Майтрейя, Будда будущего. Один из наиболее популярных буддийских персонажей. В настоящее время, пребывает на небе Тушита, ожидая назначенного Шакьямуни времени для нисхождения в мир. По легенде, Шакьямуни назначил М. Появиться в миру через 5000 лет после себя, когда наступит т. н. время упадка Дхармы (Учения), и М. будет предназначен к просвещению и спасению человечества и всех живых существ. Культ. М. отличается свой универсальностью — он является общим для последователей и Большой и Малой колесниц буддизма. Культ его зафиксирован весьма рано — около 350 г. до н. э. Обычно на изображения М. представлен в виде смеющегося толстого человека, мочки ушей его достают до плеч, что призвано обозначить его мудрость. На индийских изображениях он представлен в специфической позе: одна нога его достает до земли. Этот образ означает готовность М. в любой момент спуститься в мир для спасения живых существ. В руках М. обычно держит мешок, содержащий «первородный эфир» — зародыш всего сущего и розовый цветок, число лепестков которого соответствует тысячам лет, в течении которых он проповедовал Благое Учение в предыдущих кальпах. М. обычно входит в т.н. «буддийскую триаду» и повещается в святилищах по правую руку от Шакьямуни. Его обычными спутнниками в этом случае являются Шарипутра, Авалокитешвара, или Будда Врачевания.
В китайском буддизме М. часто отождествляется с архатом Будай Хэшаном, но этот культ достаточно позднего происхождения. До периода Сун, М. почитался в образе Авалокитешвары. Он традиционно считается богом золотых дел мастеров и ювелиров, а также защитником и покровителем храмов. В этом качестве он имеет имя Хуагуан Фо — Будда Цветов и Света. На изображениях М. в этом качестве, ноги его покоятся на двух золотых слитках. Этот образ связан с легендой, согласно которой М., покидая дворец Шкаьямуни, забрал с собой золотые и серебряные слитки, из которых впоследствии изготовил украшения, и продал. Таким образом, он стал первым ювелиром. Когда же он был пойман Шакьямуни, последний велел связать его чудесной веревкой, дающей жизнь и богатство. Эта «веревка и ста нитей» явилось прототипом той разноцветной нити, с нанизанными на нее монетами, которую повязывают новорожденным, с целью обеспечить им счастливую жизнь. Одновременно бодхисаттва М. считается считается покровителем буддийской учености, в особенности школы Йогачара-виджнянаввада. Согласно многочисленным легендам бодхисаттва М. являлся одному из основателей этого учения Асанге и преподал ему текст «Ратнаготра-вибхаги» и других сочинений. Возможно, однако, что этот М. является историческим персонажем, а не божеством. Сутры цикла М. необычайно многочисленны, большинство из них, однако, апокрифичны, ибо М. стал персонажем многочисленных милленаристских культов, приобретя т. о. некоторые черт Мессии. Особенное распространение его культ получил в рамках учения Белого Лотоса, и в других тайных обществ, возникших в эпоху Сун-Юань. Наиболее аутентичной из сутр цикла М. в настоящее время считается «Сутра о восхождении М. на Небо Тушита», популярная во всех областях распространения буддизма.
Будай хэшан («Монах с холщовым мешком»), китайский монах периода Пяти династий (X в.). По преданию, происходил из области из Фэнхуа в области Минчжоусовр. уезд Иньсянь пров. Чжэцзян, в районе знаменитой буддийской горы Сыминшань. Имел прозвище Сы-мин и Чан Тин-цзы. Сам называл себя Ци-цы (т. е. «познавший это , все множество и глубину буддийского учения. Годы жизни неизвестны (ум. 917?). Традиционно считается нирманакайей будды Майтрейи. Согласно буддийским преданиям, постоянно носил с собой мешок, куда складывал выпрошенное им подаяние. По данным «Цзиндэ чуань-дэн лу», был толст, отличался бессвязной речью, часто ходил в незастегнутой одежде, выставляя на всеобщее обозрение свой толстый живот. Умел с первого взгляда отличать хороших людей от плохих и предсказывать погоду: если его замечали спящим на улице, то можно было ожидать теплой и хорошей погоды, если же он надевал сандалии, то это значило, что пойдет дождь. Считается, что Будай хэшан обрел нирвану в третий год Чжэнь-мин династии Лян (917) в восточной галерее монастыря Юэлиньсы. Перед тем, как уйти в нирвану, наставник произнес гатху:
Милэ, истинный Милэ (Майтрейя),
Ростом в тысячу йоджан.
Все время является людям в мир,
Но мир не узнает его.
Но и после того, как наставник отошел, находились люди, которые видели толстого монаха с мешком в других областях Китая.
С именем Будай хэшана связано множество историй. Некий монах спросил его: «В чем смысл прихода патриарха с Запада?» Бу-дай ответил: «Чтобы дать мне денег». Известно также, что иногда, собрав свой кал в бумажку, Будай хэшан показывал его народу со словами: «Это внутренний двор жилища Майтрейи». Однажды Будай хэшан прогуливался вместе с Цзян Мо-хэ в Чандине. Цзян заметил на спине монаха глаз и сказал: «Ты — Будда!» Наставник ответил: «Только никому не говори». Будай хэшан был особенно популярен в провинциях Чжэцзян и Цзянсу, его культ распространился также и в Японию. Сведения и легенды о Будай хэшане можно найти также в «Сун гао сэн чжуань», «Фо цзу ли дай тун цзай» и других сочинениях и сборниках чаньских историй.