Собственно это не играет особой роли. Если хотите, я могу заявить, что эта разница в восприятии уже препятствует однозначному пониманию слова "свобода", оценки-то сугубо индивидуальны. Как следствие, дискуссии, в которых это слово участвует, заканчиваются бессмысленным ломанием копий.
Вы ошибочно и, соответственно, напрасно смешиваете (или не разделяете) два разных предмета (это началось уже там, где появились слова "Под "свобода" же каждый подразумевает своё"
). Сначала речь зашла о понятии свободы вообще, то есть речь была о термине, который обозначает одно из понятий нашей жизни без привязки к наблюдателю. Другим предметом является не общее понятие, а понимание этого состояния любым отдельным лицом, оценки того, насколько свободен данный отдельный индивидуум. А копья в дискуссиях ломаются там, где либо допускают ту же самую ошибку, либо просто не понимают, что оценка степени свободы зависит от того, кто оценивает. Верным является то, что "оценки-то сугубо индивидуальны", но речь-то поначалу шла о свободе как общем понятии, и чтобы дать определение свободы в данном случае, следует не представлять себе оценки отдельных людей, а представить, что мы пытаемся объяснить иноязычному собеседнику или (лучше даже, пожалуй) инопланетянину, что означает слово "свобода" на русском языке. Как я уже заметил, можно говорить об этом понятии (как это сделал тот же Камю), а можно дать определение. Мы вдвоём выше сделали это по-разному, но каждое из этой пары было перефразировкой другого.
Чтобы сказанное было более понятным, могу предложить аналогию. Есть, скажем, термин "человеческий рост". Или это понятие тоже, может быть (я тут не уверен). Если хотите большей точности
, то пусть будет "человеческий рост стоя". Можно по-разному формулировать определения этого термина, но по сути разные формулировки будут означать одно и то же. При этом в то же самое время величина этого человеческого роста будет разной в разных случаях, хотя совпадение этой величины у разных людей вполне возможно. То же самое и со словом "свобода". Есть общее понятие, и есть частные случаи. Надеюсь, что аналогия понятна.
К примеру, используя моё понимание для слова "свобода", я однозначно заявляю, что выступающие за удаление кого-либо из власти являются борцами против свободы. Ведь они ограничивают желание сидящего во власти
И да, и нет
. Они являются борцами
против его свободы, против свободы того, кто сидит во властных структурах. Только вот в чём дело: они-то борются
не за его свободу, они борются либо за свою свободу, либо за свободу свою и своих сподвижников. Тут ведь мы от понятия свободы вообще перешли к пониманию свободы с точки зрения отдельных индивидуумов, а каждый из них - не забывайте! - имеет собственный взгляд на мир (то, что эти взгляды могут совпадать у разных людей, - это другой вопрос). Ваше заявление - это констатация тривиальных вещей, которые обычно просто не озвучиваются из-за их очевидности.
Следуя той же логике, "свобода" и "демократия" вещи в принципе несовместимые, так как любая власть это в первую очередь ограничение "свободы" в моём понимании.
Выше уже было сказано, что абсолютной свободы нет. Верно то, что любая власть - это ограничение нашей свободы. Однако при демократии ограничения со стороны власти - это наши собственные ограничения, мы сами передаём власти право ограничивать нас в чём-либо. Пребывая в нашем суровом и скорбном мире, мы (будучи или притворяясь разумными людьми) вынуждены жертвовать частью нашей свободы из-за того, что рядом люди тоже желают её же иметь, свободу то есть. Если общество невелико (допустим, небольшое число лиц на необитаемом острове, которые попали туда после кораблекрушения), то мы можем обходиться без специально созданных институтов власти. В современном же огромном обществе, даже если оно демократическое, есть специальные органы, которые ограничивают нас. Но при этом в идеале эти ограничения лишь нами же и созданы. То есть ограничение личной свободы каждого человека при демократии - это его же собственные действия, о которых он не заботится лично, а передаёт эту обязанность государству. То есть, ограничения свободы при демократии никак не противоречат как общему понятию свободы, так и свободе отдельного человека внутри этой демократии.
В общем, слово "свобода" не более чем buzz-word не несущее никакого конкретного смысла.
Это будет верно лишь в том случае, когда мы попытаемся говорить о феномене в целом, подразумевая лишь свои личные пожелания и не учитывая, что с точки зрения другого человека свободой может быть совсем иное. Смысл конкретный есть - ну, пусть не у всех людей, но обычно что-то есть - однако он является общим лишь у понятия и, разумеется, индивидуален у отдельных желаний по поводу этого понятия.