти,
сохранять гармоничные отношения между отцом и сыном,
а также быть удачливым в бизнесе.
Применение подобных талисманов представляет собой сложный процесс, требующий совершения очистительных обрядов, психологической настройки и исполнения определенных песнопений. Затем рисуется сам талисман и прикрепляется в подходящем месте. В начале лунного года буддийские монахи часто готовят талисманы и посылают их своим последователям, для того чтобы те повесили их у себя дома.Начало весны — тоже важное время, и по традиции в этот период в домах обычно вешают талисман с просьбой о том, чтобы весна принесла в семью счастье и гармонию. Многие из этих обычаев и привычек живы и поныне.
Сельские обряды и ритуалы
Чтобы достичь процветания и гармонии в жизни, корейцы не только используют талисманы, но и совершают определенные обряды и ритуалы. Их существует великое множество, и большинство из них тесно связано с природными явлениями, от которых зависит жизнь крестьянина. Например, люди, живущие в горах и долинах, приносят жертвы духу гор, в то время как рыбаки почитают дух морского дракона. Существуют домашние ритуалы и общедеревенские обряды, которые различаются в зависимости от региона страны.
Чаще всего совершаются обряды, посвященные духу гор, который охраняет деревню и влияет на урожай. Согласно легенде, после своей смерти основатель Кореи Тангун стал духом гор Асадала, древней столицы Кореи. В каждой деревне, обычно к северу от нее, находится особая гора, на которой расположено место поклонения духу гор. Этому духу нередко приносят жертвы, но особенно часто это происходит в первые 15 дней после Нового года по лунному календарю.
Защищает деревню и дух сонан. Он заботится о благополучии всех жителей села, принося им счастье и добро и отвращая от них зло, беды и неудачи. Сошндан, или место поклонения духу сонан, располагается обычно на границе деревни или на холме, возвышающемся над ней. Место это и окружающий его участок считаются священной землей. Деревенские жители выражают свое почтение духу и совершают здесь обряды и жертвоприношения, тщательно следят за этим местом, обкладывают его вокруг ветками и камнями.
Водами управляет дух дракона, живущий, согласно поверью, во дворце на дне моря. Корейская литература полна историй о подвигах этого духа, которого часто называют король-дракон.
Считается, что поскольку этот дух управляет течением вод, качеством воды и волнами в море, необходимо предпринимать особые усилия, чтобы обеспечить его благополучное существование и снискать благосклонность- во время засухи совершается специальный обряд, когда духов умоляют послать на землю дождь, чтобы напоить поля и помочь вырастить богатый урожай. Женщины поднимаются на гору к месту поклонения духам, где совершают молитву, поют и танцуют. Поднимаясь вверх и идя обратно, они разбрызгивают в дар духам воду из взятых с собой двух бутылок.
В течение первого месяца по лунному календарю повсеместно проводятся церемонии и обряды, во время которых духов молят даровать в наступившем году мир и удачу. Некоторые обряды совершаются только домохозяйками, а в некоторых, например, в жертвоприношении духу земли, принимает участие вся деревня.
В день Нового года по лунному календарю после церемонии поздравления членов семьи и посещения могил предков жители деревни собираются вместе, чтобы послушать крестьянский оркестр и отдать дань уважения духу земли. Сначала они посещают дом самого зажиточного крестьянина, где их угощают едой и напитками. Потом они танцуют вокруг двора и проходят в танце весь дом и амбары; при этом они обращаются в песнях к духу земли и просят его благословить эту семью и этот дом в наступившем году. После этого они переходят в следующий дом, и так далее, пока не посетят все дома. Предполагается, что дух земли должен быть доволен таким весельем и в награду должен ниспослать людям множество благ в новом году.
В большинстве деревень существуют специально выбранные люди для выполнения определенных обязанностей, связанных с совершением сельских обрядов. Это должны быть люди с безупречной репутацией, пользующиеся в деревне всеобщим уважением. Некоторые из них избираются на неограниченный срок, другие — только на определенное время. В их обязанности входит чтение молитв, приглашение шаманов для совершения определенных обрядов и изгнания злых духов, а также приготовление ритуального угощения для духа. Перед началом церемонии эти избранники должны исполнить ритуал очищения ума и тела, приняв холодную ванну и прочитав молитву, потому что считается, что небрежно совершенный обряд может навлечь гнев богов на всю деревню. Во время приготовления пищи для жертвоприношения особое внимание должно уделяться тому, чтобы не произошло ее осквернения. Обычно она готовится в доме человека, специально избранного для проведения ритуала, после того как в помещении был совершен обряд очищения. Для этого внутри дома везде разбрасывается красная глина и развешиваются соломенные веревки, отпугивающие злых духов. Колодец, из которого берут воду для приготовления пищи, обкладывается красной глиной и накрывается крышкой. Во время приготовления ритуальной пищи нельзя произносить ни слова, поэтому повара держат во рту кусок белой материи или каштан, чтобы невзначай не заговорить.
Сельский обряд совершается обычно на рассвете и начинается с того, что духу предлагают вино. Затем произносят молитвы и сжигают кусочек изготовленной вручную белой бумаги. Если бумага сгорает и пепел относит ветром к небу, это счастливое предзнаменование для деревни. Если же недогоревшая бумага падает на землю, это предвещает беду.