Опыт прочтения книги «Сумерки Дао»
С «Сумерками…» я столкнулся в середине второго курса. Славное было время, иероглифы казались бесчисленными и совершенно неподдающимся запоминанию, составляли собой основную проблему, а жизнь с ее насущными проблемами далекой и туманной. Главный вопрос был в успешном прохождении сессии. Тогда я уже ознакомился с «Китайской цивилизацией», которая, признаюсь, оставила мне двоякое впечатление.
Во-первых, начнем с плохого, количество опечаток потрясало и превращало чтение в сплошную мороку по верификации подлинности имен и дат. Во-вторых, подборка материала своей сумбурностью еще более усугубляла ситуацию и окончательно спутывала мысли. Содержание не адекватно названию.
Однако, теперь о положительном, главным плюсом всего можно назвать «указательность» глосс (коль скоро это книга хотя бы названием претендует на энциклопедичность) работы Малявина. В своих коротких статьях автор скорее настраивает мысль читателя на определенный лад, побуждая его продолжить мысль самостоятельно, чем пытается преподнести ему готовое блюдо.
В таком контексте «Китайская цивилизация» воспринимается компас указующий. Путь, им положенный, лежит в предрассветной дымке, как могло бы показаться, но дымка, что невероятнее всего, рассеется именно в «Сумерках…».
Итак, таковы мои мысли на сегодняшний день. Но в середине второго курса, покупая «Сумерки Дао», я так не думал. Книга казалась всего лишь сбором фактов, которые должны были вычертить облик минской империи в ее динамизме и показать картину кристаллизованной китайской культуры, которая находилась в своем апофеозе в означенный период.
Пожалуй, такой подход был главной ошибкой. Воспринять «Сумерки Дао» как обыкновенно стандартно написанную работу значило заранее отгородить себя от по-настоящему ценного, а главное, потаенного в этой книге.
Прочтение первой половины опуса заняло мало времени, в голове осталось довольно многое, как тогда казалось, довольно много ценного. Но однажды в нашей жизни начинаются перемены, мы их не ощущаем, пока точка невозврата не будет пройденной.
Приехал в наш славный ДВГУ сам профессор Малявин, дал лекцию. И я понял, что все мной прочитанное в «Сумерках Дао», оказалось неправильно понятым, вообще не понятым.
Прошло еще какое-то время, год, если быть точным, и я во второй раз начал читать. И странная картина, читал вроде бы все то же что и некогда, однако понимал все совершенно по иному.
«Сумерки Дао» открыли мне не минский Китай или картину совокупной китайской культуры, отнюдь нет, книга показала мне совершенно до толе неведомую грань бытия, столь отличную от привычной, логике наподдающуюся.
Ratio мышления просто в прах рассыпалось в попытке осознать или хотя бы срефлектировать на изложенное Малявиным. Увы, не приняв способ умствования (а не философствования) по Малявину, осознать (а не понять) его работу невозможно. Взор автора всегда субъективен, однако ж, иногда этот субъективизм ближе к истине, чем может показаться.
Осознание сути написанного в «Сумерках Дао» начинается с принятия концептов китайского языка-哲學 (философии в западном понимании в Китае нет, желающих пообщаться на эту тему милости прощу), а потом эссенций мировоззрения самого Малявина, а иначе книга остается неоткрытым ларцом, который только и радует глаз внешним убранством. И именно внутренняя полнота восхитила меня более всего. Вот лишь малая часть всего юзуального очарования книги «Сумерки Дао».
Малявину можно поставить прижизненный памятник за открытие и описание ТЕЛЕСНОСТИ.
Более естественного механизма, очерчивающего одновременно предел и полагающего беспредельное решительно всякого проявления жизни как таковой, найти невозможно.
Отступив, приведу пример далекий от Китая и во многом от теории как таковой, который неплохо иллюстрирует разноплановость использования телесного подхода.
Представьте (совершенно, между прочим, реальная ситуация) создается некая организация (суть не важно чем она занимается), на учредительном собрании обсуждается перечень задач организации. Казалось бы что может быть банальней и тривиальней данной ситуации, обычное дело. Есть концепция, есть цели, разрабатываем действия, вычерчиваем внутреннее устройство и вперед.
Применим к этому теорию-практику телесности. Получится следующее:
1. Концепция в телесном выражении представляет генный код. Именно первейшее сцепление мужских и женских хромосом определяет вид всего организма в целом и навсегда. Не будет концепции, не будет жизни организации. Изменить концепцию – значит изменить весь организм целиком.
2. Организация – единое тело. Если этого нет, организация не жизнеспособна. Кстати, слово «корпорация» в дословном переводе означает: «тело».
3. Действия организации – предельность тела. Мы все ограничены пределами собственного тела, и именно через предел «общаемся» с миром вокруг. Одному длина руки позволяет дотянуться до предмета, находящегося на расстоянии более метра, а у второго «руки коротки». Посему действия организации всегда определены ее телесным пределом.
4. Совершенствование тела ведет к достижению истинных пределов своих возможностей, ведет к самореализации и самозаконченности, и если выражаться термином Малявина – к «полноте жизненных свойств».
5. Предел (не)достижим.
Написанное выше может показаться совершенно непонятным человеку, который никогда не сталкивался с менеджментом, но поверьте мне, большинство организаций гибнет оттого, что просто не знает своего тела и своих пределов. Гибель происходит из-за ошибок на начальном этапе концептуализирования.
Телесность позволяет в прямом смысле ощущать, а не предполагать, позволяет прикоснуться к «предмету». И что самое главное, многое ставит на свои места.
Парадокс в том, что снятие разделения на материализм и идеализм происходит именно по средствам «телесного мышления», а что может быть, в тоже время, более объективно и одновременно субъективно, чем телесное(материальное) мышление(идеальное). Как-то раз меня спросили: «Вы материалист или идеалист?», я честно ответил, что, наверное, идеалист. На что мне было сказано: «Плохо, надо быть одновременно и материалистом и идеалистом». Тогда это повергло меня в шок, как возможно совместить несовместимое. Оказалось просто. Со-общительность вещей дает такую возможность. Мир неожиданно предстает в по-новому в виде бесконечно переплетения взаимосвязанных взаимообусловленных и одновременно совершенно противоположных символов бытия. «Мир как единое тело от меня неотделимое, в котором всякое явление опознается в момент достижения своего предела, и как следствие, преображения». Наверное такое «определение» лучшая иллюстрация.
Итак, телесность применима в разнообразных областях человеческой практики, более того, дает возможность соприкоснуться с новой точкой зрения на мироздание вообще. Заглянуть в себя, и, ощутив свою неантропоморфность, свою сферичность, внезапно пробудится к осознаю своей телесной предельности и полноты своего существования, что, наверное, и есть чистая со-общительность.
Все, мною сказанное, может показаться жалкой попыткой словесного штурма Эвереста, что ж, может статься, так оно и есть. В любом случае, право решать и судить в ваших руках.
Если есть желание пообщаться, всегда рад.
e-mail:
[email protected] или пишите на ящик на полушарии.