Автор Тема: Соотношение мифа, притчи, метафоры в тексте Чжуан-Цзы  (Прочитано 12877 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн lier

  • Профессионал
  • ****
  • Сообщений: 382
  • Карма: 5
Очень интересно разобраться, какова в свете ранее поднятых тем роль мифа в тексте Чжуан-Цзы, чем миф отличается от притчи, и какую роль в этом процессе играет метафора?

Оффлайн Tuman

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 3207
  • Карма: 33
  • Пол: Мужской
Миф, притча и метафора... В определенном контексте эти понятия значат одно и то же. зачем же их тогда разделять?


С начала хотелось бы услышать, что Вы сами понимаете под мифом, притчей и метафорой у Чжцан Чжоу, так будет проще: всегда проще работать в заданной системе координат и подправлять ее налету.
« Последнее редактирование: 20 Февраля 2006 10:06:59 от Tuman »
тише едешь - дальше будешь :-)

Оффлайн lier

  • Профессионал
  • ****
  • Сообщений: 382
  • Карма: 5
Если говорить на конкретных примерах, то мифом является описание отношений Рыбы и Птици, которые обитают в метафорических пространствах, и следовательно Южная и Северная непроглядности - это метафоры, тогда как Рыба и Птица, в контексте Мифа - это тоже метафоры. Притыа же - это суждение цикады и воробья (условна) относительно полёта птицы. То есть, действительно в некоторых случаях эти понятия могут совпадать, но всё же отличаются по масштабности и некоторой функциональности.
А Вы, уважаемый Туман, сами видите отличия между мифом, причтей и метафорой?

Оффлайн China Red Devil

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 7334
  • Карма: 290
  • Пол: Мужской
Так, господа, сейчас я чувствую будем долго и бесплодно спорить о терминах. :D

миф) в литературе, создания коллективной общенародной фантазии, обобщённо отражающие действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевлённых существ, которые мыслятся первобытным сознанием вполне реальными.

Притча,
дидактико-аллегорический жанр литературы, в основных чертах близкий басне. В отличие от неё форма П. 1) возникает лишь в некотором контексте, в связи с чем она 2) допускает отсутствие развитого сюжетного движения и может редуцироваться до простого сравнения, сохраняющего, однако, особую символическую наполненность; 3) с содержательной стороны П. отличается тяготением к глубинной "премудрости" религиозного или моралистического порядка.

МЕТАФОРА - вид тропа (см.), употребление слова в переносном значении; словосочетание, характеризующее данное явление путем перенесения на него признаков, присущих другому явлению (в силу того или иного сходства сближаемых явлений), к-рое так. обр. его замещает. Своеобразие М. как вида тропа в том, что она представляет собой сравнение, члены к-рого настолько слились, что первый член (то, что сравнивалось) вытеснен и полностью замещен вторым (то, с чем сравнивалось),
不怕困难不怕死

Оффлайн China Red Devil

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 7334
  • Карма: 290
  • Пол: Мужской
Лиэр, Вы пытаетесь сравнить понятия разного уровня.
Чтобы далеко не ходить- в том же пресловутом первом абзаце история про про птице- рыбу- это миф. Притчей ее назвать нельзя. Но если взглянуть на нее под философским углом, то она содержит метафоры (как литературный прием).

И дальше так можно разобрать весь текст, но не совсем понятно, что это даст.
不怕困难不怕死

Оффлайн Tuman

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 3207
  • Карма: 33
  • Пол: Мужской
Если говорить на конкретных примерах, то мифом является описание отношений Рыбы и Птици, которые обитают в метафорических пространствах, и следовательно Южная и Северная непроглядности - это метафоры, тогда как Рыба и Птица, в контексте Мифа - это тоже метафоры. Притыа же - это суждение цикады и воробья (условна) относительно полёта птицы. То есть, действительно в некоторых случаях эти понятия могут совпадать, но всё же отличаются по масштабности и некоторой функциональности.
А Вы, уважаемый Туман, сами видите отличия между мифом, причтей и метафорой?

Я, в свое время, для себя определил, что такое миф. Мне это было для исследования. Формулировка не моя, она принадлежит А.В. Алексадрову, но я ей следую.

Миф - это правда для носителя мифа.

Именно так я подхожу к понятию "миф".

Притча и метафора для меня равнозначные. Разделяет их лишь длинна и стиль. Притча всегда конкретна и точна, она жестка  и тверда, а метафору можно гнуть, как угодно, и все равно не поломать. 

Миф - статичен и исчерпаем, потому фундаментален, на нем можно зиждиться, а метафора подвижна, потому неисчерпаема, ей можно пользоваться.

У Вас очень изощренный подход, мне он импонирует, но разделить я его пока не готов, поскольку считаю, что не все так сложно и чтобы понять текст чжуан цзы, не надо влезать в его сознание через текст.

Весь рассказ о рыбе и птице можно считать метафорой, метафорой о ходе жизни, можно и мифом, мифом о зарождении мира.
 
тише едешь - дальше будешь :-)

Оффлайн lier

  • Профессионал
  • ****
  • Сообщений: 382
  • Карма: 5
Уважаемый ЧРД, я с Вами совершенно согласен. Я вижу в тексте Ч-Ц мифы, притчи и метафоры, и думаю, что смотреть нужно под разными углами. В каких-то частях они, эти тексты, совпадают как жанры, в каких-то нет. Например, притча про мясника или повара Бао Дина не может быть названа мифом. А вот миф о посещении Быстротечным и Мимолётным , владыками Северного и Южного морей, земли хаоса, может быть назван притчей. Вот мне как раз и хочется послушать разные точки зрения на этот неоднозначный вопрос. Потому огромное Вам, человеческое спасибо.