Е.Н.Румянцев. Острые проблемы китайской политики. М., 2003, с. 56-59:
"ЧАЙНАТАУН
Председатель правления российско-китайского Центра торгово-экономического сотрудничества С.Санакоев не так давно давал интервью: «По большому счету мы сами поощряем нелегальную иммиграцию». Можно подумать, что г-н Санакоев имел в виду свой и подобные ему «центры». Но он думает совсем о другом: «Процедура регистрации сильно усложнена…. Китайский бизнес приспособился к московским условиям: гораздо проще дать взятку или заплатить штраф, чем действовать по закону». Совершенно поразительное по неуважению к законам своей страны заявление! И его продолжение: «Необходимость в чайнатаунах назрела давно: так китайцы будут у нас на виду, и им рано или поздно придется легализоваться. А место в Москве найдется…». [«Аргументы и факты», 2001, 9, с.4.]
Позволим себе не согласиться с мнением Председателя правления. Так ли уж России нужно легализовывать нелегальных иммигрантов? Не лучше ли отправить их туда, откуда они приехали? Зато г-н Санакоев, возможно, сам того не желая, очень грамотно увязал китайскую нелегальную иммиграцию с чайнатаунами. Так что же такое представляют собой эти самые чайнатауны, идею создания которых в России уже давно пропихивают во властных структурах нашего государства и города Москвы некоторые весьма влиятельные деятели?
Первые чайнатауны появились в 19 веке в США на базе китайских этнических ассоциаций в этой стране. В основе этого превращения лежали следующие факторы. Во-первых, неадаптируемость основной массы иммигрантов в новой этнокультурной среде. Во-вторых, в этой ситуации такие люди становились объектом жесточайшей эксплуатации со стороны верхушки китайской общины. Здесь по сей день существует только одно ограничение: оплата труда должна быть хотя бы немного выше, чем в Китае.
Что касается тезиса о том, что в чайнатаунах китайцы «будут у нас на виду», то на самом деле все обстоит совершенно наоборот. Как показывает мировой опыт, чайнатауны являются местом, где без следа (для властей страны) растворяются все новые группы нелегальных иммигрантов из Китая. Контролируются эти этнотерриториальные образования только китайской мафией и китайским же посольством, преимущественно в лице спецслужб, которые за границей зачастую все действуют заодно. Теоретическую базу под это подвел в свое время сам Мао, который как-то изрек: «В китайской мафии есть и патриоты». В аналогичном духе на встрече с гонконгскими предпринимателями в 1984 году высказывался Дэн Сяопин, а за ним – и тогдашний министр общественной безопасности КНР Тао Сыцзюй, слово в слово повторивший идею Председателя.
Если знать об этом, то совершенно нечему удивляться в связи с прошлогодним инцидентом во Владивостоке, который уже неоднократно упоминался в российских СМИ. Напомним, что тогда работники китайской фирмы «Море» оказали вооруженное сопротивление сотруднику ФСБ, а после того, как их действия были пресечены, из недр китайского консульства появился на свет официальный протест. Протестовали в том смысле, что действия российских компетентных органов могут, мол, «охладить интерес китайских инвесторов» к России. А в Москве, по некоторым данным, китайскими преступными группировками , по крайней мере, во второй половине 90-х годов, руководил «бывший» офицер министерства госбезопасности КНР.
В ситуации территориальной близости к Китаю (в отличие от Америки, мы не отделены от великой страны океаном) в сочетании со слабой пока государственной властью возрастает политическое значение подобных китайских образований на нашей территории. Об этом почти сто лет назад предупреждал В.К.Арсеньев: «Те многочисленные китайские ассоциации, которые разбросаны по всему Уссурийскому краю, по моему твердому убеждению, являются не чем иным, как автономными ответвлениями тайной и внешней политики Китая (т.е. шпионажа и дипломатии – Е.Р.)… Допуская самостоятельную торгово-промышленную деятельность китайцев на нашей территории, мы… приносим непоправимый вред русским интересам».
Добавим, что в современных условиях создание чайнатаунов в России сможет гармонично вписаться в неофициальную линию официальных представителей КНР в нашей стране на жесткий и единоличный контроль над находящимися здесь китайцами, нацеленную в перспективе на создание государства в государстве. Как показывает тот же мировой опыт, контролировать чайнатауны власти страны пребывания не в состоянии. Например, в США полиция совершенно не владеет ситуацией в китайской общине. Одно время, стремясь исправить положение, американские власти начали привлекать на службу в полицию этнических китайцев. Этот процесс нашел отражение в голливудских боевиках, учащих мир политкорректности: уже традиционный дуэт детективов стал превращаться в трио путем добавления к белому и черному борцам с преступностью очаровательной девушки-офицера с раскосыми глазами, которая в совершенстве владеет приемами восточных единоборств. Однако, как поведал автору этих строк один гражданин США китайского происхождения, реальность оказалась грубее и вполне укладывается в традиционную китайскую формулу: цзин фэй и цзя, т.е. «полиция и бандиты – одна семья».
Не ставя здесь перед собой задачу анализировать возможные трудности российских правоохранительных органов, ограничимся одним примером. Рассказывают, что как-то в КНР два диссидента, разговаривая по телефону, заподозрили, что их подслушивают, и перешли с общегосударственного языка путунхуа на родной диалект. Сотрудник службы прослушивания этого диалекта не знал. Поэтому он вклинился в беседу и потребовал вновь перейти на «общий язык китайской нации». Ему ответили: «Но ведь диалект – это тоже законная форма китайской речи. Повышай свою профессиональную квалификацию, товарищ!»
Ну а в целом вывод следующий: во всем мире чайнатауны являются базой китайской нелегальной иммиграции, организованной преступности, незаконной коммерческой деятельности и шпионажа. Создание чайнатаунов в нашей стране будет фактически означать вывод части территории России из-под национальной юрисдикции в пользу иностранного государства. Что можно будет квалифицировать как грубое нарушение Конституции страны".