Используются материалы форума
http://wolfson.ru/forum/index.phpИз всех видов передвижения по Китаю важнейшим для нас является поезд По мнению большинства путешественнков, поезд является самым удобным средством передвижения по стране. Поезда в целом чисты и комфортны (исключением иногда может быть так наз. хард-сит, о котором ниже). Всегда существует альтернатива в виде автобуса (естественно, на разумные расстояния), иногда последний даже быстрее, но поезд — это наш выбор.
Отметим, что поезда имеют некоторую тенденцию к запаздыванию.
Проводники и все служашие вокзала опрятны и очень приветливы.
Расписание поездов и ценыСм. здесь:
http://www.travelchinaguide.com/china-trains/index.htmhttp://www.shanghaiabc.com/train/china-train-schedule/train.asphttp://www.abkk.com/cn/train/search_station.aspПервое расписание является наиболее удобным (но правильным не всегда, справедливости ради - оно редко врет), второе правильней, но тормозит, третье самое верное, но сложночитаемое, ибо иероглифами (однако разобраться можно).
БилетыБилеты на китайские поезда, в отличие от билетов РЖД, не именные, личное присутствие при покупке поэтому не обязательно.
Но это же означает и проблемы с их восстановлением (если таковое вообще возможно). kremen (при этом оговориваясь, что воспроизводит информацию от третьего лица) указывал, что билет можно восстановить по его номеру (печатается красным шрифтом в левом верхнем углу). Куда надо обращаться по этому поводу и насколько это верно, неизвестно. Тем не менее имеет смысл на всякий случай записывать после покупки этот самый уникальный номер билета.
Как читать китайские билеты?На данной фотографии изображен билет в так наз. хард-слип (род плацкартного вагона).
1 - станция отправления
2 - станция назначения
3 - номер поезда
4 - дата отправления (в формате год/месяц/число)
5 - время отправления
6 - номер вагона
7 - номер вашего блока (в китайском плацкартном вагоне все места разбиты на блоки по три кровати, одна над другой)
8 - позиция вашей койки в блоке (обозначается иероглифом; вместе пункты 7 и 8 обозначают ваше место, в этом примере это 6 место, верхняя полка)
9 - цена билета
Если у вас сидячий билет с фиксированным местом, то пункт 8 отсутствует, а пункт 7 обозначает номер кресла.
Если у вас сидячий билет без места, то отстутствуют пункты 6, 7 и 8, вместо них - два иероглифа, означающие "твердый сидячий".
Продажа билетовВ Китае до сих пор отсутствует единая электронная система продажи билетов, позволяющая видеть наличие мест и совершать с ними сделки в "режиме реального времени" (типа Экспресс-3). Однако ходят слухи о ее скором внедрении, которые уже давно как остаются слухами.
Технология покупки билетовВ целом купить билеты - не проблема. Дешевле всего это сделать, конечно же, в кассе. Однако там вполне может не быть билетов. В таком случае прибегайте к услугам агентов, которые за небольшую комиссию достанут вам билет. Покупать билеты с рук у личностей, тусующихся возле вокзалов, не рекомендуется.
Покупка билетов в кассе обычно проходит без проблем. На сайте
www.travelchinaguide.com предварительно находился список интересующих поездов, после чего на бумажке пишется пункт назначения, номер поезда и желаемый класс, в итоге проблем не возникает. Надо сказать, что каким-то минимум ангийского (типа "no seat", "no place", "hard seat", "hard sleaper") кассирши владеют всегда.
Но все же желательно всё-таки располагать записью пункта назначения иероглифами, дабы не вводить в блудни кассира.
На самом деле, пять-шесть английских слов, упомянутых выше, кассиры действительно чаще всего знают, но звучание родных китайских слов из уст "лаовая" (иностранца) может вогнать их в ступор. Рекомендовал бы обратиться к дежурному по вокзалу или даже к touts'ам (отельным зазывалам), караулящим путешественников на привокзальной площади, которые более фамильярно знакомы с английским языком, и попросить их записать иероглифами то, что вы им скажете. Кроме того, в хардслипе, на котором вы обыкновенно будете прибывать на соответствующий вокзал, немудрено встретить очкариков, способных вам посодействовать, чему они страшно будут рады. Китайцы необычайно отзывчивый народ.
Классификация поездов Скорость движения китайские поездов и уровень их комфортности (последнее — в пределах, что важно подчеркнуть, определенного класса вагонов, о чем пойдет речь ниже) различаются по буквенным обозначениям и по нумерации:
1) с литерой Z - скоростные поезда, соединяющие Пекин (единственное выявленное исключение - поезд Тянцзинь-Шанхай) с разнообразными крупными городами страны. Следуют без остановок. Всегда идут в ночь. Обычно на участке ходит один такой поезд, однако есть и исключения. Между Пекином и Шанхаем курсирует 5 пар таких поездов в сутки, в Ухань идут два поезда и т.д. Особо стоит отметить, что в этих поездах есть
только soft seat и soft sleeper (включая СВ), по крайней мере никто пока не сообщеил об обратном.
2) с литерами T и K - скорые поезда, идут с остановками в крупных пунктах. Т чуть быстрее К, но на цене это не отражается. Есть любые типы вагонов. Особо стоит подчеркнуть, что стоимость soft sleeper и soft seat однакова со стоиомостью аналогичных мест в поездах Z. Поэтому, если вы хотите ехать в soft sleeper или soft seat, то выбирать стоит Z. Однако в Т и К есть hard sleeper, что выгодно отличает их от Z. Поезда Т и К идут по всей стране.
3) с литерой N - это региональные быстрые поезда, отличие от Т и К - в проходимом расстоянии.
4) номерные поезда - самые дешевые и медленные. Места стоят в 1,5 - 2 раза дешевле аналогичных мест в "буквенных" поездах. Именно в этих поездах hard seat наиболее некомфортен. Идут, как уже было сказано, медленно и с большим количеством остановок. Поезда, номера которых (номер четырехзначный) начинаются на 4 и выше - аналог наших электричек, идут недалеко.
Классы вагоновВ Китае существует 4 вида ("класса") вагонов:
1)
HARD SEAT — аналог нашей электрички, соответственно вы едете с толпой китайцев.
Возьму на себя смелость НЕ рекомендовать такую поездку беременным женщинам и детям, если речь идёт о "номерном" (нефирменном) поезде (который обозначается не буквой, а номером). А если совсем серьёзно, я бы советовал дважды подумать перед тем, как приобретать билет на хард-сит НОЧНОГО поезда, даже "буквенного".
Первая причина — проблемы со сном.
Важная особенность этого типа вагона в том, что он не просто сидячий; установленные в нём кресла (всё-таки не скамьи, как в наших электричках) не откидываются, и спать нужно либо в положение upright либо положив голову с руками на столик, находяшийся между рядами кресел (стоящих друг напротив друга на очень близком расстоянии). Тут конечно всё зависит от того, насколько вы лично хороший спун или спунья, — вот я например неплохо сплю в автобусах, но в ночном хард-сите основательно промучился. В Шанхае у меня два дня потом очень болели мышцы ног. (Пекин — Шанхай, фирменный поезд с буквой Т, хард-сит 279 ю., 15 часов).
Заснуть мешает не только неудобное положение тела: китайцы совершенно не считают нужным говорить тише в присутствии спящего (пытающегося заснуть) человека; выхода только два --вставлять в уши ear plugs либо обречённо ждать когда соседи угомонятся. Разговор рядом со спящим на полной громкости — особенность не столько китайской культуры, сколько восточно-азиатской физиологии: нервная система китайцев (как и вьетнамцев и тайцев, например), совершенно невосприимчива к внешним шумовым раздражителям; они действительно могут спать, когда рядом орёт видео или горланят соседи.
Вторая причина — антисанитария. Через час после отхода поезда туалеты наполняются неслитыми (и не сливаемыми) продуктами жизнедеятельности китайских тружеников. Самое прикольное, что время от времени проводник будет старательно драить коридор (проход) между рядами кресел. Кроме того, запросто могут засорялиться раковины, которые, в отличие от наших поездов, находятся на площадке около туалетов, и тогда в вагоне периодически происходит небольшое наводнение. (Личный опыт: Тай Юань — Пекин, 72 ю., 8 ч. 30 мин.)
Третья — курение и духота. Как большинство курильщиков, я, например, не люблю спать в прокуренном и душном пространстве.
Как сообщал Hedinsei, "мы ехали как раз в номерном хард-сите в Ханчжоу — я уверен, что есть много стран мира, где поезда еще хуже, но здесь реально было некий шок, при заходе в некоторые вагоны запах был такой, что ехать в этом вагоне категорически не хотелось[/i]
Про курение и плевки в китайских вагонах написано здесь:
http://wolfson.ru/forum/viewtopic.php?p=981#981Ещё раз отмечу, что, судя по рассказам путешественников, которых я встречал в пути даже последние два-три года, увиденное мною в феврале-марте 2005 года в китайских поездах представляет собой колоссальный прогресс: ещё год назад, насколько я понимаю, курить и рыгать можно было где угодно. А теперь в Китае появились таблички No spitting!
На фирменных (то есть "буквенных") поездах, а также в туристических районах (к примеру, вокруг Шанхая), hard seat, как правило, поприличнее.
Следует иметь в виду, что в хард-сит можно приобрести как билет с местом, так и без места. Понятно, что на дневных поездах (напр. мой маршрут Пиньяо — Тай Юань, 1, 5 часа, 13 юаней) никто билетом с местом не заморачивается. В ночной вагон hard seat разумеется все пытаются приобрести билет с местом, потому-то мест очень часто там не хватает. (Китайскому крестьянину, например, в самых сладких снах не снилась поездка в спальном вагоне даже самого низкого класса). Если очень надо уехать, кассир продаст вам билет на ночной поезд и без места. Что означает билет без предоставления места? Очень просто: всё зависит от наполняемости поезда. Если мест нет — люди спят чуть ли не стоя в тамбурах (или сидя на газетах там же или около умывальников и туалетов).
Путешественники отмечали, что если лаовай (фаранг, европеоид) при покупке билета не уточнит, что он желает "хард-сит", кассир ему, как правило, его и не предложит, — скорее всего, будет оформлять "софт-слип"
SOFT SEAT. Очень быстрый, комфортный во всех отношениях поезд, не считая... полного (!) запрета на курение
) (то есть даже в тамбурах). Дизайн в стиле хайтек. Стоимость такого билета обычно в 1,6 - 1,7 раза дороже, чем hard seat. К сожалению, ходит только на небольшие расстояния (но с 2005 г. это могло легко измениться, как все в Китае — особенно в предверии Олимпиады).
HARD SLEEPER — Мало найдётся путешественников, которые бы не считали хард-слип идеальным по соотношению цена/качество.
См. в частности, здесь:
http://wolfson.ru/forum/viewtopic.php?t=196В купе хард-слипа шесть коек, по три койки с каждой стороны, расположенных одна над другой. Стоимость чуть дороже soft seat и где-то в 1,8 - 2 раза дороже, чем hard seat.
Цена на койки зависит от их уровня. Самая дорогая - нижняя, самая дешевая - верхняя. Разница незначительна (в пределах 15 юаней, обычно меньше).
Какая койка наиболее удобна?
Если обладатель нижней койки днём на ней не лежит, то на ней сидят все кому ни лень. На средней нет места для багажа (спать приходится головой к окну из-за лестницы, по которой поднимается обладатель верхней койки, а рюкзак в ногах оставлять боязно - вдруг стырят, все-таки на проходе почти лежит). На верхней же можно лечь головой к проходу, не боясь, что тебя кто-то заденет, а рюкзак сунуть в ноги. Но если у вас много сумок, то, возможно, лучше брать нижнюю полку, так как под ней много места. Есть и другой аргумент в пользу нижней полки: не все обладают достаточной физической мобильностью, чтобы залезать на нее или слезать с нее в кромешной тьме (если, как часто бывает, вы сели на проходящий поезд), ну а если не дай бог ночью вас потревожит старушка печень и прочее пищеварение, то вы точно пожалеете, что не доплатили пару баксов за нижнюю полку.
Существуют отличия фирменного (буквенного) хард-слипа от нефирменного (номерного): первый представляет собой некий гибрид плацкарта и купе. Имеют место быть перегородки, отгораживаюшие compartments от прохода, и ниша (антресоли) над этой перегородкой, как в нашем купе, что позволяет расположить багаж, если он вдруг не помещается под нижней койкой (не волнуйтесь: пространства под нижней койкой много). Дверей в этой перегородке нет: просто открытый проход. Санитария и чистота — чуть-чуть (почти незаметно) повыше чем в номерном хард-слипе.
В то же время, в хард-слипах поездов серии К (Сиань-Чэнду и Гуйлинь-Ханчжоу) перегородок замечено не было.
Оправдана ли разница в цене между номерным и фирменным хард-слипом? С точки зрення комфортности — крайне сомнительно.
Однако надо всегда помнить, что номерной поезд идет дольше. Если же временная разница для вас не столь важна, оптимум value for money китайских поездов — это нефирменный (номерной) хардслип, но с условием, что вы приобретаете койку подходящего для вас лично уровня.
SOFT SLEEPER. Аналог нашего купе, только комфортнее. Однако, в отличие от наших поездов, китайские софт-слипы весьма между собой разнятся и по качеству, и по оснащенности. Есть софт-слипы, где в ногах каждой кровати будет расположен ТВ с ЖК экраном. Правда, удастся ли вам настроить телевизор на показ хоть какого-нибудь канала — это уже другой вопрос.
Стоимость буквенного софт-слипа в 3 раза выше, чем у hard seat'а, и в полтора раза дороже, чем у буквенного hard sleeper'а. Номерной софт-слип в 2 раза дороже номерного хард-слипа.
Софт-слип по цене приближается к самолёту (а в случае мощных распродаж на авиабилеты обгоняет). Так, софт-слип на поезде T109 Пекин — Шанхай стоит порядка 450 юаней, хард-слип 279 ю., самолёт — (правда, прилетающий в Шанхайский аэропорт Пудонг, это новый и неудобный аэропорт в отличие от Хонгцяо, надо ещё 50 юаней доплатить за сверхбыстрый поезд Maglev до метро) — 600 юаней.
Аэропорт Хонгцяо — порядка 700 юаней. Эти цены назывались агентством, так что можно полагать, что это цена включ. таксы.
Система посадки в поездСтруктурно напоминает посадку в самолёт. Вероятно, это объясняется масштабами китайского пассажиропотока. Уже при входе на вокзал вы проходите рентген, на входе в зал ожидания — проверка билетов. Если поезд софт-слип или софт-сит — зал ожиданий из тех, которые так любит наш Paul_Krueger (только без французского коньяка).
То есть очень комфортный lounge с мягкими креслами.
В остальных случаях ожидание осуществляется стоя или на пластиковых сиденьях в огромной и очень плотной очереди. Никто на перрон вас не выпустит до тех пор, пока до подхода поезда не останется минут 5-10. Ситуация напоминает родео: в какой-то момент ворота распахиваются, и доведённая до последней точки кипения толпа, по-китайски бестолково и суетливо, прёт на перрон. Если вы едете в хард-сите, то постарайтесь обогнать как можно большее количество китайцев, возможно, тогда вы сможете занять сидячее место. Иначе можете всю ночь стоять в тамбуре.
Опоздание на поездНа КЖД действует следующая система: вы отправляетесь в кассу, где вам ставят на билет штампик. С таким штампиком на билете вы можете отправиться на этом же поезде в этот же или на следующий день, однако ТОЛЬКО в хард-сите и БЕЗ предоставления места.
По-видимому, вам дадут сесть в ближайший поезд попутного направления. По крайней мере, когда я опоздал на поезд из Шанхая в Сучжоу, то мне поставили штамп, а в нем ручкой написали номер ближайшего поезда.
Никакого рефанда на КЖД, судя по всему, не предусмотрено.
Покупка билетов через агентовПозволю себе небольшую байку "из реальной жизни", в качестве введения.
При попытке купить билет на Главном вокзале в Пекине до Шанхая мне категорически сказали, что на Т109 остался только софт-слип.
Я разыскал турагентство, верно предположив, что таковое должно иметься в 5 звездном отеле, стоящем напротив вокзала. Типично китайская (а больше вьетнамская) сценка: турагентша, работающая в международном 5-ти зв. отеле, не знала ни слова по-англ., и мы общались через беллбоя. Наше общение закончилось тем, что девушка, к моей радости пообещав, что у неё есть места в хард-слип вагоны, — я решил, что у агентства есть типа блоки мест — вдруг взяла трубку и позвонила на вокзал, где разумеется ей сказали, что мест в хардслип нет.
Я отправился на автовокзал, в надежде найти автобус в Шанхай; вместо этого я приобрёл билет хардслип в ж/д кассе КЖД! Интересно не только отсутствие системы типа Экспресс-3, но и то, что официальная касса КЖД, работая с выделенным ей блоком мест, брала комиссию! (Язвы монополизма, известные нам по практике РЖД). Правда, всего 5 юаней. (ТА обычно хочет 30 юаней, но торгуйтесь до 20).
Обещаю кстати вскоре выложить очень смешную историю, связанную с приобретением этого билета... Дело в том, что мы с моим спутником и тёзкой Vov'ой решили, что нам продали автобусные билеты — ведь дело было на АВТОБУСНОЙ станции, на билетах не было ни слова по английски, и это были первые китайские ж/д билеты которые я держал в руках!
Ну, о последствиях этой ошибки я расскажу отдельно
Cистема продаж ж/д билетов отделениями КЖД вне вокзала за комиссию 5 юаней является общепринятой, и очень удобной. Надо только знать эти места. Например, портье в гостинице Сианя пообещал мне, подлец, что свяжется с чёрным рынком (как я писал в "Китайских письмах", очереди стояли на вокзале километровые, а месторасположение агентской будки КЖД в Сиане мне было неизвестно), и это выглядело правдоподобно, т.к. на китайских билетах отсутствует фамилия. За свои услуги он попросил 50 юаней сверх цены, я сторговался с ним до 30. Однако очень скоро он мне вручил билет, который был на 35 юаней дороже номинала и обосновал 5 лишних юаней сверх своей комиссии квитанцией о продаже билета через агентскую кассу. Квитанция выглядит вполне убедительно, не нарисована. Поэтому можно предположить, что о чёрном рынке он ввернул ради красного словца, понты набивал.
ВоровствоЯвляется редкостью. Большой рюкзак можно оставлять на общей (нижней) полке или под ней, однако маленький рюкзак (сумку, барсетку etc) с ценными ващами (в частности, с фотоаппаратом) желательно конечно держать при себе.
Маршруты и времяПекин-Шанхай 15 часов (поезд с литерой T).
На участке Пекин-Шанхай есть один номерной поезд - 1461, время в пути — 21 час.
Скоростные поезда идут порядка 13 часов.
Шанхай-Сучжоу около 1 часа
Шанхай-Ханчжоу около 2 часов
Вообще тут невозможно привести время в пути между весми пунктами, смотрите это в расписании (ссылки выше), однако отметим несколько моментов:
Вполне может оказаться, что поезд до Пекина будет идти быстрее, чем до Шанхая, хотя по карте так не будет казаться. Например, это справедливо для города Ухань.
Будьте внимательнее с названиями станций. Так, станции Ухань нет, а есть три - Ханькоу, Учан и Ханьян. Если станция привязана к туристическому объекту, то она скорее всего будет носить его имя, хотя до объекта вполне может быть несколько десятков километров. Пример - станции Хуашань, Хуангшань, Утайшань, Тайшань.
Направление Гуйлинь - Куньмин безумно популярно среди туристов, которые создают дополнительный спрос. Так что билетов вполне может не быть. Lonely Planet советовал следующее (сам не проверял, но совет выглядит стоящим): поехать сначала в Наньин (Nanning), а уже оттуда в Куньмин.
Если вы едете из Чэнду в Лицзян (или наоборот), то необязательно добираться через Куньмин-Дали, а можно вйти на станции Panzhihua. Оттуда - несколько часов на автобусе до Лицзяна.
На станции Pingyao крайне трудно приобрести билет со спальными местами. Продавать их начинают за 5 суток до отправления поезда, так что ваши шансы невелики (вряд ли вы проведете в Пиньяо более двух суток). Чтобы приобрести такой билет, надо обращаться к агентам. В принципе, это все справедливо для любой небольшой станции.
В Китае есть два Suzhou - одно к северу от Нанкина (ничем не примечательно), другое - к югу, в сторону Шанхая (как раз тот самый знаменитый город). Как пришется иероглифами то, северное, не знаю. Возможно, что как-то иначе. Тем не менее при покупке билетов (если едете из, к примеру, Нанкина) удостоверьтесь, что поезд идет в сторону Шанхая.
Сучжоу-Шанхай-Ханчжоу, тут поездов просто куча, из Сучжоу в Шанхай ехать час-полтора, из Шанхая в Ханчжоу 2-3. Можно обратить внимание на поезда с литерой Т, чтобы доехать в Ханчжоу. Они идут быстрее. Только будьте внимательнее и не покупайте билет в первый класс - переплатите в 2 раза.
В городе Лешань нет ж/д станции. Чтобы туда попасть есть два варианта: доехать из Чэнду на автобусе (много рейсов) либо, если вы едете из Куньмина, выйти на станции Эмей (Emei), оттуда совсем недалеко до Лешаня, можно доехать на местном автобусе.
Буквально недавно была достроена желехная дорога до тибетской
столицы Лхасы, пока расписания нет, но известно, что из Пекина поезд идет примерно двое суток, из Ланчжоу - стуки. По всей видимости, стоит также ожидать поезда Чэнду-Лхаса.
Если вы едете из Гонконга (или в него), то лучше всего ехать до Шеньчжэня и переходить границу.
Карта китайских ж/д:
Питание в поездахВарианты следующие:
1) Затариваться перед отъездом в одном из сотен тысяч киосков всякой растворимостью, прежде всего конечно лапшой.
Потом вы идёте с миской к термосам, расположенных рядом с будкой проводника, и наливаете туда кипятку.
2) Покупать то же самое в поезде с тележки. Как и везде в Азии, цены на еду с этой тележки практически не отличаются от тех, которые вы заплатите в привокзальных киосках. А так как речь идёт о Китае, то эти цены close to nothing — ну рублей 10, что ли, за огромную пластиковую миску...
С тележки, впрочем, вам предложат и самые нехитрые горячие блюда: например, помидоры с яйцом. Однако в отличии от Индии (где к тебе просто заходит официант из ресторана, и ты заказываешь ему из меню по нормальным индийским ценам), и от Таиланда, выбор невелик, повторяю, в основном разные виды лапши — ну то есть лапша со всеми возможными сортами мяса, птицы, овощей, всякой байдой. Небольшой, говорю, выбор — штук двадцать опций
)
3) Бабушки на перронах. Распространены значительно реже, чем на станциях СНГ, обычно на длительных стоянках (которых, кстати, может и не быть), да и то не на всех. kremen отмечает потрясающие лепешки с яйцом на перроне в Баоцзи (по дороге из Сианя в Чэнду) за полтора юаня. Однако всё же на этот вариант рассчитывать не стоит.
4) Вагон-ресторан. Цены чуть выше средних, качество еды и выбор чуть ниже среднего, но в целом терпимо.
Ждём ваших комментариев, критики и дополнений.