Автор Тема: Философические письма  (Прочитано 15141 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн yeguofu

  • Модератор
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 2347
  • Карма: 238
  • Пол: Мужской
Философические письма
« : 13 Февраля 2010 16:28:35 »
"Еретическое" произведение "сумасшедшего" Чаадаева до сих остается до конца не понятым и уже более 150 лет остается объектом всевозможных толкований.

Еретики в изначальном понимании слова "ересь" - а это всего лишь "инакомыслие" - существовали во все времена, многих из них постигла незавидная участь.

Люди обычно отвергают то, что им непонятно, а если нестандартное мышление покажется опасным для устоев общества, инакомыслящего могут и побить камнями.

Но тем, кто "обдумывает житье", такой выбивающийся из привычных представлений подход помогает прийти к пониманию вопросов, на которые они безуспешно пытались дать ответ.

Необычный подход к такому привычному понятию, как деньги, демонстрирует питерский философ Александр Секацкий, автор книги «Два ларца: бирюзовый и нефритовый».

Еще более необычно то, что его размышления «Боль и упрек как формы валюты» ( http://www.dp.ru/a/2010/02/08/Bol_i_uprek_kak_formi_va ) и «Деньги как плод воображения» ( http://www.dp.ru/a/2010/02/01/Dengi_kak_plod_voobrazhen )   помещены на сайте «Деловой Петербург». 

Цитировать
Нас удивляет обыкновение американских родителей поощрять своих чад за успехи в учебе долларом-двумя, а Ницше писал, что не только деньги были формой всеобщего обмена. В древних обществах эту роль выполняли боль и страдание.


Цитировать
Деньги становятся заместителями не только во взаимных расчетах и обменах, но и в структуре человеческих грез. Мы видим, что к традиционному на этот момент языку грез, а именно эротических грез, присоединяется конкурирующий очаг воображения, язык денег. Именно тогда, когда сверхлегкий и быстрый товар своими перемещениями и мельканиями актуализирует для нас весь мир материальных благ, и не только материальных, он становится компактным языком воображения.
子曰三人行必有我師焉

Оффлайн yeguofu

  • Модератор
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 2347
  • Карма: 238
  • Пол: Мужской
Re: Философические письма
« Ответ #1 : 13 Февраля 2010 18:13:30 »
Тексты Секацкого замечательны причудливым сочетанием емкой образности и математической четкости формулировок, замешенным на широкой эрудиции. Его интересно читать, даже если не соглашаешься с его мыслями или логическими построениями.

Размышлениям об утрате человеком внутренней гармонии, "музыки сфер", посвящена его небезынтересная работа "Партитура неслышимой музыкиhttp://magazines.russ.ru/neva/2004/4/s14.html .

Цитировать
Но что позволяет Вивальди не закончить произведения (закончить его лишь формально)? Почему Бах не делает вздохов? (Известно также, что Бах не расставлял динамических нюансов.) Ведь если произведение — это попытка снять напряжение от влечения к смерти, порождающее неудовлетворенность, не заглянул ли Бах по ту сторону смерти, в желанный покой?
Цитировать
Земная гетерофония, юдоль обрывков неуслышанности, дает пристанище не только “музыкальному творчеству” (в противном случае подобное творчество было бы возможно не более чем импровизации в арифметике), но и демократии как таковой, которая, по сути дела, есть власть разноголосицы.

Цитировать
Человек, руководствующийся аккордами Метамузыки, не нуждался бы ни в часах, ни в календарях, а следовательно, был бы совершенно непригоден для социального манипулирования, порождающего и поддерживающего современный мир.
« Последнее редактирование: 15 Февраля 2010 04:54:32 от yeguofu »
子曰三人行必有我師焉

Оффлайн yeguofu

  • Модератор
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 2347
  • Карма: 238
  • Пол: Мужской
Re: Философические письма
« Ответ #2 : 20 Августа 2010 21:53:59 »
Попытка "наметить один из путей переживаемого нами духовного и мировоззренческого кризиса". И в тоже время - кратенькая и полезная пробежка по западной и русской философии. Кто не знал, может познакомиться, кто знает - задуматься еще раз.

Александр КАЗИН. Мыслящий тростник. Философствующий разум как практика культуры. «Нева» 2010, №8 http://magazines.russ.ru/neva/2010/8/ka3.html

Цитировать
Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею.

Колосс. 2, 8
Цитировать
...западная философия ХIХ–ХХ веков в целом перестала быть христианским усилием человеческого духа. Христианство обращается к любви и вере человека в небесного Отца, предполагающей отречение твари — в том числе и интеллектуальное — от своей мнимой самости. В отличие от восточного пантеизма (“Бог и я — одно”), от ветхозаветного законничества (“я исполняю правила Бога), от оккультного гностицизма (“я познал Бога”) или от языческой магии (“я управляю Богом”), христианский символ веры полагает отношение Любящего к Любимому как их самоотдачу (кенозис) друг другу. В плане культуры это означает, что человеческий ум-гений плодоносит только в присутствии Высшего, причем сам гений признаёт этого Высшего и преклоняется перед ним (принцип классики). В противном случае культура вырождается в человекобожество (гуманистический модерн), а затем и в старческую постмодернистскую “игру в бисер”. Таков, к сожалению, результат западного опыта совершенной умственной свободы. “Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее” (Лк. 17. 33).

子曰三人行必有我師焉

Оффлайн yeguofu

  • Модератор
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 2347
  • Карма: 238
  • Пол: Мужской
Re: Философические письма
« Ответ #3 : 04 Сентября 2010 05:54:58 »
Примечательные размышления Владимира Малявина в его блоге http://ru.tradephoneline.com/Vladimir-Maliavin-profile_blog_i142.html

Цитировать
Блажен, кто возвращается к вечности своего начала. Кто в вечном открывает предвечное и живет его пред-чувствием.
С возрастом естественно открывать в жизни все больше непонятного. Это не беда. Тот, кто разучился понимать жизнь, может научиться ей доверять. Добро и зло, как известно, не в самих вещах, а в способе их употребления. Мудрый ничего не отвергает и не навязывает. Он просто следует данному, прозревая в человеческом бытии глубину предвечного. Поэтому он в действительности на-следует за-данному, не вмешиваясь в события, а давая им случиться, даже незримо для посторонних приуготовляя их. Он умеет переворачивать ситуации и притом к всеобщей радости.

Цитировать
Мудрый,сказано в том же «Дао-Дэ цзине», «накапливает без накопления». Так легкий ветерок плавно перерастает в  ураган, а узкий ручеек вырастает в неудержимый вал. Такова же сила пустоты, которую «накапливает» мудрый, не владеющий ничем. 
 

Цитировать
Путь жизни потому и велик, что в нем все отдается, но никто ничего не берет. Вместе с людской суетой и этой суетой укрываемая свершается истинная, неприметная, небесная работа, сбывается нечто реальное. Эта реальность подобна бездомному, который вечно возвращается на родное пепелище. Но пусть не говорят, что люди носят хворост напрасно. Кто горит, тот и светит. 
子曰三人行必有我師焉

Оффлайн yeguofu

  • Модератор
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 2347
  • Карма: 238
  • Пол: Мужской
Re: Философические письма
« Ответ #4 : 25 Декабря 2010 04:44:40 »
Цитировать
Liberta - Свобода

Человек борется, чтобы обрести свободу. Борется со всем, что препятствует обретению свободы. Он боролся против феодализма. Боролся против привилегий знати и духовенства (французская революция). Теперь он борется против капитализма. Ну а потом?.. Не худо бы уже сейчас знать, с какими препятствиями столкнется человек после того, как одолеет капитализм, чтобы достичь полной и совершенной свободы. Какой будет свобода после капитализма, нетрудно предугадать. Она все еще будет смутной. Что же предстоит сделать, чтобы прояснить свободу? Свобода никогда не будет идеально ясной до тех пор, пока по миру носится хотя бы слабый отголосок Божественности. Пока окончательно не угаснет последний отблеск Божественного, то есть всего того, что возвышается над человеком и представляет для него тайну, вызывает у него внутренний порыв, вдохновляет его и указывает цель. Свобода не будет полностью достигнута до тех пор, пока в человеке теплится еще последнее воспоминание о причинно-следственной связи, о том, что жизнь вообще и всякая вещь в частности имеют конец. Пока не будут окончательно забыты вопросы, которые человек задает себе перед фактом рождения, смерти, искусства, "тайн": "Почему?", "Что это значит?" Пока не развеется последнее предположение о том, что вещи таят в себе смысл. Пока жизнь не достигнет состояния полной незначительности и высшей легкости. Пока человеческий разум не придет к чистому лиризму. И тогда "Илиада", "Божественная комедия", фрески Сикстинской капеллы, назидания моралистов, доктрины философов, деяния отцов общества - все, что ни на есть в этом мире важного, "серьезного", "значительного", почитаемого и необходимого, будет восприниматься как музейная редкость, как докумен эпохи варварства и рабства.

Эссе из книги замечательного и хорошо забытого итальянского поэта, прозаика, эссеиста, художника и композитора Альберто Савинио (1891-1952) "Вся жизнь" (перевод Г.Киселева), М., 1990.
子曰三人行必有我師焉

Оффлайн yeguofu

  • Модератор
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 2347
  • Карма: 238
  • Пол: Мужской
Re: Философические письма
« Ответ #5 : 09 Января 2011 20:49:51 »
Из книги Генри Торо (1817-1862) "Уолден, или Жизнь в лесуhttp://lib.ru/INPROZ/TORO/walden.txt

Цитировать
Более здравый человек весьма  часто  оказывает неповиновение тому, что считается "самыми священными  законами  общества", тем, что повинуется законам, еще более священным, и  таким  образом  может испытать свою решимость без всяких  дополнительных  хлопот.  Человеку  нет надобности становиться в  такую  позицию  по  отношению  к  обществу;  ему достаточно сохранять ту позицию, какую требует от него повиновение законам собственного естества, а это  ни  одно  справедливое  правительство,  если только ему такое встретится, не сможет счесть неповиновением.

Цитировать
Мой опыт, во всяком случае, научил меня следующему: если человек  смело шагает к своей мечте и пытается жить так, как она  ему  подсказывает,  его ожидает успех, какого не дано будничному существованию. Кое-что он оставит позади, перешагнет какие-то невидимые границы; вокруг него и  внутри  него установятся новые, всеобщие и более свободные  законы,  или  старые  будут истолкованы в его пользу в более широком смысле,  и  он  обретет свободу, подобающую высшему существу. Чем более он упростит свою жизнь,  тем  проще представятся ему  всемирные  законы,  и  одиночество  не  будет  для  него одиночеством, бедность перестанет быть бедностью, а слабость -  слабостью.

Цитировать
Вбивать  гвоздь  надо  так  прочно,  чтобы  и проснувшись  среди  ночи,  можно  было   подумать   о   своей   работе   с удовольствием, - чтобы не стыдно было за работой взывать к Музе. Тогда,  и только тогда бог тебе поможет. Каждый вбитый гвоздь должен быть  заклепкой
в машине вселенной, и в этом должна быть и твоя доля.

Цитировать
Кто знает,  какая  прекрасная,  крылатая  жизнь,  много  веков пролежавшая под  одеревеневшими  пластами  мертвого  старого  общества,  а некогда заложенная в заболонь живого зеленого дерева, которое превратилось постепенно в хорошо выдержанный гроб, - кто знает, какая жизнь уже  сейчас скребется, к удивлению людской семьи за  праздничным  столом,  и  нежданно может явиться на свет  посреди  самой  будничной  обстановки,  потому  что настала, наконец, ее летняя пора.
   Я не утверждаю, что Джон или Джонатан поймут все это; завтрашний день не таков, чтобы он пришел сам по себе,  просто  с  течением  времени. Свет, слепящий нас, представляется нам тьмой. Восходит  лишь  та  заря,  к которой пробудились мы сами. Настоящий день еще  впереди.  Наше  солнце  - всего лишь утренняя звезда.
子曰三人行必有我師焉

Оффлайн yeguofu

  • Модератор
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 2347
  • Карма: 238
  • Пол: Мужской
Re: Философические письма
« Ответ #6 : 04 Мая 2011 00:14:13 »
О политике и политиках. Неплохая пища для размышлений, если удастся одолеть густо замешенный философский дискурс.

Игорь Смирнов. Политпросвет http://magazines.russ.ru/zvezda/2011/4/sm16.html

Цитировать
Возможность выбора той или иной политики внушает нам иллюзорную надежду на то, что существуют стратегии, дарующие человеку свободу. Однако некая новая политика эмансипирует нас только от старой, сдаваемой в архив, а не от истории, где любая идеологическая программа обречена на то, чтобы потерять свою весомость. Тоталитаризм, вознамерившийся унифицировать индивидуальное в едино-целостном политическом теле, был замещен постмодернистским обществом, поощрявшим культурно-политическую самостоятельность меньшинств, но и оно утратило актуальность под натиском глобализма — наднациональных корпораций, не считающихся не только с периферийными группами в отдельно взятом социуме, но и с государственными границами. Именно по той причине, что историзованная политика не знает безусловных победителей, она все более и более поддается коррумпированию. За подтасовкой результатов народного голосования или за преступным использованием властной позиции в целях личного обогащения скрывается неверие в политику как орудие для установления господства над настоящим. Политика тем испорченнее, чем более деполитизированы массы. Нынешняя Россия разительно подтверждает это правило.


Цитировать
Однажды мне случайно попалась на глаза в журнале “Шпигель” фотография, не увидев которой я вряд ли принялся бы за написание работы о политфилософии. Картинка изображала вставшего на дыбы самца шимпанзе, который одной верхней конечностью прикрывал, вероятно, от предводителя стаи возбужденный половой член, а другую поднял над головой, выставляя таким манером детородный орган на обозрение самкам. Фотография иллюстрировала эссе о лжи. Но обезьяна на ней лгала только наполовину, не желая вызвать гнев у главы сообщества, в остальном же была исповедально искренней. После того как начальная ассоциация, в которой мелькнуло чье-то молодое, так хорошо знакомое лицо, сменилась у меня менее шаловливым настроением ума, я понял, что рассматриваю портрет первополитика, на чью роль у человека нет эксклюзивного права.
子曰三人行必有我師焉

Оффлайн yeguofu

  • Модератор
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 2347
  • Карма: 238
  • Пол: Мужской
Re: Философические письма
« Ответ #7 : 03 Августа 2011 03:00:30 »
Не скажу, что Дугин нравится. Хорошо, что хоть неоплатоник. Отчасти. Востока ему не хватает. Когда "вижу весь мир, а меня не видит никто".

И в данном случае он кое-где перегибает палку. Для полемики это, конечно, допустимо. Но в целом очень много верных и ясно выраженных мыслей.

"Философы правят миром"  http://www.vz.ru/news/2011/8/2/511973.html
子曰三人行必有我師焉

Оффлайн yeguofu

  • Модератор
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 2347
  • Карма: 238
  • Пол: Мужской
Re: Философические письма
« Ответ #8 : 03 Октября 2011 23:51:28 »
Народное образование, либерализм, прогресс, вера - вопросы волновавшие Льва Толстого сто лет назад, стоят перед нами и сегодня. http://magazines.russ.ru/october/2011/9/me7.html

Цитировать
читаем ли он, Толстой-мыслитель и пророк? Или он безнадежно увяз в болоте архаики, затерялся в облаках утопизма, тогда как мы уверенно шагаем магистральным путем, вымощенным Западной цивилизацией. Затевая, скажем, реформу образования, интересуемся ли мы, что писал наш матерый человечище о другой такой же реформе, развернутой в пору первой серьезной российской либерализации рубежа шестидесятых? “Никто никогда не думал об учреждении университетов на основании потребностей народа. Это было и невозможно, потому что потребность народа была и остается неизвестною. Но университеты были учреждены для потребностей отчасти правительства, отчасти высшего общества, и для университетов уже учреждена вся подготавливающая к ним лестница учебных заведений, не имеющая ничего общего с потребностью народа. Правительству нужны были чиновники, медики, юристы, учителя, – для приготовления их основаны университеты. Теперь для высшего общества нужны либералы по известному образцу, – и таковых приготавливают университеты. Ошибка только в том, что таких либералов совсем не нужно народу”.

Из университетских студентов выходят “или чиновники, только удобные для правительства, или чиновники-профессора, или чиновники-литераторы, удобные для общества, или люди, бесцельно оторванные от прежней среды, с испорченною молодостию и не находящие себе места в жизни, так называемые люди университетского образования, развитые, т. е., раздраженные, больные либералы”. “Кто та малая часть, верующая в прогресс? Это так называемое образованное общество, незанятые классы… Кто та большая часть, не верующая в прогресс? Это так называемый народ, занятые классы… Прогресс тем выгоднее для общества, чем невыгоднее для народа”. “Чем более человек работает, тем более он консерватор, чем менее он работает, тем более он прогрессист”.

Цитировать
Консерватизм Толстого – это стремление вернуться не к каким-то “старозаветным”, а прямо к биологическим началам бытия. Но как же заканчивается его потрясающая “Исповедь”? Ему снится, что он висит над бездонной пропастью, и он понимает, что если будет смотреть вниз, то соскользнет в бездну. И он начинает смотреть в небо – и сосредоточенность на бездне вверху спасает его от ужаса перед бездной внизу.

Цитировать
приходится признать, что цивилизованный мир напрасно пропустил мимо ушей урок Толстого: социальный прогресс невозможен в отрыве от неба и земли, от метафизического и первозданного, то есть от труда, в необходимости которого невозможно сомневаться.
子曰三人行必有我師焉

Оффлайн yeguofu

  • Модератор
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 2347
  • Карма: 238
  • Пол: Мужской
Re: Философические письма
« Ответ #9 : 04 Октября 2011 03:33:08 »
90 лет назад большевики выслали на т.н. "философском" пароходе большую группу лучших представителей русской мысли, а том числе, замечательных русских философов, которые во многом предугадали развитие истории ХХ века. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4    Их творения злободневны и поныне. Предлагается подборка некоторых из них.

Начнем с Семена Франка   http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BA,_%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%91%D0%BD_%D0%9B%D1%8E%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

Статья "Религиозные основы общественности" (1925) http://krotov.info/library/16_p/put/01_09.

Цитировать
Никакой дисциплиной, никаким жесточайшим давлением нельзя заменить спонтанного источника сил, истекающего из глубины человеческого духа: самая суровая военная дисциплина может только регулировать и воспитывать, а не творить воина - его творит только свободная воля к подвигу. Жизненное существо общества есть именно индивидуальная человеческая воля, которая по самому существу своему не может не быть свободной. Человек есть именно "образ и подобие Божие" и не может быть превращен в вещь или в механическую силу, действующую только под ударом или давлением извне. Всякая попытка парализовать индивидуальную волю, поскольку она вообще осуществима, приводит к потере человеком своего существа, как образа Божия, тем самым ведет к параличу и омертвению жизни, к гибели общества, вместе с человеком. Всякий деспотизм может вообще существовать, лишь поскольку он частичен, и со своей стороны опирается на свободную волю. Вот почему социализм в своем основном социально-философском замысле - заменить целиком индивидуальную волю, волей коллективной, как бы отменить самое бытие индивидуальной личности, поставить на его место бытие "коллектива", "общественного целого", как бы слепить или склеить монады в одно сплошное тесто "массы" - есть бессмысленная идея, нарушающая основной, неустранимый принцип общественности и могущая привести только к параличу и разложению общества. Он основан на безумной и кощунственной мечте, что человек ради планомерности и упорядоченности своего хозяйства, своей материальной жизни, способен добровольно отказаться от своей свободы, от своего "я" и стать целиком и без остатка винтом общественной машины, безличной средой действия общих сил. Фактически он не может привести ни к чему иному, кроме разнузданного самодурства деспотической власти и отупелой пассивности или звериного бунта подданных. Ибо человек, который лишается человеческого образа, не может быть членом и участником общества: он может быть только зверем или домашним животным, и, поскольку вообще мыслима такая потеря человеческого образа, общества быть не может: остается только фактическое господство диких зверей над домашними животными, причем последние втайне остаются все же неукрощенными и в любое мгновение могут обнаружить свою звериную природу. Социализм обречен гибнуть и от неподвижности, мертвости уже смешанного человеческого теста, и от таящегося в нем же хаоса неукрощенной анархии.
html

子曰三人行必有我師焉

Оффлайн yeguofu

  • Модератор
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 2347
  • Карма: 238
  • Пол: Мужской
Re: Философические письма
« Ответ #10 : 27 Февраля 2012 05:02:01 »
Вниманию тех, кто ищет понимания среди сегодняшнего избыточного потока информации, кто пытается разобраться в пестроте и запутанности отечественного самосознания, предлагается статья Юлии Данзас http://krotov.info/libr_min/d/dumulen/danzas1.html  , которую Николай Бердяев назвал "кратким обзором истории русской религиозности и русской религиозной мысли".

О Юлии Данзас, внучатой племяннице секунданта Пушкина, статс-фрейлине, Георгиевском кавалере, философе и теологе, воевавшей на фронте в Первую мировую и отсидевшей в большевистском концлагере на Соловках, см.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D0%BD%D0%B7%D0%B0%D1%81,_%D0%AE%D0%BB%D0%B8%D1%8F_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0

Полностью рецензию Бердяева можно почитать здесь  http://krotov.info/library/16_p/put/51_74.html
子曰三人行必有我師焉

Оффлайн yeguofu

  • Модератор
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 2347
  • Карма: 238
  • Пол: Мужской
Re: Философические письма
« Ответ #11 : 28 Мая 2012 04:17:06 »
Замечательные очерки Александра Меня о русском религиозном ренессансе начала XX века в сборнике "Мировая духовная культура"  (раздел IV. Русская религиозная философия) http://www.alexandrmen.ru/books/mdc/mdc.html

Цитировать
Великий русский философ Владимир Сергеевич Соловьев... был философом, но он при этом был богословом, социологом, критиком, политиком. Универсальная личность! И в этом отношении он действительно похож на Пушкина. Как будто бы произошел какой-то творческий взрыв в его лице.

Но как Пушкин появился не случайно, не на пустом месте, так и Соловьев имел большую предысторию. Как Пушкину предшествовали протопоп Аввакум, Сумароков, Фонвизин, Державин, Ломоносов, так и Соловьеву предшествовало развитие философских и религиозных идей в XVIII—XIX вв.

Владимир Соловьев положил основание оригинальной, я бы сказал, неповторимой русской религиозной философии XX в., которая включает в себя такие имена, как Сергей Булгаков, Николай Бердяев, Семен Франк, Павел Флоренский, Николай Лосский и многие-многие другие. Опять-таки взрыв! Опять-таки целая плеяда, огромное течение, которое было прервано бурными событиями войны и революции.

http://www.alexandrmen.ru/books/mdc/mdc4_01.html
子曰三人行必有我師焉

Оффлайн yeguofu

  • Модератор
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 2347
  • Карма: 238
  • Пол: Мужской
Re: Философические письма
« Ответ #12 : 28 Мая 2012 04:48:54 »
Фильм об удивительном философе и медиевисте Льве Карсавине "Душа любить осуждена..."  http://www.youtube.com/watch?v=51iIKLZG4sQ&feature=youtu.be
子曰三人行必有我師焉

Оффлайн yeguofu

  • Модератор
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 2347
  • Карма: 238
  • Пол: Мужской
Re: Философические письма
« Ответ #13 : 29 Мая 2012 06:12:03 »
Еще один малоизвестный русский философ - Александр Мейер (1874 — 1939)  http://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B9%D0%B5%D1%80,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 .
На русском языке доступен, видимо, лишь один сборник его трудов, да и то изданный в Париже.  http://www.runivers.ru/lib/book6051/103942/

Цитировать
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906 - 1999) в своих "Воспоминаниях" отметил, что "Философские сочинения" А.А.Мейера, вышедшие в Париже в 1982 г., "производят впечатление написанных как бы со знанием работ Леви-Стросса, К. Юнга, Б. Малиновского и А. Ф. Лосева, вышедших позднее, — настолько они предвосхитили их идеи".
子曰三人行必有我師焉

Оффлайн yeguofu

  • Модератор
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 2347
  • Карма: 238
  • Пол: Мужской
Re: Философические письма
« Ответ #14 : 29 Мая 2012 07:10:57 »
Русский философ, историк и публицист Георгий Федотов (1886-1951)
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2,_%D0%93%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%B9_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 - выдающаяся личность и неординарный мыслитель ХХ века.

Цитировать
Федотов пишет: «Свобода есть поздний и тонкий цветок культуры. Это нисколько не уменьшает ее ценности. Не только потому, что самое драгоценное — редко и хрупко. Человек становится вполне человеком только в процессе культуры, и лишь в ней, на ее вершинах, находят свое выражение его самые высокие стремления и возможности. Только по этим достижениям можно судить о природе и назначении человека».


Цитировать
Порвав с марксизмом, он остался демократом — на всю жизнь. Занимаясь наукой, он никогда не отрекался от веры. Став христианином, он никогда не отрекался от разума. Поразительная гармония, слившая в одном человеке веру, знания, доброту и алмазную твердость, принципиальный демократизм, необычайный накал любви к отечеству, с полной широтой и неприятием какого-либо шовинизма, — все это черты, характеризующие облик Федотова как писателя, мыслителя, историка и публициста.


Цитировать
когда наступает Февральская революция, а затем Октябрьская, Георгий Петрович, молодой человек, еще холостяк, встречает ее с полным пониманием ситуации, как настоящий историк. Проводя впоследствии глубокий сравнительно-исторический анализ, он говорил о том, что насильственные действия — не путь к свободе. Aнализируя ситуацию Французской революции, Федотов одним из первых объяснил, что Французская революция не была колыбелью свободы: она создала централизованную империю, и только военный крах империи Наполеона спас Европу от тоталитаризма XIX века.

Далее он отметил, что в предшествующих формациях (будучи хорошо знаком с марксизмом, Федотов любил употреблять эти термины, он прекрасно ориентировался в марксистской историографии), средневековых и капиталистических, уже содержались многие элементы свободного развития социальных структур, экономики и политики. Средневековье ковало автономии и независимость городских коммун, и предшествовавшее Французской революции капиталистическое развитие сделало для свободы гораздо больше, чем кровопролитие, учиненное Робеспьером, Дантоном и их приспешниками. Напротив, эти события, 200-летие которых мы недавно отмечали, отбросили страну назад, и это кончилось бы очень трагично для Франции, если бы не было пресечено ликвидацией Робеспьера, а потом и Наполеона.

Не надо думать, что термидор, когда был убран Робеспьер, — это был путь к свободе: нет, «смерть Робеспьера очистила, — говорит Федотов, — путь для “маленького капрала” — Наполеона». Ушел кровавый диктатор-романтик XVIII века, и пришел новый диктатор XIX века — они всегда появляются, когда общество приходит в состояние дестабилизации.

Российскую революцию в целом (Февральскую, Октябрьскую) Федотов называл великой и сравнивал ее с Французской революцией. Но необычайно сдержанно оценивал перспективы происходящего. И то, что он говорил о Французской революции, позволяло ему предвидеть в ближайшем будущем возникновение того, что мы сейчас называем административно-командной системой.
http://www.alexandrmen.ru/books/mdc/mdc4_11.html

Труды Федотова http://lib.rus.ec/a/95559
子曰三人行必有我師焉

Оффлайн yeguofu

  • Модератор
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 2347
  • Карма: 238
  • Пол: Мужской
Re: Философические письма
« Ответ #15 : 22 Июля 2012 00:53:55 »
Александр Секацкий в "Школе злословия"  http://www.youtube.com/watch?v=MTF8HW15bxI

Порядок слов: философия и литература. "Это хуже, чем ложь, это плохо написано" (Оскар Уайльд)
子曰三人行必有我師焉