Автор Тема: XXXII Зографские чтения  (Прочитано 9357 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Andrei Ignatiev

  • Пионер
  • **
  • Сообщений: 81
  • Карма: 7
XXXII Зографские чтения
« : 05 Июня 2011 22:13:22 »
Программа
23 мая, понедельник

Утреннее заседание. 10.30. ИВР РАН. Зеленый зал

А. М. Дубянский (Москва). Тема весны в старой тамильской поэзии

В. Г. Лысенко (Москва). Существует ли психофизическая проблема (mind-body problem) в буддизме?

Ю. М. Алиханова (Москва). О композиции вступительных глав «Сказания о Шакунтале»

Н. А. Корнеева (Москва). Прием почетного гостя-атитхи по материалам древнеиндийских ритуальных текстов

М. А. Родионов (Санкт-Петербург). Индия в поэзии йафиитов (Южная Аравия)

В. Видунас (Вильнюс). Категории описания священной речи в «Ригведапратишакхье»


23 мая, понедельник

Дневное заседание. 15.00. ИВР РАН. Зеленый зал

С. Л. Невелева (Санкт-Петербург). Метафора в «Махабхарате»

Е. В. Танонова (Санкт-Петербург). Драупади в Зале собрания (роль бога Дхармы)

А. А. Игнатьев (Калининград). Интерпретация учения об аватарах Вишну в «Девибхагавата-пуране»

В. Коробов (Вильнюс). Строфы о бодхичитте во второй главе Гухьясамаджа тантры

А. В. Зорин (Санкт-Петербург). Поэтические жанры индийской литературы в тибетском буддийском каноне

Р. Н. Крапивина (Санкт-Петербург). Об изучении четвертой главы «Абхисамая-аланкары»

С. Х. Шомахмадов (С.-Петербург). Интерпретация символов ‘ом’ и ‘сиддхам’ в мангала-шлоках санскритских рукописей

24 мая, вторник

10.00. Философский факультет СПбГУ

А. В. Парибок (Санкт-Петербург). Проблема энергии в тантре

П. В. Хрущева (Екатеринбург). Энергийный прагматизм в тамильской культуре

С. В. Пахомов (Санкт-Петербург). Некоторые аспекты полемического дискурса в индийских религиозно-философских традициях

Е. С. Бушуев (Санкт-Петербург). Samarasa и svasamvedya в абхишека-патале Хеваджра-тантры согласно Муктавалихеваджрапаньджике Ратнакарашанти

Б. И. Загуменнов. Буддизм и юнгианство

Т. Г. Скороходова (Пенза). Другой в традиции индуизма и философии Бенгальского Возрождения: Опыт сопоставления

Д. Н. Парамонов (Москва). Санскритизация и философские проблемы языковой политики

24 мая, вторник

15.00. Восточный факультет СПбГУ

Е. К. Бросалина (Санкт-Петербург). Рабиндранат Тагор: уровни поэтического высказывания

С. О. Цветкова (Санкт-Петербург). Словесные фигуры и принцип «непрямого высказывания» (вакрокти) в средневековой поэтике

К. Гаралите (Вильнюс). RāmāyaNa’s Commentary Tradition in the Untouchable Rāmnāmī Community

А. В. Челнокова (Санкт-Петербург). «Ярость» Рушди

И. Ю. Котин (Санкт-Петербург). «Будда из пригорода» Ханифа Курейши: иммигрантский текст индо-британской литературы

25 мая, среда

Утреннее заседание. 10.00. МАЭ РАН. Детский центр

Е. Н. Успенская (Санкт-Петербург). Концепт svadharma в кастовой идеологии

Ю. Е. Березкин (Санкт-Петербург). Мифологии северных мунда как источник для реконструкции сюжета создания человека у населения евразийских степей в эпоху бронзы

C. В. Кулланда (Москва). Половозрастная стратификация общества в ведийских текстах

Н. Г. Краснодембская (Санкт-Петербург). «Юные» в окружении царя Раджасинхи II—го (XVII век, Шри Ланка)

Я. В. Васильков (Санкт-Петербург). Герасим Лебедев и британская элита колониальной Калькутты

25 мая, среда

Дневное заседание. 15.00. МАЭ РАН. Детский центр

М. Ф. Альбедиль (Санкт-Петербург). О первых христианских миссионерах в Индии

Д. Н. Лелюхин (Москва). Глава о надзирателе за архивом в «Артхашастре» Каутильи в контексте информации надписей времени Гуптов

А. Бейнорюс (Вильнюс). Следуя воле звезд: Индийская астрология и практика предсказаний стихийных бедствий

С. И. Рыжакова (Москва). Саттрия: рождение нового индийского классического танца в Ассаме

Лаборатория «Театрика» (Москва – С.-Петербург). Видеоматериал по традиции чхоу

Оффлайн Andrei Ignatiev

  • Пионер
  • **
  • Сообщений: 81
  • Карма: 7
А.М. Дубянский (Москва). Тема весны в старой тамильской поэзии.
Тема сезонов занимает важное место в индийской поэзии. Среди описания сезонов можно выделить описание весны. Весна – время соединения влюбленных. С весной традиционно связываются пение кукушки, цветение манго, увеличение дня. В тамильской поэзии тема весны не выделена. Но она присутствует в ряде произведений. Описание весны такое же, как и в санскритской поэзии. Весна соответствует апрелю-маю. Но весенний фон служит для описания разлуки. Количество стихов о весне невелико. В более поздних текстах эта тема раскрывается полнее. Например, «Повесть о браслете» содержит пространное описание весны. Упоминаются те же цветы, что и в санскритской поэзии. В ранних памятниках не упоминаются праздники весны, но в «повести о браслете» им уделено значительное место. Тема весны это мост взаимодействия между санскритской и тамильской традициями.
 
В.Г. Лысенко (Москва). Существует ли психо-физическая проблема (mind-bodyproblem) в буддизме?
Что первично? Может ли ментальное воздействовать на телесное и наоборот? Существует монистическое и дуалистическое решения. В буддизме – объяснение обычных когнитивных процессов. В Абхидхарме – тело источник нечистот, препятствие к освобождению, тело – источник аффектов. Вне оптики клеш – тело влияет на медитативные практики. Будда, чтобы достичь просветления, должен был отказаться от  жестких аскетических практик.
Эта проблема была сформулирована вне буддизма, но Будда имел представление о формулировке этой проблемы. Субъект конструируется из объекта. Джива тождественна телу или отлична от него. Монистическое решение может быть и идеалистическим, и материалистическим. Позиция Будды – феноменологизм или опытоведение. Сознание и тело – два тростника, поддерживающие друг друга. Ядро проблемы – каузальные отношения. Антисубстанциональное решение этой проблемы. Будда отрицает Атман, согласно ему, неизменное «Я» не существует. Вместо него – серия микрособытий- дхармы. Имя собственное означает поток дхарм в диахронном отношении, в синхронном – скандхи. Намарупа не является аналогом этой проблемы. Рупа не исчерпываются аналогом этой проблемы. Рупа не исчерпывается видимым, рупа это способ взаимодействия со средой и он не сопоставим с материальной субстанцией. Как взаимодействуют скандхи – трудно сказать. Пратьют самутпада не имеет отношение к этой проблеме. Вывод: сама постановка проблемы невозможна.
 
Ю.М. Алиханова (Москва). О композиции вступительных глав «Сказания о Шакунтале».
Техника эпических расширений. Текст доходит в расширенном виде. Эпическое сказание о Шакунтале. Первые три главы образуют вступление. Это главы с 62 по 64, это одна четвертая часть всего текста сказания. Это очень много для мотивировки. Много шастрических вставок. Винтерниц первым высказал гипотезу, что перед нами расширенная версия первоначального текста. Винтерниц выделил эти вставки. В описании блуждания царя Душьянты по лесам налицо влияние поздней придворной поэзии. Здесь есть ряд странных черт. Охота описывается грандиозной, истребление всех животных напоминает день пралайи. Возможно, это отражает реалии завоевания племен. Потом по ходу повествования упоминания об охоте исчезают, как и упоминания о войске, сопровождавшем  царя. Потом войско вновь появляется при входе в ашрам. Из этого следует, что сказание сочиняли два разных автора. Первый –литературно беспомощный. Второй – мастер. Потребности расширения отвечает вопрос Джанамеджаи о предках. Два типа сюжета о встрече на охоте – встреча с красавицей и встреча с подвижником. Второе – заканчивается плохо (оскорбление и проклятие). Первоначально описания охоты были сжатыми. 2-4 строфы, и тема охоты не имела разработанных вариантов. Задача редакторов – расширить тему , 13 строф - описание выезда, 13 – описание охоты. Они составлены из различных описаний охоты в эпосе. Путешествие Душьянты в середине строится по модели путешествия изгнанника. Потом переход в модели царского визита в ашрам.
 
Н.А. Корнеева (Москва). Прием почетного гостя – атитхи по материалам древнеиндийских ритуальных текстов.
 
Термин «атитхи» употребляется в контексте приема почетного гостя и не совпадает с нашим представлением о госте. Это совершенно незнакомый человек. Встречая его, хозяева получают религиозную заслугу. Основные моменты обряда встречи гостя: хозяин выходит навстречу, приветствует и делает подношения, всегда в четко зафиксированном порядке. Сначала – асана (сидение). Гость усаживается лицом на восток или запад. Затем падья – вода для омовения ног. Ученику она не полагалась. Затем аргхья – вода с благовониями, цветами и прочим. Ачамана – вода для прихлебывания, после мадхупарка, это смесь меда, простокваши и топленого масла. Упоминается восемь видов мадхупарки. Она не всегда содержада мед. Упоминается жертвоприношение коровы – мясо предлагалось гостю. Согласно грихьясутрам, убивать коров можно только в торжественных случаях. В Ригведе 40 раз упоминается слово «атитхи», а атитхья (гостеприимство) – 4 раза. Апастамба-грихьясутра – наиболее древняя из грихьясутр, в которой речь идет на эту тему. Прием гостя сравнивается с жертвоприношением сомы. Гостя надо называть «вратья». Вратьи – это не арии, они жили набегами и охотой, могли стать ариями. В остальных дхармасутрах теме гостеприимства уделяется мало внимания. Дхармашастры содержат классификации на эту тему. Почитание гостей это жертвоприношение людям. Гость почитается божеством. В его четь может быть устроено жертвоприношение.
 
М.А. Родионов (Санкт-Петербург). Индия в поэзии йафиитов (Южная Аравия)
Индия и индийцы часто упоминаются в йеменской поэзии. Это объясняется частыми контактами. Решающую роль играли жители Хандрамаута. Они пользовались уважением у индийских мусульман, были судьями и купцами. Йафииты – это жители горной части Хандрамаута. И как всякие горцы, они суровые и воинственные люди и отличные наемники. Йафииты селились в дамане, Бомбее и др. Делились на сословия: 1) усули - чистокровные арабы. 2) полукровки, 3) дети от браков полукровок с местными женщинами. Британцы сначала не любили йафиитов, но потом стали их использовать, и во время симпатийского восстания йафииты остались верны англичанам. Йафииты наводили страх на местных воинов. Особенно ночью. Йафиитская пословица: «нет в рисе силы, а в индийце – мужества». Детей йафиийцы учили не только военному делу, но и поэзии. Эти стихи сохраняют популярность до сих пор. Тема Индии представлена в южноаравийской традиции нехарактерно. Традиция поэзии у йафиитов жива до сих пор. Воспевание родины, по мнению йафиитов, индийцам лучше бы жилось в Хандрамауте.
 
В.Видунас (Вильнюс). Категории описания священной речи в «Ригведапратишакхье»
 
Обучение ведийским текстам носило устный характер и для этих целей создавались стандартные пособия. Благодаря этому сложилась терминология. «Ригведапратишакхья» содержит 18 глав, и каждая глава посвящена какой-либо отдельной цели. В тексте 20 раз упоминается термин «варна», это одна из основных категорий науки о языке. Вообще слово «варна» (от корня «ври» «облекать», «покрывать») имеет разные значения. Другие термины: вьянджана (согласные), свара (гласные), - кара исп. в качестве компонента, матра (мера, 1 краткий слог), термины относящиеся к сандхи, названия ударения (удатта, анудатта, сварита), терминология частей речи. Алфавитная теория отсутствует. В итоге «Ригведапратишакхья» представляет собой конспект учителя для урока. Терминология – высокоразвита. Риши расчленяют речь, как жрецы жертву на жертвоприношении. Текст предшествует Панини. Примерно 5 в. до н.э. – время его создания.
 
С.Л. Невелева (Санкт-Петербург). Метафора в «Махабхарате».
 
Анализ метафоры в эпосе позволяет выделить несколько тематических групп.
1. Животная метафора. На первом месте – бык, это очень древняя метафора. Подчеркивается главная черта эпического героя – его физическая сила. Но потом этой метафоре придается новое значение Бык-брахман – речь идет не о  физической силе, а о духовной. Обезьяны-быки – эта метафора нелепая с нашей точки зрения. Еще сравнение с тигром встречается – мужи-тигры.
2. Индрова метафора. Индра среди – означает первый среди – или лучший среди –
3. Метафора смерти. «Отправить в обитель Ямы». Яма здесь не бог смерти, а древний царь, к которому отправляются павшие в битве воины. «отправиться на третье небо». Смерть это переход к новому бытию. «ступил на высочайшую стезю». «Покинули пять элементов».
4. Метафорика битвы. Битва сравнивается с игрой в кости, с жертвоприношением, с божественным гостеприимством.
Присутствуют также эсхатологические мотивы, представляющие собой позднее явление.


Оффлайн Andrei Ignatiev

  • Пионер
  • **
  • Сообщений: 81
  • Карма: 7
П.В. Хрущева (Екатеринбург). Энергийный прагматизм в тамильской культуре.
Установка традиционного общества – на удержание энергии. На это направлены религиозные ритуалы. Тамильская культура к этому чрезвычайно чувствительна. Основная ценностная ориентация – энергийный прагматизм. Элементы тамильской ментальности: анангу – энергия, жертва, карпу – целомудрие, эротическое напряжение, страдание, дар, женские посты, бхакти – имеет свою специфику в тамильской культуре. В чем ощущалась энергия? В природных ландшафтах (горные пики и др.), площадках для ритуалов, на поле битвы, в полночь, в оружии, музыкальных инструментах. Животных: льве, змее, слоне, в богах: Муруган, Индра. Почитание демонов. Эта сила присутствует в вожде, в женщине, в абстрактных качествах: суровом обете, целомудрии. Важнейшее место у тамилов занимает жертва. Сначала – жертва собой, потом стала возможна замена. Жертва приводит к обновлению энергии. Убийство богиней бога, бог – образец для человека. В Северной Индии энергийный прагматизм связан с тапасом, в Южной – с воздержанием. Амбивалентная природа Шивы, он и аскет и любовник. Противоречия в этом нет. Сюжет мифа внеморален. Тоже и у южноиндийских деревенских богинь: внутренний эротизм только увеличивает их мощь девственной богини. Возник идеал чистоты и отрешения. Тантра: обретение силы для освобождения. В пуранах мифам стали придавать моральную оценку, носившую искусственный характер. Южная Индия: страдание способствует накоплению энергии. Деификация мучеников. Мариямман утратила силу при виде гандхарвы. Ее супруг приказал ее сыну отрубить ей голову. Миф о Бали: Бали предупрежден Шукой, но не думает отказать Вишну. Стремление вовлечь Вишну в отношение дара. Получение – зло, отдача – добро.Бхакти не бывает бесплодной, бог обязан ответить бхакту. Когда демон требует Парвати, Шива не может отказать.
Выводы:
1.    Отсутствие разделения на обыденное и сакральное;
2.    Сакральной является сила;
3.    все пронизано силой, надо сохранять силу;
4.    Вся человеческая деятельность связана со сферой сакрального.
 
С.В.Пахомов. Некоторые аспекты полимического дискурса в индийских религиозно-философских традициях.
 
Критический дискурс: специальное, аксиологическое, бездоказательное, идеологическое суждение. Негативизм к оппоненту и позитивизм к себе. Скорее эмоциональное состояние, чем духовно-интеллектуальное. Локаята подвергается всеобщей практике. Сторонники бхакти выступали против брахманистских установлений.
Четыре мишени:
1.    Различные традиции, персоналии, тексты;
2.    Средства обретения высших состояний (аскеза, жертвоприношения и др.);
3.    аморфный комплекс (кали-юга, маия, сансара);
4.    лицемеры, корыстолюбцы в рамках собственной традиции;
Аспекты критического дискурса:
1.    Сотериологическое проблемное поле;
2.    Безымянность;
3.    Заочность (ответ на критику не предполагается);
4.    Отказ от поиска позитива приписывание негатива, дискредитация;
5.    Самовосхваление;
6.    Сарказм, ирония;
7.    Специфические речевые фигуры:
7.1.        Оскорбления («глупцы» и др.);
7.2.        Образы и метафоры, усиливающие негативизм; (океан сансары. Сеть шастр, пасть смерти; майя-злодейка);
7.3.        Преувеличения, сгущение красок;
7.4.        Сравнения, контрасты;
7.5.        Претенциозные обобщения (все, всегда, никогда).
Выводы:
- Сходство в формулировках и самом пафосе обличений;
- Неочевидность мнения о глубоком «согласии, терпимости и взаимодополняемости традиций Индии;
- Кипение страстей, нетерпимость. Борьба всех против всех (?)
- Но только на уровне речи;
- Главная причина: огромная значимость предп. цели человека;
- Критика как обратная сторона апологетики.

Оффлайн sumeru

  • Зарегистрированный
  • *
  • Сообщений: 17
  • Карма: 0
Re: XXXII Зографские чтения
« Ответ #3 : 16 Октября 2011 14:12:34 »
Почему не было Эрмана, состояние здоровья?
Парибка слышали? Он ведь мастер рассказа.