Семь чудес света, которые еще потрясут мир
Приходится признать, что в каждом представителе рода человеческого живет Homo Constructor — Человек Строящий. Все мы что-то строим, различия обычно только в масштабах. Ребенок, оказавшийся на пляже, тут же приступает к строительству пирамидок и замков из песка, а знаменитые пирамиды и замки, построенные взрослыми, знает каждый, кто хотя бы пролистывал учебник истории. И как только у взрослого человека появляется миллиард долларов, он начинает строить самое высокое в мире здание. Сегодняшние новейшие технологии только повышают ставки в погоне за грандиозностью. Едва получив технические возможности, Италия уже планирует строить мост между Сциллой и Харибдой и побить рекорд японского Akashi Kaikyo. На Тайване в 2003 году закончили строительство самого высокого небоскреба мира, а в Дубае сразу же объявили о намерении побить тайваньский рекорд.
Выдающиеся технические проекты — реальные и теоретические — отражают, таким образом, коллективные устремления человечества. И если где-то что-то строится, то чаще всего только потому, что там в данный момент могут это себе позволить. Ведь грандиозные проекты, понятное дело, требуют грандиозных средств. Богатеющие нации тут же вступают в лигу наций-суперстроителей. Поэтому богатые ныне арабские страны теперь являются местом сразу нескольких мегапроектов. Америка по-прежнему впереди планеты всей, но небоскребов и мостов там уже переизбыток, поэтому в США сегодня озабочены самым амбициозным в мире восстановлением экосистемы и строительством первого в мире комплекса долгосрочного хранения ядерных отходов.
В списке крупнейших на сегодняшний день технических проектов американского эксперта Карла Хоффмана есть объекты, которые уже вовсю строятся, но есть и те, что по-прежнему находятся на стадии планирования.
Трансатлантический поезд на магнитной подушкеИдея столь же неслыханна, как и смела — сесть на поезд в Нью-Йорке и всего через час оказаться в Париже, Лондоне или Брюсселе. Однако с технической точки зрения для этого сегодня нет никаких серьезных проблем.
На глубине 45-90 м под поверхностью Атлантики прокладывается плавучий вакуумный тоннель, закрепленный якорем на дне океана, по которому с помощью нагнетаемого воздуха, создающего вакуум, и чередующихся магнитных импульсов со сверхзвуковой скоростью до 6400 км/ч может передвигаться поезд. Для этого необходимо $88-175 млрд. Норвежцы исследовали возможность постройки таких подводных тоннелей в глубоких фьордах, но сдерживает строительство цена: каждая миля (1609 м) обходится в $25-50 млн. Встает и еще одна проблема — безопасность. Тут необходимы предварительные испытания. Было предложено, например, построить экспериментальный участок под озером Онтарио, чтобы посмотреть, как сооружение будет реагировать на изменение условий, и лучше оценить затраты. Секции тоннеля могут быть изготовлены в сухом доке, а затем отбуксированы на участок.
Впрочем, и без этого трансатлантический тоннель, вероятнее всего, будет построен. По плану один из предполагаемых маршрутов пройдет от северо-восточных берегов Канады к Британским островам и континентальной Европе, касаясь Гренландии и Исландии. Поскольку наземные секции обходятся дешевле, чем подводные, этот маршрут экономичнее, чем напрямую через Атлантику.
Острова пальмы и мираВ 1975 году в сонной рыбацкой деревне Дубай не было ни одного высотного здания. Но внезапное нефтяное богатство принесло и грандиозные амбиции, и теперь деловая столица Объединенных Арабских Эмиратов не жалеет средств на собственный имидж.
В Дубае уже строят два крупнейших искусственных острова в форме гигантских пальм. От "стволов" островов длиной 8 км будут простираться 17 "ветвей", на каждой из которых разместится огромное количество вилл, гостиниц, яхтенных пристаней и торговых комплексов. На полукруглой "кроне", называемой "барьерным рифом", расположатся сорок отелей. Стоимость этого проекта — $3,5 млрд. Проект финансируется правительством Дубая, местными и международными банками.
Первый пальмовый остров строится в районе Джумейры, в 25 км от центра города. Второй — в 15 км от первого, к юго-востоку от порта Джебель Али. Диаметр каждого острова будет равен 6 км, в общей сложности острова увеличат береговую линию Дубая приблизительно на 120 км. На первом этапе строительства, который длится два года, намывают собственно остров. Затем создают инфраструктуру для строительства вилл и отелей — три-четыре года. Подсчитано, что островные постройки будут выполнены в 26 архитектурных стилях — от традиционно арабского до современного европейского. Горную породу для фундамента доставляют на огромных баржах из карьеров ОАЭ и соседних стран включая Иран. Песок для фундамента местного происхождения. Для каждого острова потребуется до 80 млн м3 песка и горной породы.
Первая фаза строительства Пальмовых островов вызвала такой ажиотаж у инвесторов, что за первые три недели было раскуплено 1800 еще не достроенных вилл и более 100 домов, находящихся только на бумаге. 75% приобретших недвижимость на островах являются гражданами ОАЭ, 5% — жители Аравийского полуострова, и 15% — иностранцы. Раньше в Эмиратах недвижимость иностранцам не продавали, ее можно было только арендовать. Пальмовые острова продаются, так как, по сути, это искусственно созданная земля.
"Пальмы" из песка в заливе растут с неимоверной быстротой. На такой грандиозный проект в Европе или Америке ушло бы не менее 10 лет проектных и исследовательских работ. Но в Дубае все по-другому. Суперпроекту предшествовало четыре года изыскательских работ. Проектировщики вычислили форму островов с помощью систем глобальной навигации с точностью до 2 см. Строительство первого Пальмового острова планируется завершить к концу 2005, а второго — к концу 2007 года. До окончания застройки еще сравнительно далеко, но цены на недвижимость растут очень быстро. В мире достаточно людей, готовых отдать деньги за такие вещи. Так, цены на элитные виллы на первом острове — Джумейра — выросли уже в 2 раза относительно начального предложения. Инвесторы, вложившие в строительство на самом раннем этапе лишь 10-20% от полной стоимости объектов, уже получили не менее 300% прибыли. У проекта есть инвесторы не только со стороны частных лиц, но и среди туроператоров, торговцев недвижимостью, девелоперов.
Пальмовые острова будут видны невооруженным глазом даже с Луны. Пока известны только два рукотворных объекта, которые хорошо видны из космоса. Это Великая Китайская стена и порт свободной экономической зоны Джебель Али в Дубае. Сейчас в Дубае собираются начинать еще более грандиозный проект — архипелаг из 250 островов, названных островами Мира, которые будут изображать континенты Земли.
Космический элеваторСооружение будет строиться в экваториальной части Тихого океана. Стоимость проекта — $10 млрд. Кабель длиной 100.000 км одним концом будет крепиться к "якорю" в космосе, другим — к платформе в Тихом океане. Он будет действовать как железнодорожный путь для подъемников с лазерными двигателями, способных поднимать до 5 тонн.
Авторы научно-фантастических романов давно описывали лифт в небеса, но до сих пор дешевый и надежный доступ к орбитальным космическим станциям остается мечтой. Если полет космического корабля обходится в $500 млн, то доставка непилотируемых грузов — по крайней мере, в $12.000 за фунт (453,6 г). Просто до сих пор не существовало материала, достаточно легкого и прочного, чтобы достигать космических высот, не разрушаясь под собственной тяжестью. Физик Брэд Эдвардс из национальной лаборатории США в Лос-Аламосе еще в конце 90-х загорелся идеей создания космического лифта, когда услышал от коллеги, что это невозможно в ближайшие 300 лет. Однако Эдвардс был знаком с углеродными нанотрубками — углеродистыми структурами наноразмера, которые в 60 раз прочнее стали. Он произвел вычисления и не нашел причин, по которым космический лифт не может быть построен. В прошлом году Эдвардс получил $500.000 от Института передовых идей НАСА для реализации своего проекта. Он состоит в следующем: с расстояния в 35.000 км запускают ракеты к 45-тонному "космическому якорю" на геосинхронной орбите, разматывая ленту из углеродно-нанотрубчатого волокна на 100.000 км. Техники крепят ленту к платформе основной станции, плавающей на экваторе к западу от Галапагосских островов. Центростремительные силы туго натягивают "космический" конец ленты и поддерживают ее на геосинхронной орбите. Кроме того, лента закрепляется несколькими сотнями "когтей", управляемых с Земли. Электрические лифты, запускаемые наземными лазерами, могут таким образом двигаться вверх-вниз, поднимая до 5 тонн груза. Для сравнения: международная космическая станция движется по орбите на высоте всего 400 км над поверхностью Земли.
Самой большой трудностью этого проекта является факт, что самая длинная из созданных до сих пор нанотрубок была длиной всего в несколько микрон. Но, смешав нанотрубки с эпоксидной смолой и затем растягивая смесь как моноволоконную леску, можно делать волокна любой длины. По крайней мере, так утверждает Эдвардс. Но остаются еще два препятствия: как уберечь "лифт" от ураганов, метеоритов и атомарного кислорода и как построить лазерную систему. Авторы проекта осознают все сложности, но все равно намерены его осуществить.
Канал в дельте МиссисипиНа побережье североамериканского штата Луизиана будет построен огромный искусственный канал, препятствующий береговой эрозии. Стоимость проекта — $2-3 млрд.
Долгие годы Миссисипи несла ил в свою дельту, заполняя им все размытости и создавая множество барьерных островов и рукавов, которые кормили креветок и моллюсков и защищали низменное побережье от ураганов и наводнений. Но, прокладывая нефте- и газопроводы по всей дельте, люди рыли каналы и строили плотины вдоль берегов, чтобы регулировать уровень воды в реке. Каналы ускорили эрозию, а дамбы препятствовали восстановлению берегов, направляя большую часть речного ила к одному выходу. Сегодня миллионы тонн осадков просто исчезают с континентального шельфа в глубине Мексиканского залива, и знаменитые рукава реки исчезают быстрее, чем любая другая экосистема на Земле. Поэтому решено строить канал из Миссисипи шириной 305 м и глубиной 18 м, способный нести 200.000 куб. футов воды в секунду на расстояние 160 км. На восстановление топей вокруг барьерных островов Луизианы потребуется от 20 до 60 лет. Но пойдет ли все так, как задумано, гарантий нет.
Мост над Мессинским проливомИтальянцы спорят о том, хороша ли идея строить самый длинный в мире подвесной мост, соединяющий Сицилию с материковой Италией. Но итальянский премьер-министр Сильвио Берлускони любит большие инфраструктурные проекты, а этот — самый грандиозный из них. Его строительство обойдется, по крайней мере, в 4,6 млрд евро.
Еще римские консулы мечтали ходить в Сицилию пешком. В 1870 году было решено строить мост для связи острова с материком. В 1971 году проект был объявлен "приоритетным национальным интересом". В этой зоне находится 100 активных сейсмических разломов, и четыре из них — непосредственно в Мессинском проливе. Поэтому мощные ветры и океанские потоки долго были непреодолимым техническим препятствием. В июне 2002 года Берлускони обязался построить мост, хотя до сих пор есть проблемы.
Это должен быть самый длинный в мире подвесной мост (между двумя опорами), с центральным пролетом 3300 м (тогда как у самого длинного на сегодняшний день японского Akashi Kaikyo — только 1991 м). Мост будет выдерживать землетрясения до 7,1 балла по шкале Рихтера. Это стало бы новейшим архитектурным подвигом Западной Европы, сделав возможным прямой переезд (без использования паромов) от Сицилии почти до Полярного круга.
С помощью компьютерных и аэродинамических моделей инженеры спроектировали стальные секции моста, которые будут работать как гигантские крылья самолета, отклоняя ветер и смягчая те же вихри, которые образуются у высотных зданий. Однако итальянское правительство не может самостоятельно управлять огромными расходами, и частные инвесторы недовольны низким продвижением, которое не возмещает их издержек.
Ядерный могильник в НевадеЭто склад для радиоактивных ядерных отходов стоимостью $58 млрд. Примерно 97 км тоннелей, автоматизированная система складирования. Избавление от 70.000 тонн радиоактивных ядерных отходов на 10.000 лет — эта техническая проблема затмевает все другие. Цифра звучит устрашающе, и учитывая, что период полураспада плутония составляет 24.000 лет, это означает, что фактически потребуется 240.000 лет для того, чтобы можно было безопасно держать его в руках.
Более 20 лет назад американские ученые нашли, казалось бы, совершенное место для захоронения. Гора Юкка — сухое, отдаленное и геологически устойчивое место в пустыне в 100 милях к северо-западу от Лас-Вегаса, к тому же, принадлежащее федеральному правительству. Но в последующие годы ученые, моделировавшие каждый квадратный метр горы, потратили около $5 млрд, а задача только усложнялась и вызывала все более горячие политические дискуссии. Например, выяснилось, что в горе может быть больше воды, чем предполагалось, а это значит, что она может разъесть контейнеры и позволить отходам попасть в грунтовые воды.
Если Комиссия по ядерному урегулированию лицензирует проект горы Юкка в 2009 году, первая стадия программы, рассчитанной на 300 лет, начнется в 2010 году. По мере поступления отходов их будут помещать в бочки из нержавеющей стали, затем покрывать антикоррозийным высоконикелевым сплавом C22. Автоматизированные системы транспортируют их на место хранения (где они должны быть в течение 50 лет). Когда тоннель заполнится, за ним будут наблюдать на протяжении 300 лет, а затем запечатают навсегда.
Смертельно красивая архитектураПроекты, указанные в списке Хоффмана, впечатляют, и в большинстве случаев их трудно обвинить в бесполезности. В архитектурных кругах мира вновь разгорелась давно тлеющая дискуссия о том, не слишком ли красива стала современная архитектура. Эти споры подогрело обрушение крыши терминала в парижском аэропорту Шарля де Голля, спроектированной известным модернистом Полем Андре. Проблемы со строительством крыши над Олимпийским стадионом в Афинах по проекту Калатравы едва не стали причиной срыва самих Игр. В Нью-Йорке в спорах вокруг реконструкции ВТЦ единственная вещь, о которой враждующие стороны договорились сразу, была сама целесообразность строительства Башни Свободы — об этом даже не спорили. Тогда как высота этой башни значительно превышает нормальные параметры зданий, в которых люди чувствовали бы себя в безопасности.
Кажется, ради эффектности архитекторы готовы на все. Однако есть исключения: недавно англичанин Грэхем Моррисон выступил с докладом, в котором просто-таки разгромил архитектуру, сознательно производящую так называемые "иконы", главная цель которых — привлечь внимание. Он назвал такое намерение недостойным настоящего архитектора. Предпосылка любого хорошего проекта, по мнению Моррисона, — стремление внести вклад в контекст.
Традиционные архитектурные иконы, какими были дворцы и храмы, утратили сегодня свое значение и должны быть заменены новыми, ведь города без икон все-таки скучны. Но это не означает, что иконой нужно делать любое здание. Среди очевидных примеров новейших архитектурных символов — сиднейская Опера, парижский Центр Помпиду, передающие истинный дух века — они одновременно полезны и незабываемы.
Есть, однако, вторая группа, которая пытается походить на первую, но их общественная важность менее очевидна. Эта плеяда происходит от музея Гуггенхайма в Бильбао, спроектированного Гери и построенного в 1997 году. Само здание Гери твердо принадлежит первой категории настоящих икон. Но именно после этого проекта в обществе развился аппетит на архитектурные иконы. Причем от них требовалось только одно — "острота". Каждая последующая "икона" стремилась стать более экстраординарной и затмить предшествующие.
"Иконы" всегда предполагают взгляд на здание как на изолированный объект. А ведь города возникли из множества обычных зданий, формирующих улицы и площади, задающих направления. Эти знакомые места более ценны жителям, чем любое отдельное здание. И именно тихая сила нормальности позволяет "иконе" выделяться. Впрочем, скептики всегда обвиняли архитекторов в отказе от функциональности в пользу эстетики. Дескать, тот, кто смотрит на звезды, запросто может свалиться в канаву. Они, конечно, правы в одном: в последние годы невиданно выросло число зданий, появившихся только из желания повысить статус городов или стран, где они построены. Но считать это отклонением от исторических целей архитектуры означает отрицать историю.
Архитектура всегда имела две миссии: укрывать и прославлять. Мы живем в практичные времена и склонны полагать, что произведения искусства должны только отражать действительность и рассказывать о людях, каковыми они действительно являются, а не какими надеются быть. Но, может быть, нет ничего особенно неправильного в попытке направить наше поведение или дух при условии, что направление является ценным.
http://www.nestor.minsk.by/sn/index.html