Небольшой statement, неизбежный и необходимый после того, как мне были возвращены мои же аргументы. Не сочтите за навязывание своей точки зрения, но иногда мне просто придется цитировать самого себя.
1. oyabun: "Япония постоянно платит"
Можно поподробнее? "Постоянно" и "Япония платит" звучит довольно общо. Особенно на фоне 1) давешнего закрытия вопроса о послевоенных репарациях Китаю ...
вот читайте.
For its part, China waived its demand for war indemnities from Japan. (This demand was first made in the mid-1950s; the war reparations claims totaled as much as the equivalent of US$50 billion.)
Спасибо за подтверждение моей же посылки: Китай отказался от послевоенных репараций и контрибуций. При "нормализации дипломатических отношений" и позднее, при заключении мирного договора. Иными словами,
как побежденная страна-агрессор, Япония Китаю не платит. вот вам еще, здесь про кредиты.
Japan became China's largest creditor, accounting for nearly half of the estimated US$30 billion in credit China lined up from 1979 to 1983.
Расписываюсь в собственной некомпетентности. Не могу понять, как можно
заплатить, дав
кредит. Можно заплатить, списав долг полностью или частично, но сведений о списании долгов Китаю в статье я не разглядел. Информацией о произвольном нарушении Китаем своих обязательств по международным кредитам я тоже не располагаю.
Мне известно только о платежах Японии в счет работ по утилизации химического и бактериологического оружия императорской армии, хранящегося под землей в Китае. Полагаю, кстати, что за это не грех и заплатить. Не исключаю, что она платит еще за что-то, но кто-нибудь, скажите мне, за что и сколько?
При имеющейся информации японский аргумент "мы платим, и поэтому заткнитесь" звучит неубедительно. Повторюсь, чтобы в этой части была полная ясность: особенно неубедителен он именно в свете отказа Китая от репараций и контрибуций. Ну и несколько раз упомянутые мной отказы в индивидуальных исках тут же вспомню. Просто для полноты изложения, а не из особой любви к этому аргументу.
Закрыв "денежную тему", возвращаемся к нашим баранам - к моральной стороне вопроса. Именно она, а не деньги "работает" красной тряпкой.
2. "Комплекс вины"
виновато руководительство тогдашней японии.
нынешнее поколении тут не причем.
А с этим никто не спорит, вот даже процитирую себя, любимого:
Здесь не идиоты живут, все понимают, что война - дело прошлое. Никто не ждет от современных японцев ежечасных покаянных просьб о прощении
Чего в таком случае нужно неуемным китайцам и корейцам? Адекватного и уважительного поведения
официального японского руководства. Именно на официальном, высшем уровне цивилизованная страна обязана соблюдать весь этот утомительный протокольный комплекс формальностей, как то:
официально просить прощения за причиненное их предшественниками зло,
официально воздерживаться от совершения поступков, недопустимых для руководства побежденной страны-агрессора и т. д. Весь этот ворох дипломатической шелухи может быть даже незаметен для населения собственно Японии - я уверен, что на островах никто и не обратил внимание на извинения, которые в позапрошлом году Коидзуми принес на мосту Лугоуцяо. В Китае их заметили и оценили, уж поверьте. Рядовые немцы могут и не знать, какие покаянные речи произносит их канцлер в Яд Вашеме, а в Израиле его выступление - новость номер один.
Именно официальная пощечина - посещение Ясукуни, а не пофигизм рядовых японцев - вызывает бешенство в Китае. И будет вызывать до тех пор, пока официальный (вынужден повторять это слово по нескольку раз в каждом абзаце во избежание неправильного истолкования) Токио будет демонстративно пренебрегать чувствами населения пострадавших от агрессии стран в угоду популизму.
Нации что-то может быть пофигу. Но публичной фигуре - главе японского правительства этот пофигизм непростителен.
Еща одна показательная фраза, хлесткая и эффектная, которую произнес здесь Леник, (великолепный собеседник и интересный человек, постинги которого вызывают у меня искреннее уважение) тоже хорошо демонстрирует японское видение вопроса:
Это их личные китайские проблемы
Потом были аплодисменты.
Проблемы, действительно, личные. Неяпонские, это точно. Недавно прочел, что синтоистский ритуал поклонения, практикуемый в Ясукуни, уравнивает в почитании души жертв и их убийц, что глубоко оскорбляет чувства родственников погибших (несинтоистов). Именно этот довод приведен в упомянутом здесь международном коллективном иске к премьеру.
Внимание, ситуация: некий носитель иной культурной традиции пришел на могилу моего родственника, умершего насильственной смертью, и в соответствии с его собственным культурным бэкграундом, религией и уровнем воспитания сплясал на ней чечетку, восемь раз плюнул и прокукарекал, а также помолился за упокой души тех, кто свел моего родственника в гроб, почтив таким своеобразным образом его (моего родственника) память. Я, мягко выражаясь, обалдеваю. А мне в ответ: "Это твои личные проблемы".
Аналогия натянутая, но она позволяет составить общее представление о том, насколько надрывна может быть проблема, которую не хочешь видеть.
На мой взгляд, есть чувства, которыми можно пренебречь, а есть такие, которые
должны быть уважаемы, вне зависимости от того, нравится тебе соблюдение приличий или нет. Особенно если ты премьер-министр страны-правопреемницы побежденного государства-агрессора, уж извините за настойчивое упоминание этого очевидного факта.
Закончу свой statemеnt выводом: проблема есть. Есть пофигизм нации, есть популизм политиков, есть ярость на материке - и уже как
следствие - конфликты на личном уровне, личная ненависть к конкретному, ни в чем не виноватому японцу. Идет процесс накопления критической массы. Нам, как в общем-то сторонним наблюдателям, полезно лишний раз заглянуть вглубь конфликта и попытаться его проанализировать.
Не правда ли?