Автор Тема: Akira Kurosawa  (Прочитано 27535 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн OdinO4ka

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 599
  • Карма: 0
  • Пол: Мужской
  • Skype: OdinO4ka1986
Re: Akira Kurosawa
« Ответ #25 : 06 Декабря 2011 19:07:44 »
Ну не нужно впадать в крайности :) Хотя в случае с Китаем и Японией такое может быть, уж слишком много они друг у друга всего заимствовали. Из режиссеров больше люблю Одзу, он снимает просто потрясающие домашние фильмы, где просто показана спокойная жизнь, без всякой агрессии и прочих современных средств кинематографа.
Занимаюсь созданием сайтов с 0. Полный цикл сопровождения.

Оффлайн Lao Youzi

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 3173
  • Карма: 56
  • Пол: Мужской
  • Skype: astroconsul
Re: Akira Kurosawa
« Ответ #26 : 08 Декабря 2011 18:16:53 »
Во вторник такая статейка вышла

ТРИ ЧЖАН БАО

На банковском билете Республики Кыргызстан достоинством в 5000 сомов помещено изображение человека, имеющего отношение и к Приморскому краю Российской Федерации. В столице кинофестиваля «Меридианы Тихого» особенно стоит вспомнить этого человека – заслуженного актера и народного артиста СССР.


ХАРАКТЕР ЭПИЧЕСКИЙ

Суйменкул Чокморов родился 9 ноября 1939 в Киргизской ССР. В семье, кроме него, было ещё десять детей. Суйменкула воспитывал старший брат, офицер Советской Армии, за которым младший постоянно следовал в места новой службы. Суйменкул заболел. Суставы его рук и ног были поражены до такой степени, что он оказался обреченным на полную неподвижность. Врачи почти не верили в выздоровление. Стараясь отвлечь Суйменкула от мрачных мыслей, брат приносил мальчику много книг. Тот начал перерисовывать картинки. С тех пор он не расставался с карандашом. По совету врачей стал заниматься спортом. Болезнь начала отступать. Суйменкул записался сразу в две спортивные секции - прыжки в высоту и волейбол. В годы учебы в Ленинграде он стал мастером спорта по волейболу, играл в студенческой сборной города и считался одним из лучших игроков.
Суйменкул с детства любил музыку, и когда встал вопрос о его дальнейшем пути, решил учиться и музыке и живописи одновременно. Он был принят в оба училища.
В 1964 окончил Академию Художеств в Ленинграде и стал работать преподавателем живописи и композиции Фрунзенского художественного училища. Стал  членом союза художников СССР.

Не имея никакого опыта работы в кино снялся в фильме «Выстрел на перевале Караш» в 1969. Далее были «Лютый», «Чрезвычайный комиссар», «Алые маки Иссык-Куля», «Седьмая пуля» и в 1981 получил звание Народный артист СССР.
«Его герои словно пришли в современность или в недавнюю историю со страниц эпоса. И, как характеры эпические, они вырублены из единого куска. Добрые или злые, они всегда верны своей правде. Их можно победить в бою, но они никогда не надломятся, не покривят душой, не изменят себе. Его герой - человек прямой и бесхитростный, не знающий оправдания двоедушию. Таков и Карабалта в «Алых маках Иссык-Куля» — человек одержимый одной целью: найти главу контрабандистов, пресечь его торговлю опием, дурманом, калечащим людские души. В этой борьбе Карабалта не знает жалости к врагам — взятого в плен контрабандиста он бросает голого на лед, полосует камчой, выбивает из него правду об опийном складе контрабандистов; к самому себе — он готов сгореть заживо, но не отречься от своей правоты, не унизить себя страхом перед врагами», - писали кинокритики тех лет.

 Во время съёмок фильма "Мужчины без женщин" в 1981 случилось несчастье: Чокморов, как всегда сам выполняя все трюковые съемки, сорвался и упал. Результатом падения стало внутрипочечное кровоизлияние. Суйменкул умер 26 сентября 1992 на 53-м году жизни. «Ушёл он рано, но по диагнозу, поставленному врачами, он должен был уйти ещё раньше. У него ведь был поликистоз, редчайший случай. Одной почки вообще от рождения не было. А вместо второй — куча почек, которые функционировали, но между ними образовался хрящ. Потом, когда мы вспоминали, как же он жил, то выяснилось, что до пятнадцати лет Суйменкул вообще не вставал, не ходил, а начал ходить только в шестнадцать лет. И вот так он жил последние годы, постоянно под наблюдением врачей, на бесконечных зондированиях… Мужественный человек», - вспоминали коллеги артиста.

Именно этого мужественного человека японский режиссер Акиро Куросава, увидев на просмотре фильма «Алые маки Иссык-Куля», и пригласил на кастинг своего фильма «Дерсу Узала». На роль Дерсу Суйменкул не подошел, так как в отличие от героя фильма имел уж очень характерную героическую внешность. Но без разговоров был принят на роль другого персонажа фильма – местного героя из Тернея – Чжан Бао.

ГРОЗА НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ

Тернейский Чжан Бао на самом деле имел другую фамилию, но взял псевдоним национального героя Китая, одного из руководителей народного восстания Желтых повязок, длившегося  в Китае 20 лет с 184 по 204.

Восставшие призывали к свержению императорской династии Хань, которую они называли Синим небом, и к установлению так называемого Желтого неба, которое основывалось бы на принципах «великого благоденствия», равенства. В честь этого восставшие носили на голове желтые повязки. Всего в восстании участвовали около двух миллионов человек. Чжан Бао был человеком, который мог вызвать грозу, приносящую на землю армии темных ратников. Но эти способности не помогли ему: Чжан Бао был убит предателем, затем обезглавлен, а его войска рассеялись и ударились в бега. Беглым был и китаец Цзэн Пау, который в конце-концов осел в Тернее и взял себе имя популярного в Китае народного героя – борца с несправедливостью.

В своих экспедициях по Приморью Владимир Арсеньев постоянно пользовался услугами местных проводников, одним из которых был и упомянутый Цзэн Пау - Чжан Бао.
«Чжан Бао был мужчина высокого роста, лет сорока пяти, - вспоминал Арсеньев. - Одет он был в обыкновенную китайскую синюю одежду, только несколько опрятнее, чем у простых рабочих манз. На подвижном лице его лежала печать перенесенных лишений. Он носил черные усы, по китайскому обычаю опущенные книзу, в которых уже кое-где пробивалась седина. В черных глазах этого человека сквозил ум, на губах постоянно играла улыбка, и в то же время лицо его никогда не теряло серьезности. Прежде чем что-нибудь сказать, он всегда обдумывал свой ответ и говорил тихо, не торопясь. Мне не приходилось встречать человека, в котором так совмещались бы серьезность, добродушие, энергия, рассудительность, настойчивость и таланты дипломата. В личности Чжан Бао, в его жестах, во всей его фигуре, в манере держать себя было что-то интеллигентное. Его ум, самолюбие и умение подчинить себе толпу говорили за то, что это не был простой манза. По всей вероятности, это был один из политических преступников, бежавших из Китая».
Познакомился Арсеньев с китайцем во время экспедиции, когда Чжан Бао с отрядом преследовал по тайге бандитов-хунхузов.
«Дружина, которой командовал Чжан Бао, состояла из китайцев и тазов. Все это были молодые люди, крепкие, сильные, хорошо вооруженные. Я сразу заметил, что в его отряде была крепкая дисциплина. Все распоряжения его исполнялись быстро, и не было случая, чтобы он свои приказания повторял дважды.
Во всем районе, от Кусуна до залива Ольги, Чжан Бао считался самой авторитетной личностью. Китайцы и тазы обращались к нему за советами, и, если где-нибудь надо было примирить двух непримиримых врагов, китайцы опять-таки обращались к Чжан Бао. Он часто заступался за обиженных, и на этой почве у него было много врагов. Особенную ненависть он питал к хунхузам и своими преследованиями навел на них такой страх, что далее реки Иодзыхе они заходить не решались.
Шайка, на которую мы наткнулись, приехала в залив Пластун на лодках с намерением заняться грабежом шаланд, заходящих сюда во время непогоды.
Чжан Бао приветствовал меня вежливо, но с достоинством. Узнав, что Дерсу ночью подвергся нападению хунхузов, он стал подробно его расспрашивать, где это случилось, и при этом палочкой чертил план на песке.
Собрав сведения, он сказал, что ему нужно торопиться и что он вернется на реку Санхобе дня через два или три. Затем он простился со мной и пошел с охотниками далее.
Чжан Бао несколько раз навещал меня. От него я узнал много интересного. Он рассказал мне, как несколько лет тому назад вблизи бухты Терней разбился пароход «Викинг»; узнал о том, как в 1905 японцы убили его помощника Лю Пула и как он отомстил им за это; рассказал он мне также о партии каторжан, которые в 1906 высадились на материке около мыса Олимпиада. Путь их по берегу моря сопровождался грабежами и убийствами. Чжан Бао со своими охотни¬ками догнал их около озера Благодати и всех перебил. И много еще чего я узнал от него. Все это были страшные, кровавые драмы.
Наблюдая за китайцами, я убедился, какой популярностью среди них пользовался Чжан Бао. Слова его передавались из уст в уста. Все, что он приказывал, исполнялось охотно и без проволочек. Многие приходили к нему за советом, и, кажется, не было такого запутанного дела, которого он не мог бы разобрать и найти виновных. Находились и недовольные. Часто это были люди с преступным прошлым. Чжан Бао умел обуздывать их страсти».

Зимой 1908 Чжан Бао разбирал вопрос тазов и манз, а весной на реке Ното уничтожил шайку хунхузов.

Впоследствии Арсеньев часто нанимал Чжан Бао для своих походов и не раз делил с ним все тяготы таежных путешествий.
Однажды в 1909 отряд Арсеньева пропал и на его поиски двинулись сослуживцы, обнаружившие отряд Арсеньева на реке Хуту в самом критическом положении: китаец Чжан Бао и нанаец Тимофей Косяков были тяжело больны, остальные обессилели и не могли передвигаться. Чтобы не умереть с голоду Арсеньев с Чжан Бао съели собаку отряда: «В этот день вечером мы убили ее и мясо разделили на части. Бедная Альпа! Восемь лет она дели¬ла со мной все невзгоды походной жизни. Своею смертью она спас¬ла меня и моих спутников». «Последняя голодовка была самой ужасной. Она длилась 21 день. Вы помните мою  люби¬мую собаку Альпу - мы ее съели в припадке голода  и этим спаслись от смерти, - писал Арсеньев. - Три раза я тонул, дважды под¬вергался нападению диких зверей   (тигр   и  медведь). Глубокие снега едва не погубили  весь отряд.  Страшно истомленные, мы вышли к Амуру в 1910. Подряд 76 дней мы шли на лыжах и тащили за  собой нарты. И  ничего!»

«Я считаю своим долгом,— писал Арсеньев в пре¬дисловии к первому изданию книг „По Уссурийскому краю" и «Дерсу Узала»,— принести благодарность тем лицам, которые так или иначе способствовали моим начинаниям в деле исследования Уссурийского края. Одним из этих лиц, безусловно, являлся и Чжан Бао – герой романа, с именем героя Китая, сыгранный казахским актером, прожившим не менее героическую жизнь.

Фильм Дерсу Узала в 1976 был удостоен высшего кинематографической награды – «Оскара» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».

Юрий Уфимцев
So punch my name.
And in case you wonder -
I'll be yours - yours, Dot Com.

Оффлайн Lao Youzi

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 3173
  • Карма: 56
  • Пол: Мужской
  • Skype: astroconsul
Re: Akira Kurosawa
« Ответ #27 : 08 Декабря 2011 19:03:47 »

Вот, кстати еще откопал

Забытые кадры кино

Сентябрь в Приморье проходит под знаком кинематографа. Это хороший повод поговорить о кино, которое имело непосредственное касательство к нашему краю: здесь либо снимались всемирно известные фильмы, либо начинали свою карьеру известные актеры.

Наш Тарас! Наш Бульба!

Фильм режиссера Владимира Бортко «Тарас Бульба» победно прошествовал по экранам страны — только в первом полугодии его посмотрели более 4 млн зрителей в России и полумиллиона украинцев. Одноименная книга до сих пор украшает полки владивостокских книжных магазинов. Разве это не повод вспомнить, что 47 лет назад наш земляк снялся в роли Тараса Бульбы в одноименном голливудском фильме?
Летом 1920 г. во Владивостоке родился никому не известный Юлий Бриннер. А через 65 лет в Нью-Юрке скончался уже известный Юл Бриннер. За это время Юлий успел четырежды жениться, поменять имя на Юл и добиться мировой славы актера, известного по ролям сиамского короля Монгкута в мьюзикле «Король и я», Рамзеса в одноименном кинофильме и Криса в «Великолепной семерке». Фирменной маркой актера стал его стиль — бритая голова и глубокий голос.
Всю свою жизнь Юл был окутан легендами, в том числе и о своем происхождении. Несмотря на то, что родился он во Владивостоке в семье отрекшегося от иудаизма и ударившегося в католичество доктора и производителя алкоголя, в Америке его считают сыном монгольского хана с острова Сахалин.
После Владивостока Бриннер попал в Харбин и далее — в Париж. Из Харбина он привез с собой гитару, наполненную… пакетами с опиумом, что дало ему возможность первое время жить безбедно. Всю Вторую мировую войну Бриннер проработал на радио, по-французски вещая на оккупированную Францию. Юл Бриннер оставил после себя трех сыновей. Одного из них назвал Роком в честь победы в 1947 г. Роки Гразиано на мировом чемпионате по боксу в среднем весе. Рок довольно часто посещает Владивосток, представляя своего отца.
Умер Юл Бриннер от рака гортани. Перед смертью в 1985 г. он решил записать послание-предостережение к курильщикам, которое выпустили на экраны: «Теперь, когда я ушел, я говорю вам — не курите». Это предостережение постоянно транслируется на передвижной выставке «Тела Мира».
Похоронен Юл в том месте, где он провел свою молодость, — во Франции. На вечере памяти актера в театре Шуберта, на Манхэттене, состоявшемся в январе 1986 г., журналист Майк Уоллес назвал Бриннера «человеком, родившимся с дополнительной квартой шампанского в крови и знавшим, как передать ее другим».
Для нас Юл всегда останется в памяти Крисом из «Великолепной семерки», но первым голливудским фильмом актера был именно фильм о Тарасе Бульбе.
Повесть Гоголя всегда пользовалась успехом на Западе, а американский писатель Эрнест Хемингуэй считал ее одним из десяти лучших романов в мире. Именно по этому роману и решил снять очередной фильм знаменитый режиссер Дж. Ли Томпсон и продюсер Гарольд Хетчер, пригласив на главные роли Тони Кертиса и Юла Бриннера.
Фильм предваряет вступление: «Неистовые орды турецкого султана несли разорение цивилизованному миру». На пути варварства встали «настоящие звери, черти чубатые» — донские казаки (очень в фильме напоминавшие индейцев). Во главе казаков встал Тарас Бульба — полковник казачьих войск — одной рукой за уздечку переворачивающий коня со шляхтичем. У него был сын, который «ездит как казак, воюет как казак, пьет как казак», исповедующий мудрость отца: если «слово было сказано, то человек может за него умереть».
Сын прошел все проверки на трусость, включая прыжки через ущелье — до смерти одного из прыгающих и хождение на доске над ямой с медведем после изрядно выпитого. Но вот на женщине Андрей сломался — полюбил полячку. А поляки в то время были врагами украинцев и, как говорил Тарас Бульба, «поляки воткнули свой меч в нашу землю, и нужно вложить свою судьбу в свой меч, а свой меч — в поляка». Андрей же, наоборот, перешел на сторону шляхтичей, за что и был убит своим отцом. «Я тебя породил, я тебя и убью», — сказал Тарас перед тем, как выстрелить в сына.
Жемчужиной фильма явилась и музыка Франца Ваксмана, основанная на классике и украинских мелодиях. Саундтрек получил престижную музыкальную премию.
В каком-то смысле главные действующие лица фильма повторили судьбу героев романа. В то время игравший Андрея Кертис уже одиннадцать лет был женат на актрисе Джанет Лей, и эта пара считалась «золотой голливудской парочкой». Однако сразу же после съемок в 1962 г. он развелся и женился на 17-летней Кристине Кауфман, игравшей полячку, ради которой он в фильме отдал свою жизнь. Впоследствии Кауфман стала успешной бизнесвумен, наладившей производство собственной линии косметики.
Кроме Бриннера в фильме снимался и еще один приморец — Владимир Соколов. Ученик Станиславского, он эмигрировал из Владивостока в 1923 г. Его неславянское лицо позволяло играть «нацменов». И таких ролей он сыграл 35 — от Поля Сезанна до мексиканца в «Великолепной семерке».

Четырехногие артисты

Хотелось бы вспомнить и тех актеров кино, которых до сих пор никто не вспоминал!
Есть в фильме про разведчика Исаева «Пароль не нужен», который снимался в Приморье, яркий эпизод: красные партизаны дарят военному министру ДВР Блюхеру необъезженного коня. Мол, если справится, то и мы выполнять приказы будем. С большим трудом Блюхеру удалось укротить коня.
Роль сноровистого скакуна исполнил чистокровный жеребец по прозвищу Циркач, исключительно умный и заслуженный. До того, как попасть в кавалерийский полк студии «Мосфильм», Циркач ходил под Буденным, а позднее, во время съемок «Войны и мира», был конем «Наполеона».
В фильме должны были появиться казаки атамана Семенова. Перебрасывать на Дальний Восток знаменитый кавалерийский полк, созданный для «Войны и мира» Бондарчука, было бы слишком накладно. Тогда военный консультант фильма генерал-лейтенант кавалерии Осляковский дал съемочной группе дельный совет: «Есть у меня один хороший человек. Давайте его отправим в Приморье пораньше. Он соберет лошадей в деревнях и молодежь, которая умеет сидеть в седле. Обучит их». Так и поступили, сэкономив большие деньги, которые потом очень пригодились. Так, в ролях казаков-семеновцев снялись жители Владивостока и окрестных деревень, нашлось применение и колхозным лошадям.
В фильме «Дерсу Узала», который снимался в Приморье, почти все четырехногие артисты — будь то собака или тигр — были животными ручными.
Из воспоминаний оператора фильма: «Снимали сцену с тигром. Да, полосатый артист заставил помучиться всю группу. По сценарию Дерсу должен при встрече с тигром сначала попросить его уйти, а после того, как ему не удастся уговорить тигра уйти по-хорошему с его дороги, от собственного бессилия выстрелить из ружья.
Прорепетировали раз, два, затем решили снимать. Все было готово, но только дали команду «Мотор», полосатый решил отдохнуть. Мы столько пленки потратили. Режисер Акира Куросава был озабочен. Надо было, чтобы тигр после выстрела подпрыгнул, оскалился и, присмотревшись, ушел в тайгу. Я наблюдал за ним и удивлялся: сколь же в нем терпения и выдержки! Все же Куросава добился своего, в конце концов тигр сделал то, чего от него хотели».
Как-то председатель приморского крайисполкома Виктор Ломакин, охотившийся только с фоторужьем, и начальник приморского управления КГБ Константин Григорьев на природе вспоминали общих знакомых и знаменитого маршала Кирилла Москаленко.
«Хороший мужик этот Москаленко, — сказал Ломакин. — Но подложил нам такую свинью, что и вспоминать тошно. Услужливые военачальники с благословения одного из партийных секретарей организовали ему охоту в спецхозяйсте «Орлиное» в Штыково. И знаете, что натворил столичный гость? Убил Борьку — красавца изюбра, который снимался в фильме Акиры Куросава «Дерсу Узала»! Борька был ручной, добродушный, всегда шедший навстречу к человеку. У моей жены любил вытаскивать из кармана конфету, а от маршала получил пулю! Обидно, что Москаленко пренебрег предупреждением егеря не стрелять в сторону ограждения вольера. Видимо, все затмил охотничий азарт».
Юрий УФИМЦЕВ, специально для «К».

2009-09-15
So punch my name.
And in case you wonder -
I'll be yours - yours, Dot Com.

Оффлайн Lao Youzi

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 3173
  • Карма: 56
  • Пол: Мужской
  • Skype: astroconsul
Re: Akira Kurosawa
« Ответ #28 : 09 Декабря 2011 23:55:15 »
а вот еще

Акира Куросава, Мунзук и Приморский край

Ровно десять лет назад, 28 июля 1999 г., ушел из жизни актер Максим Мунзук, сыгравший Дерсу Узала в оскароносном фильме японского режиссера Акиры Куросавы. «Он и был сродни Дерсу», — говорил впоследствии режиссер о Мунзуке.

Путь охотника и режиссера

Максим Монгужукович Мунзук родился в г. Туве в 1910 г. в многодетной семье, где рождались только девочки, но в младенчестве все умирали. Девятые роды разрешились двойней: мальчик и девочка. И вновь судьба была жестока, на этот раз смерть забрала с собой и девочку, и мать. Живым остался лишь один мальчик, маленький Мунзук. Вскоре умер и отец.
Мальчик вырос и избрал путь актера, впоследствии стал еще и певцом, собирателем музыкального фольклора, композитором, педагогом, актером и режиссером театра.
В годы войны, в голодное время, чтобы прокормить семью, Мунзук вынужден был после работы на сцене идти на охоту. Этот опыт пригодился актеру в реализации роли охотника Тэхэ-Доржу в фильме «Пропажа свидетеля». Акира Куросава увидел его именно в этом фильме. В конце творческого пути Мунзук уже получил звания народный артист РСФСР, кавалер ордена Дружбы народов и купил старенький «Москвич», у которого мог на слух определить любую «болезнь».
В 1971 г. Мунзук только ушел на пенсию, как ему пришло приглашение сниматься в кино. Он об этом уже не мечтал. А о Приморском крае знал только понаслышке. В конце 60-х месте с тремя режиссерами Акира Куросава основал компанию «Четыре всадника» и поставил свой первый цветной фильм «Под стук трамвайных колес». Фильм рассказывал об обитателях городской свалки и с треском провалился, а «Четыре всадника» разорились. Куросава впал в депрессию. Доведенный до отчаяния, в декабре 1971 г. он попытался покончить с собой. Сделал шесть надрезов на шее и восемь на запястьях, но его спасли. Пытаясь выйти из кризиса, он обратился к природе и книге Арсеньева «Дерсу Узала», которую он читал еще детстве.
К 1971 г. тираж старого издания давно разошелся, а тот экземпляр, который был у Куросавы, сгорел во время войны. Единственный экземпляр книги Куросава смог найти только в библиотеке, где ему сделали копию. Героев Арсеньева режиссер хотел сначала снять на Хоккайдо, но потом понял, что природа этого острова не может сравниться с Уссурийским краем.
Для реализации замысла нужны были деньги, и Куросава решил обратиться в посольство СССР. Посол пообещал посодействовать. В СССР ухватились за эту идею — выделили на проект $4 млн и предоставили Куросаве возможность делать все, что заблагорассудится. «Если Куросаве понадобится, чтобы в тайге всплыла подводная лодка, то она должна всплыть», — шутил товарищ Сизов, тогдашний глава Госкино.
В марте 1973 г. Куросава начал работу над сценарием и поиском актеров. На главную роль приглашался Тосиро Мифунэ, однако он не нашел в своем графике свободного места. Приходил на пробу даже Кола Бельды, советский певец, исполнявший тогдашний хит «Увезу тебя я в тундру». Куросава отмахивался и постоянно просматривал советские фильмы.
Однажды он встрепенулся во время просмотра одного из малоизвестных фильмов и ткнул пальцем в экран на массовом эпизоде, указав на бегущего маленького кривоногого человечка. Никто не знал, кто это, даже режиссер этого фильма. Проведя настоящее расследование, Куросава выяснил, что это Максим Мунзук из тувинского музыкального театра.
«В тувинском театре нам сказали, что Мунзука увидеть нельзя, так как он ушел на охоту, — вспоминал оператор фильма. — Прошла почти неделя, срок нашей командировки был давно завершен, мы собрались улетать на следующий день, когда к нам в номер пришел странный человечек, прямо в своем охотничьем снаряжении. Его никто не назвал бы красавцем, поэтому мы прихватили в Москву еще двух актеров по-симпатичней».
Смотрины начались неудачно. Сначала запустили «симпатичных» — Куросава опять был недоволен и ворчал. Третьим пошел Мунзук. «Мы впихнули его в комнату к Куросаве, — вспоминали очевидцы, — а сами даже побоялись идти, подслушивая за дверью. После затянувшегося молчания мы из любопытства открыли дверь. — Куросава усадил Мунзука в собственное кресло и просто любовался им. Он и после всегда называл его своим самым любимым актером в жизни». Возможно, как и Арсеньев в Дерсу Узале, он увидел в тувинце Мунзуке родственную душу. Их родство мистическим образом прослеживается даже в датах рождения и смерти: оба появились на свет в один год и умерли с разницей в десять месяцев. Дружба и духовная связь, установившаяся между Куросавой и Мунзуком на съемочной площадке, продлилась до конца их жизни. На протяжении всего времени Мунзук получал поздравительные открытки на Новый год по лунному календарю.
В 1974 г. через месяц репетиций на «Мосфильме» интернациональная съемочная группа отправилась на Дальний Восток, где в течение восьми месяцев проходили съемки.

Бакши и Дерсу

В течение всего процесса съемок Мунзук писал письма домой, называя Куросаву «бакши», т.е. учитель. «Сегодня снимали довольно трудный эпизод, — писал он, — и я чувствовал, что бакши недоволен мной. Он терпеливо объяснял сцену, без особого напряжения добивался нужного результата. Я сам больше нервничал, меня поражала его внутренняя сила, выдержка и терпение в работе с актерами, другой бы на его месте давно накричал на меня».
«Что касается Мунзука, — констатировал Куросава, — то для меня это прежде всего очень интересный типаж. Его собственный характер, образ жизни чем-то сродни Дерсу: он так же любит охоту, лес, горы. Мунзук долгие годы проработал в театре, и это наложило на его игру отпечаток театральности, что поначалу было заметно. Ему трудно дался переход в кинематограф, он не всегда оставался естественным в своей игре. Но он много репетировал, особенно когда мы переходили от одного эпизода к другому и надо было осваивать новый текст, а затем находить синтез текста и действия. Сейчас роль у него получается, от съемки к съемке он работает все лучше».
Однажды Мунзук без дублера прыгнул в реку. По тайге разнеслось громкое «ура!». Все стали поздравлять актера, и тут молча подходит Акира Куросава, молча смотрит на Мунзука и молча обнимает его. Последний часто вспоминал этот момент и говорил: «Это была наивысшая похвала бакши. Мы все привыкли, что наш бакши всегда в темных очках, а вот когда он обнял меня после того прыжка и смотрел мне в лицо, вдруг захотелось их снять и увидеть его глаза».
Бывали минуты, свободные от съемок, и Куросава в такие минуты каждый раз уединялся. Он уходил туда, где повыше, где лучше обзор и откуда был виден прекрасный вид на Уссурийскую тайгу. Просто сидел и смотрел. В такие минуты актеры старались не попадаться ему на глаза. Покидая СССР по окончании работы, Акира Куросава плакал в московском аэропорту. В 1975 г. «Дерсу Узала» вышел в прокат и годом спустя был признан лучшим иностранным фильмом, получив «Оскара». Но на получение статуэтки русских актеров не пустили. Двадцать три года спустя актеру Соломину, сыгравшему Арсеньева, удалось увидеть Оскара, и эту «встречу» передавали по телевизору. Соломин в передаче прямо в камеру обратился: «Дорогой Мунзук! Я очень надеюсь, что смотришь эту передачу. Видишь, Максим Максимович (одной рукой он держится за статуэтку), этой рукой я держусь за себя, а этой — за тебя…». Вся семья Мунзука в это время смотрела телевизор и плакала. Немного успокоившись, Мунзук попросил еще раз показать ему фильм «Дерсу Узала». Смотрели всей семьей, по окончании сидели молча и довольно долго. Затем он попросил показать фрагмент передачи. В этот раз смотрел более спокойно и затем сказал: «Я счастлив… Ради этого стоило жить… Теперь можно спокойно уйти в мир иной…». Он умер через год.
Незадолго до смерти к Мунзуку стали «приходить» те, кто в разное время ушел из жизни. Он разговаривал с ними. Из разговоров можно было понять, что это были люди из детства, коллеги, друзья, родные и близкие. Но чаще всего он разговаривал с Акирой Куросавой. Порой просил, чтобы ему привели переводчика, мол, непонятно, что он говорит. Как-то раз они даже обсуждали сцену, где Дерсу беседовал с огнем. Со стороны это было похоже на мистику. Но у тувинцев говорят, что человек, проживший долгую жизнь, становится шаманом и может разговаривать с духами умерших. Один из актеров, снимавшихся в фильме, подарил корр. «К» экземпляр режиссерского плана. Последняя встреча Арсеньева и Дерсу называется «эпизод 101». «Лежит прикрытое рогожей мертвое тело. Арсеньев, не замечая рабочих, смотрит на прикрытый рогожей труп. Из-под рогожи торчат ноги. Арсеньев узнает обувь Дерсу...».
«В этой прощальной сцене мы намучились с Мунзуком, который не хотел «умирать» и отказывался ложиться в могилу, — вспоминал оператор фильма. — Мы уже накрывали его попоной перед камерой, а он все еще шевелился. Он был милым, забавным и суеверным человеком».


Юрий УФИМЦЕВ, специально для «К»

на фото дерсу и чжанбао
« Последнее редактирование: 10 Декабря 2011 00:08:24 от Lao Youzi »
So punch my name.
And in case you wonder -
I'll be yours - yours, Dot Com.