Кстати, а каково мнение китаистов и простых лаоваев о социалистичности современного Китая, т.е. чем он отличается от старой КНР и Союза, и возможна ли была в совке модернизация a-la Сяопин, и к чему бы это привело? Очень интересно послушать...
Вопрос, конечно, давно ожидавшийся. Прося прощения у участников за солидный объём, хочу предложить им некое мини-эссе собственного производства на тему
"Что такое ден-сяопинизм и как с ним бороться".
Что самое главное для этноса и цивилизации?Самое главное - это
самоидентификация народа. Она заключается в поиске и вычленении
базовых принципов на которые можно опереться в попытках решить ту или иную историческую задачу. Сложность задачи самоидентификации заключается в том, что есть соблазн принять
поверхностный принцип за
базовый (самовар и православие для русского, ковбойская шляпа для американца, иудаизм для еврея).
Почему китайцы приняли "коммунизм"?Я склонен считать, что одним из важнейших базовых принципов китайского этноса является
бюрократическая система управления. Т.н. "коммунизм" же (на самом деле - тоталитарный социализм советского толка) был принят ими на "ура" именно потому, что за ним подпольно протаскивалась (легализовывалвсь и получала прописку в современности) именно привычная номенклатурно-бюрократическая система. Таким образом, получается, что бюрократическая система - это содержание, "коммунизм" - форма.
Сама по себе бюрократическая система не является достаточной для процветания Китая (что показал опыт маньчжурского правления, когда она усиленно культивировалась), но является
необходимой для этого (что показал опыт существования Китайской республики, когда все начинания по модернизации уходили в песок, поскольку не имели главного).
(Из вышеизложенного следует интересный вывод:
тайваньское общество не является Китаем в строгом смысле, а является лишь огромной китайской диаспорой! Не говоря уж о Сянгане. А отсюда ещё один вывод: лозунг "два государства - одна система" -
глубоко вредительский по отношению к Китаю! Но об этом ниже.)
Кто такой ДэнГлавная черта Дэн Сяопина - он
ненавидел Китай, точнее, ту власть, которая установилась после победы революции; её он считал варварской, дикой, тупиком истории, а идеал (как и полагается международно образованному социалисту) видел, естественно, в западном пути развития и либеральном обществе. Вся его деятельность в короткий период нахождения у власти была всецело посвящена этому.
Как Дэн подтачивал основыИстинные национальные ценности не могут быть предметом прагматического торга. Но это если они осознаются. К сожалению, китайцы так и не осознали, что у них основное, поэтому их общество оказалось беззащитным перед ломом под названием
"прагматизм". "Неважно, какого цвета кошка, важно, чтобы она ловила мышей".
На первый взгляд, очень мудрые слова. Но я на простом примере попробую показать, что это не так.
Я совершенно всерьёз считаю, что, скажем, советская судебная тройка - из судьи и двух "кивал" - вершина эффективности судебной системы, позволяющая достичь оптимальности между необходимостью подробного рассмотрения дела и быстротой процедуры (имею в виду не "особые совещания", а "самый гуманный в мире" суд брежневских времён). Суд присяжных рядом с ней - шайка клоунов. Вот и давайте предложим англичанам внедрить у себя тройки. Согласятся? Нет! Даже если сто раз убедятся в их эффективности. Почему? Потому что англичане
осознают свои основы и никакая эффективность не заставит их от них отойти - иначе прощай самоидентификация, здравствуй, Оруэлл! Одним словом, как говорил Киса Воробьянинов, "торг здесь неуместен".
Вот поэтому Дэн этой фразой о "кошке" просто-напросто
перечеркнул все разговоры о базовых ценностях общества в пользу голого прагматизма.
(Замечу, что хитрый Дэн недаром сказал о кошке: скажи он "неважно, какой породы собака, лишь бы охотилась на дичь", как получился бы абсурд, поскольку все знают, что гончие предназначены для охоты в поле, а таксы лазают по норам!)
Как Дэн хотел сделать перестройку и что из этого вышлоКогда Горбачёв нанёс сенсационный визит в Китай, он выполнял роль Гагарина с его "Поехали!"; или Королёва, а роль Гагарина отводилась Дэну. Китай должен был стать первой страной, порвавшей со "сталинизмом" и перешедшей на сторону "общечеловеческих ценностей". И Дэн старался изо всех сил (ежу понятно, что именно он стоял за студенческими восстаниями), но ничего не вышло: Китай оказался ещё не готов к таким переменам. Горбачёву пришлось становиться первопроходцем.
После провала восстания Дэн - в своей обычной манере - и осудил кого надо, и с речами выступил, и солдатиков раненых навестил - всё без толку: замести следы не удалось, его постарались постепенно незаметно и без особой шумихи
снять со всех постов и фактически
посадить под домашний арест.
С ним был заключён взаимовыгодный конкордат: мы тебя прославляем на каждом углу, как второго Мао Цзэдуна, а ты сидишь тут, надуваешь щёки и помалкиваешь. Западные наблюдатели полностью купились на этот трюк (а за ними и наши), поскольку, разумеется,
очень хотели, чтобы так и было (т.е. что Дэн Сяопин остаётся "сильным человеком" в Китае).
Чем опасен Дэн СяопинТаким образом, создалась идиотская ситуация: китайцы клянутся именем того, кто сделал всё, чтобы КНР опять превратилась в "колосса на глиняных ногах"!
Такой абсурд небезопасен для китайцев (которые далеко не так хитры и проницательны, как кажется иным из участников форума). В перспективве культ Дэн Сяопина приведёт к окончательному размягчению мозгов и - стоит в будущем с высокой трибуны провозгласить "возвращение к дэновским нормам", как всё может запросто посыпаться-поехать.
Поэтому когда я слышу об ихней молодёжи, бодро шагающих с брошюрками под мышками "Учиться, жить и работать по-дэновски!", как появляется мысль: ну шагайте, шагайте, далеко ли ушагаете?
А вообще-то мне представляется, что гораздо содержательней был бы опыт реформ
во Вьетнаме: вьетнамцы как люди по-настоящему хладнокровные и прагматичные не торопятся поспевать за сомнительными китайскими экспериментами, которые в перспективе могут привести их к краху чуть ли не сравнимому с нашим. К сожалению, информации о Вьетнаме по ряду причин практически нет, да и наши СМИ, похоже, вьетнамский опыт
старательно замалчивают, милостиво позволяя что-то знать о китайском.