Автор Тема: Свободные экономзоны на Дальнем Востоке  (Прочитано 35016 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Шилин Сергей

  • Основатель
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1281
  • Карма: 31
  • Пол: Мужской
    • Русский клуб в Пекине



Глупости ли только?
Вот почитал выступление Путина на пленарном заседании совещания послов и постоянных представителей России.
В очередной раз Президент, высказал мысль о том, что Европа - это "континент, которому сама Россия принадлежит".
А нас в школе учили, что Россия принадлежит континенту Европа примерно до Урала, а дальше уже принадлежит континенту Азия.
Возможно кто-то по-своему понимает данное высказывание Путина и его соответствие тому, о чем нам говорили в школе.
Конечно я могу ошибаться, но что-то терзают меня подозрения, что в высказываниях Грефа о СЭЗ ключевым моментом является не производство электротоваров, а именно аренда лесов, добыча природных ресурсов...
И потуги правительства отказаться от принципа "двойного ключа" в лицензировании добычи природных ресурсов, тоже из той же оперы. Мол, так быстрее вопросы решаться будут, быстрее инвестиции пойдут. Кудай-то мы так торопимся? И о каких инвестициях речь.  В вырубку леса? И это когда китайцы, озабоченные очевидными "перегревами" в производстве отдельных видов продукции в Китае, начинают подумывать о развертывании этих производств на ДВ России для развития российского рынка. А им тут "подарочки" от Грефа, от ЕАР. По царски, по царски. Ну а что такого, у них Россия это то, что в Европе  :(
Кстати, интересны и расставленные Путиным приоритеты. АТР на 4-м месте после СНГ, Европы и Штатов. Просматривается очевидная озабоченность вопросами безопасности именно в Европе. Эмоциональный настрой же той части, которая посвещена АТР, очевидно иной. Отсюда и подход.
Когда ж нашему двуглавому прекратят выкручивать восточную бошку и поймут равнозначность обеих частей евразийского континента , будет ли когда-нибудь пересмотрено отношение к ДВ как колонии???
« Последнее редактирование: 15 Июля 2004 21:27:38 от Serg »

Оффлайн Шилин Сергей

  • Основатель
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1281
  • Карма: 31
  • Пол: Мужской
    • Русский клуб в Пекине
Вот очередное:
Цитировать
Принятый 2 июля в первом чтении правительственный законопроект содержит поправки более чем к 150 законам. Он, в частности, предусматривает передачу регионам финансирования ряда социальных льгот с одновременной заменой льгот денежными выплатами, а также фактическую отмену принципа "двух ключей", при котором вопросы использования недр находились в совместном ведении федеральной и региональной властей - их запланировано передать центру. Во втором чтении Госдума рассмотрит законопроект 2 августа.

РБК 23.07.2004
Попереживали по поводу сложностей с заменой льгот денежными выплатами и... повесили их на регионы.
Зато распределение недр забрали в центр. Типичная колониальная политика. А говорим о развитии Сибири и Дальнего Востока....
« Последнее редактирование: 23 Июля 2004 19:19:09 от Serg »

choker

  • Гость
Китайцы будут арендовать землю у Еврейской автономии

;Dтакой титул как анекдот;D ;D


choker

  • Гость


А Вы видели как работают "пьяные" финны?
Между прочим, они, шведы и "норвеги, которые тоже пьют" (это фраза из старого анекдота) вкладывают деньги в охрану окружающей среды в Карелии и на Кольском полуострове.

ещё как!хуже пьяных эстонцев! деньги раздают всем на водку, спят на вахте, пристают к Ж в гостинице, валяются как БМЖи...а потом расскаиваются и спрашивают"where my money,where?"

ну в общем разные финны бывают, неисключенно что есть такие финны вкладывают в охрану окружающей среды, мы разных финнов видели...но такие, которых видел Я, они точно никопейки не вкладывают, самим нехватают,неизвестно на что тратили лес-доллары, некоторые финны держат 2 или более жён, как тут говорят, у финнов 2(или более) женщин, разница такова, в Финляндии у него "семья", а здесь в России-жёны!

P.S. Я же говорил
Цитировать
кажый второй финн(пьяный)


Просьба, не уводить тему в сторону. Для пьяных финнов есть раздел "Всякая всячина" и ему подобные. - Ш.С.
« Последнее редактирование: 23 Июля 2004 21:30:25 от Serg »

Оффлайн absolut

  • Бывалый
  • ***
  • Сообщений: 199
  • Карма: 0
Re: Свободные экономзоны на Дальнем Востоке
« Ответ #29 : 03 Апреля 2005 14:51:50 »
6.3.2. Первая попытка создания свободной экономической зоны в Сахалинской области
Вопрос о создании СЭЗ на Сахалине уже имеет свою историю, которая начинается с 1991 года, когда было принято постановление Президиума Верховного Совета «О создании свободной экономической зоны «Сахалин» (СЭЗ «Сахалин») и утверждено Положение о свободной экономической зоне «Сахалин», согласованное со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами.
Принятие решения о создании СЭЗ «Сахалин» было вызвано как социально-экономическими, так и политическими причинами.
В те годы желание создать у себя подобные «зоны» изъявили в обшей сложности более 100 городов и районов страны. Объяснялось это, во-первых, в первоначальном поощрении данного процесса «сверху» (считалось, что свободной зоной должна стать вся страна); во-вторых, тем, что во многих регионах «зоны» рассматривали как кратчайший путь к решению местных проблем за счет выделенных центром средств (под проект). (Кстати, в июне 1992 года президент Российской Федерации подписал указ «О некоторых мерах по раз-
163

витию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации», который позволяет органам управления СЭЗ брать бюджетные кредиты. Полученные втечение 1994-1997 годов таким образом 149,6 млрд. рублей в виде налогового кредита, в основном направленные на финансирование приоритетных объектов инфраструктуры, оказали существенное положительное влияние на экономику области); в-третьих, стремление властей получить статус «свободной экономической зоны» было одной из форм проявления эйфории «суверенитетов», как способ отгородиться от вмешательства в свои хозяйственные дела со стороны центральных органов власти и напрямую выйти на мировой рынок.
Замыслы были грандиозные. Имелось в виду «открыть» экономику для внешнего мира и привлечь в крупных размерах иностранный капитал, передовые технологии и новые методы организации производства. При этом сформировались две крайние точки зрения относительно места и роли СЭЗ в экономической системе страны. Сторонники одной линии делали упор на слове «свободная», понимая под этим практически полную независимость региона от России. Они предлагали передать в их распоряжение все объекты федеральной собственности, природные ресурсы и даже 200-мильную морскую зону, а также наюговую и финансовую системы. Финансовые отношения СЭЗ с Федерацией предлагалось строить на договорной основе. То есть местные органы власти должны были получить право собирать все налоги и платежи и выделять федеральному центру из этой суммы какую-то долю согласно договоренности.
Другая крайность состояла в том, что свободная экономическая зона представляет собой только особый хозяйственный механизм. В административно-правовом отношении СЭЗ не должна иметь каких-либо специфических черт, отличающих ее от других территорий России.
В конце концов верх взяла центристская концепция, в соответствии с которой и хозяйственный, и административно-правовой механизм СЭЗ в основном совпадает с соответствующими принципами и правовыми нормами, действующими в Российской Федерации. В то же время СЭЗ имеет ряд существенных черт, отличающих ее от основных районов страны и обеспечивающих заинтересованность иностранных инвесторов вкладывать свои средства именно в данную зону.
Но для начала нормального функционирования СЭЗ потребовались бы крупные централизованные капиталовложения для развития инфраструктуры. (Согласно предварительным проработкам Института макроэкономических исследований при Министерстве экономики Российской Федерации, потребность в инвестициях на создание СЭЗ «Сахалин» составляла 3,7 трлн. рублей |в ценах 1995 г.| и 2,9 млрд. долларов. Из них 42% требовалось на развитие инфраструктуры). Поскольку такими деньгами правительство не располагало, оно просто взяло курс на «замораживание» процесса становления СЭЗ.
Позиция федерального центра в отношении СЭЗ достаточно ясно просматривается в принятых в течение 90-х годов нормативных актах Российской Федерации по вопросам налогообложения, таможенного и валютного регулирования, которыми предоставленные отдельным свободным экономическим
164
зонам льготы были отменены. Федеральный закон «О свободных экономических зонах» оказался одним из самых труднопроходимых в Государственной думе. Принятый Госдумой после трехлетних перипетий, с трудом поддержанный Советом Федерации, он не вступил в силу из-за вето, наложенного президентом РФ. Все это обосновывалось центром:
•  во-первых, невозможностью обеспечить значительные стартовые капиталовложения для комплексного инфраструктурного обустройства зон;
•   во-вторых, невозможностью осуществления надежного таможенного контроля на территории «суперзон», что превратило бы эти зоны, по его мнению, в гигантские насосы, перекачивающие за рубеж товары с остальной территории России;
•  в-третьих, тем, что предоставленный льготный налоговый режим обусловил бы большое недопоступление средств в доходную часть бюджета Российской Федерации;
•  в-четвертых, использование иностранной валюты на территории таких зон усилило бы эти явления и привело бы к дерегулированию валютных операций на территории России и, в конечном счете, к разрушению единого экономического пространства страны и превращению России в конгломерат отдельных территорий.
Однако при этом не принимается во внимание, что экономическое равенство субъектов Российской Федерации на едином экономическом пространстве означает равенство в воздействии на них негативных последствий нынешней переходной фазы российской экономики, а правовое неравенство субъектов Федерации уже подкреплено неодинаковыми конституциями республик, в нее входящих, и уставами областей и краев, а также договорами между федеральными властями и отдельными субъектами Российской Федерации, впоследствии, правда, отмененными.
Отвергается мнение ученых, утверждающих, что в экстремальных условиях Дальнего Востока именно свободные экономические зоны могут стать объективной основой для создания привлекательного инвестиционного климата и одним из наиболее реальных и эффективных инструментов преодоления дотационного характера экономики региона, смягчения разрыва стартовых возможностей по отношению к европейской части страны1.
Острый дефицит инвестиционных возможностей страны объективно обусловил политику на свертывание больших по площади (в масштабах краев и областей) и развитие точечных, локальных СЭЗ в несколько квадратных километров. Поэтому в принятой в 1992 году правительственной программе углубления реформ было признано, что достижение положительного эффекта от создания СЭЗ возможно лишь при концентрации усилий и средств на формирование относительно небольших зон экспортного производства и свободных таможенных зон. Эти зоны должны были получить экстерриториальный статус с льготным, по сравнению с общим, режимом хозяйственной деятельности для иностранных и отечественных инвесторов, с созданием всей необходимой производственной и деловой инфраструктуры, соответс-
твуюшей мировым стандартам. То есть «размораживание» СЭЗ планировалось вести по частям, по субзонам. И начаться оно должно было с двух крайних точек страны: Калининграда и Сахалина. В соответствии с этой идеей в декабре 1992 года вышел указ президента РФ, на основании которого была создана субзона «Курилы», функционирующая в рамках СЭЗ «Сахалин».

Оффлайн absolut

  • Бывалый
  • ***
  • Сообщений: 199
  • Карма: 0
Re: Свободные экономзоны на Дальнем Востоке
« Ответ #30 : 03 Апреля 2005 14:53:28 »
6.3.3. Проблема создания свободной экономической зоны на Сахалине на современном этапе
Сама постановка вопроса о создании СЭЗ на Дальнем Востоке исходит из того, что активизация внешнеэкономической деятельности страны в целом и ориентация на Тихоокеанский регион объективно ведут к такому решению. СЭЗ — это эффективное средство для открытия экономики, а Дальний Восток - естественная площадка для размещения экономических зон, предназначенных для контакта с Азиатско-Тихоокеанским регионом — одним из крупнейших и динамично растущих мировых центров деловой активности.
Для создания СЭЗ надо изначально располагать привлекательной для бизнеса территорией. Сахалинская область, расположенная на островах, идеально подходит для создания здесь свободной экономической зоны. Это первая важнейшая естественная предпосылка.
Во-вторых, область богата разнообразными природными ресурсами, в которых остро заинтересованы и Россия, и близлежащие страны АТР. В их числе - рыба, морские организмы и животные, уникальные морские водоросли, крупные запасы угля, нефти и природного газа, лес и многие другие виды природных ресурсов. При эффективном приложении к ним необходимых инвестиционных средств эти ресурсы позволят инвестору с лихвой окупить все первоначальные затраты и получить немалую прибыль.
В-третьих, область размещается на восточной окраине Российской Федерации: расстояние до экономических центров европейской части страны составляет 8-10 тыс. км, Сибири - 5-7 тыс. км, Дальнего Востока - более тысячи километров. Транспортные связи осложняются островным положением области, а значительная удаленность многих островов друг от друга осложняет и внутриобластные связи. Особенно это чувствуется зимой, когда навигация на севере Сахалина прекращается, а на юге и Курильских островах значительно затруднена. Дальние перевозки существенно удорожают товары как завозимые в область, так и вывозимые из нее.
Экстремальные природные условия области также затрудняют ведение здесь хозяйства, что заметно сказывается на условиях жизни местного населения, предопределяет повышенную оплату труда, увеличивает затраты в непроизводственной сфере, повышает себестоимость всех видов производимой продукции и услуг.
В целом особенности экономико-географического положения области проявляются в удорожании всех видов деятельности, что ограничивает возможности эффективного ведения хозяйства, ориентированного только на экономическую связь с центром России, обусловливает выборочное использование имеющихся природных ресурсов и в значительной мере определяет состав и структуру хозяйства области.
166
Пограничное положение области обусловливает развитие внешнеэкономических связей со странами АТР, поскольку значительную часть производимой здесь продукции более эффективно поставлять на экспорт, чем на внутренний рынок. Впрочем, как и снабжать область отдельными видами продукции выгодней за счет импорта, чем завозить ее с материка России.
В связи с этим необходимо сделать вывод, что экономика области, с учетом конъюнктуры на внешнем и внутреннем рынках, объективно имеет большую по сравнению с другими субъектами Федерации экспортно-импортную направленность, что свидетельствует о приоритетности создания СЭЗ именно на Сахалине, нежели в других российских регионах.
Поскольку в нынешних конкретно-исторических условиях эффективное хозяйственное освоение области может начаться лишь с притоком в нее крупномасштабных иностранных и российских инвестиций в виде прямых вложений в производственную сферу в создании особой экономической зоны (ОЭЗ) на ее территории, как одной из разновидностей СЭЗ, видится оптимальный механизм достижения баланса интересов региона и Федерации, реализации бюджетной самодостаточности области.
Кроме того, необходимо устранить существующий правовой пробел, образовавшийся в результате отсутствия федерального законодательства, которое бы способствовало активной целенаправленной деятельности по развитию свободной экономической зоны (СЭЗ) «Сахалин», учрежденной постановлениями Президиума Верховного Совета и правительства РФ в 1991 году.
Поэтому законодательная и исполнительная ветви власти области приняли решение реанимировать и довести до логического конца идею создания на Сахалине свободной экономической зоны.
Поскольку основным компонентом развития свободных экономических зон является надежная и адекватная законодательная основа, вопрос предоставления Сахалину статуса полноценной СЭЗ становится одним из ключевых.
В июле 1999 года областной Думой в порядке законодательной инициативы внесен в Государственную думу РФ проект федерального закона «Об особых условиях предпринимательской деятельности на территории Сахалинской области», который, по существу, регулирует вопросы создания и функционирования особой экономической зоны (ОЭЗ) на территории Сахалинской области.
Конечно, свободная экономическая зона в масштабах всей области — идеальный вариант. Но даже не искушенному в политике человеку понятно, что в условиях безденежья и центробежных тенденций федеральный центр ни при каких условиях не отпустил бы на «вольные хлеба» целый субъект Федерации. Поэтому авторам проекта пришлось идти на компромисс, убрав из названия закона раздражающую многих власть предержащих аббревиатуру «СЭЗ», а значит, никак не менять существующую систему органов госуправления в области. Пришлось разработать новую концепцию, в соответствии с которой СЭЗ в Сахалинской области будет строиться по типу особой экономической зоны (за основу берется территория области), предполагающему территориальный метод формирования, в который вносятся элементы функционального подхода (зональный режим, особые льготы распространяются на отдельные виды хозяйствования - при действии на территории параллельно общего хозяйственно-правового режима на другие сферы деятельности). Одновременно, при установлении налоговых льгот, требовалось не выйти за рамки налого-
вого законодательства Российской Федерации и не вносить ничего нового в это законодательство.
В законопроекте нашли отражение 4 главные идеи:
•   предоставление права областным органам власти создавать локальные свободные экономические зоны;
•   установление на территории области режима свободной таможенной зоны в соответствии с таможенным законодательством;
•   установление на территории области режима экспорта товаров в соответствии с таможенным законодательством;
•   налогообложение с применением договора об инвестиционном налоговом кредите в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
В законопроекте речь идет об особом инвестиционном режиме, поскольку наличие богатейших природных ресурсов само по себе является хотя и важным, но недостаточным условием притока крупномасштабных инвестиций.
Главное в особых условиях предпринимательской деятельности - предоставление твердых правовых гарантий для деятельности негосударственных инвесторов, обеспечение стабильности экономических условий заключаемых договоров.
Введение налоговых и иных льгот выступает в качестве дополнительных инструментов по

Оффлайн absolut

  • Бывалый
  • ***
  • Сообщений: 199
  • Карма: 0
Re: Свободные экономзоны на Дальнем Востоке
« Ответ #31 : 03 Апреля 2005 14:55:35 »
привлечению инвестиций. Направлены эти льготы на расширение налогооблагаемой базы и увеличение таким образом поступлений в бюджеты всех уровней. Возможные потери бюджета от сведенных к минимуму льгот в процессе реализации предлагаемого закона будут не только компенсированы, но и перекрыты дополнительными поступлениями на сумму более 4 млрд. рублей.
Локальные СЭЗ, как составляющие элементы «мозаики», образуют особую экономическую зону. Причем создавать их предполагается законами Сахалинской области, которые, как известно, принимают депутаты на основании соответствующих технико-экономических обоснований. Тем самым появляется возможность избежать чиновничьего произвола в этом процессе.
Уже есть и конкретные наработки по формированию локальных СЭЗ. Так, в настоящее время в области, в связи с высокой ценой портовых услуг, большинство судовладельцев предпочитают осуществлять отстой, обслуживание, ремонт судов, снабжение и разгрузку рыбопродукции в иностранных портах. Это касается и сдачи выловленной рыбы, что приводит к сокращению рабочих мест, инвестиций в береговое производство, налоговых поступлений в областной и федеральный бюджеты. Данная проблема обсуждалась на заседании правительства Российской Федерации 15 июля 1999 г.
Для коренного изменения сложившегося положения было подготовлено предварительное ТЭО создания «свободного порта» на базе существующего водного морского центрального ковша в г. Корсакове. Проект предполагает: главным образом за счет частных инвестиций, а не путем привлечения средств государственного бюджета, реконструировать ветхие причалы, организовать на прилегающей земле базы оформления, обслуживания и снабжения судов, создавать береговой рыбоперерабатывающий комплекс, действующий в режиме особого таможенного контроля. Реализация проекта позволит модернизировать рыбную отрасль области, существенно увеличить поставки недорогих рыбы и морепродуктов на российский рынок.
Таким образом, можно утверждать, что при стабильном политическом руководстве в обществе и дальнейшем углублении реформ, ведущих к рынку, особая
экономическая зона на Сахалине, при условии ее правильного развития, будет активно влиять на эффективность внешнеэкономических отношений, способствовать привлечению и аккумулированию денежных средств, новых технологий и созданию дополнительных рабочих мест. Она призвана выполнить роль катализатора экономических процессов, реально повлиять на качественное преобразование структуры экспорта и импорта, дальнейшее расширение связей с мировым рынком. То есть особая экономическая зона может выполнить роль источника нелинейной положительной обратной связи как ускоренного самоподстегивающего роста рыночных отношений в национальной экономике, может служить источником быстрого экономического развития.
Сегодня очевидна настоятельная необходимость продолжить работу по созданию особой экономической зоны на Сахалине.
6.4. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ
6.4.1. Что такое соглашения о разделе продукции по проектам «Сахалин»
Широкомасштабные работы по поиску и разведке нефти и газа на сахалинском шельфе, площадь которого достигает 20 тыс. кв. км, начались еше в 1975 году. Суммарные геологические ресурсы углеводородов оцениваются в 7,8 млрд. тонн условного топлива, в том числе нефти и конденсата - 4,05 млрд. тонн, свободного газа — 3300 млрд. куб. м. На сахалинский шельф приходится 76% ресурсов нефти, 90% свободного газа.
Огромный объем работ на шельфе, необходимость создания основных объектов промышленной инфраструктуры энергетического комплекса непосредственно на острове, значительные капиталовложения, сложнейшие экологические, ледовые и гидрометеорологические условия, отсутствие в России прогрессивных технологий морской нефтегазодобычи, гарантирующих экологическую безопасность, - все это потребовало привлечения, наряду с российскими, иностранных инвесторов и операторов столь масштабных работ.
Именно в этой связи правительством Российской Федерации совместно с администрацией Сахалинской области и областным Советом народных депутатов в начале 90-х годов было принято решение об осуществлении крупнейших нефтегазовых проектов «Сахалин» с привлечением иностранных инвестиций и прогрессивных технологий на условиях Соглашений о разделе продукции.
«Соглашение о разделе продукции» по проектам «Сахалин» — договор, согласно которому Российская Федерация предоставляет инвесторам на возвратной основе и на определенный срок в аренду (не передавая в собственность) исключительные права на поиск, разведку и добычу углеводородов на участке недр континентального шельфа, указанном в Соглашении, и ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на условиях риска. Взамен предоставления прав на добычу углеводородов Российская Федерация (правительство России и администрация Сахачинской области) получает доходы в виде платежей за использование ресурсов, налога на прибыль, доли добытых углеводородов, а инвестор соответственно возмещает вложенные инвестиции и получает прибыль.