О семье:
Материалы статистики свидетельствуют о том, что в Китае
повсеместно преобладала малая семья. По данным обследова-
ния 1929 г., охватившего 38 256 крестьянских семей в 22 про-
винциях Китая, средняя численность семьи составляла 5,2 че-
ловека. Размеры семьи были несколько ниже этой цифры в райо-
не нижнего течения Янцзы и на Юго-Западе и несколько выше
в южных провинциях [Taeuber, 1970, с. 71]. По другим данным,
наименьшими размерами отличались семьи беднейших город-
ских слоев (в среднем 3,7 чел.), наибольшими (11,8 чел.) —
семьи богатых крестьян в Фуцзяни [Lang, 1946, с. 148]
(тулоу, собственно). Напом-
ним, что и в императорском Китае семьи в среднем состояли
из 5—6 человек. Большинство семей относились к типу нукле-
арных, т. е. включали в себя родителей и их детей. Таковые,
по данным обследования 1929 г., составляли 62,8% всех семей,
а в наиболее урбанизированном районе нижнего течения
Янцзы —до 70% [Taeuber, 1970, с. 81].
Показания семейной статистики заметно расходятся с тра-
диционным и освященным авторитетом конфуцианской мудро-
сти идеалом семьи, в которой представителям по меньшей мере
трех Поколений полагалось, как говорили в Китае, «жить под
одной крышей» и даже «питаться из одного котла». Подобные
расширенные семьи, включавшие в себя супружеские пары трех
или даже четырех поколений, были чрезвычайно редки на прак-
тике, но считались образцовыми, что, надо полагать, не в по-
следнюю очередь объяснялось именно трудностями достижения
этого идеала. Исследователям современной китайской семьи
на Тайване известны случаи, когда одно лишь сознание члена-
ми таких семей необычайности их семейного уклада служило
мощным фактором сохранения единства и сплоченности расши-
ренной семьи. Это обстоятельство напоминает о том, что иде-
альный образ семьи в Китае был не просто отражением прак-
тики, но в известной мере даже противостоял ей. Одно следует
четко отличать от другого.