Zhang Huan прославился в 90е своим перформансом «12 квадратных метров», когда тело художника, обмазанного мёдом, облепляли мухи, дело происходило возле мусорной ямы на окраине Пекина, где он жил. Прогулка в костюме из свежего мяса – тоже его выходка.
Трудно представить шутку, который можно было бы с успехом шутить сто лет. Или скандальную заметку, которую бы печатали каждую неделю в течение ста лет, и каждый раз она вызывала бы ажиотаж. Однако, с тех пор как Марсель Дюшан в 1917 году выставил в качестве произведения искусства писсуар, прошло почти сто лет, а до сих пор всякий, кто притащит в музейные залы Пекина или Нью-Йорка ослиное чучело, сфотографирует дурной мыльницей неаппетитных голых теток, или наваляет иной такой же чепухи, может рассчитывать и на скандал и на известность. Парадокс?
Мне думается, что, как ни странно звучит, постоянный успех различного рода эпатажей и «ниспровергателей» традиционного искусства, говорит только о том, что престиж традиционного искусства по-прежнему очень высок. Даже сказала бы так: именно традиционное искусство до сих пор рассматривается массовым зрителем как стопроцентно доминирующее, как «искусство» по умолчанию. Иначе разве возможнов течение сотни лет (!) с пафосом и скандалом из год из года свергать нечто периферийное, и так не имеющее авторитета?
Согласитесь, зритель, видящий «произведение искусства» в виде горы хлеба на паркете или обгаженных портретов Христа, или людей обсиженных мухами, редко скажет: «Фи, какая скучная обветшалая
классика! Вялое подражание бессмертному, пронимающему до глубины души писсуару Дюшана...» Наоборот, зритель скорее всего возмутится: «Вот оно –
новое искусство! Так пойдет, так непонятно до чего могут додуматься!» - или порадуется вызову, глубокой мысли, творческой смелости автора – и особенно, если автор был гоним властями или если он не европеец. Таким образом, и хулители и ценители в общем-то согласны в одном – что вся эта старая, пыльная, утомившая всех еще в начале прошлого века ерунда – является новой, эпатирующей, вызывающей. Но как можно быть новым и эпатирующим, повторяя не очень-то остроумную выходку столетней давности? Думаю, причина одна: весь этот эпатаж и вызов не становится классикой в массовом восприятии, он забывается едва ли не быстрее, чем демонтируется выставка. О нем знают и помнят лишь искусствоведы.
Оговорюсь сразу, что я категорически не поклонница идеи «искусства для народа», но в данном случае разговор о массовом восприятии уместен, потому как этот якобы элитарный вид искусства живет только потому и до тех пор пока он может шокировать массового зрителя. Если в один прекрасный день он станет признанной, хоть и скучноватой классикой, и у каждого дома будут висеть рожи в пене или будет акула в формалине (селедка - как бюджетный вариант) – то «галерейный успех» снимет как рукой.
Хочется верить, что когда-нибудь все же людей в мясе или гипертрофированные смайлики станут воспринимать не как свежий прикол или художественную смелость, а как так, как они есть в реальности – как бородатый анекдот в исполнении Петросяна.