Общевосточное общение > Общение на общевосточные темы

Кондильяк и Дю

(1/9) > >>

pnkv:
Вот читаю я Кондильяка…

Гм, хорошее начало для джазовой композиции.

Вернее, не читаю, а перечитываю. Решил, однако, несколько освежить в памяти весь этот треп европейских тугодумов, имеющих претензии называть себя философами.

Так вот, перечитываю я значит Кондильяка…

Хм. Фамилия у него тоже подходящая, устойчиво ассоциируется с рюмкой коньяка и долькой лимона. Надеюсь, с третьей попытки обрести вдохновение.

Перечитываю я Кондильяка и спотыкаюсь на фразе

Таким образом, мы можем убедиться в том, что достаточно было бы увеличить или сократить число чувств, чтобы заставить нас высказывать суждения, совершенно отличные от тех, которые нам привычны.

Необъяснимое пояснение:
В своем «Трактате об ощущениях» Кондильяк рассматривает статую, последовательно наделяемую присущими человеку чувствами. Которых по общепринятой квалификации существует шесть.  Если развить его мысль дальше и наделить человека еще одним чувством, какие метаморфозы с ним произойдут? Разумеется, сначала надо определиться, какое это будет чувство, какие возможности оно даст и так далее. Чтобы сделать разговор более предметным, я решил назвать седьмое чувство «дю». Мне кажется, звучит весьма гармонично, запоминающе и поэтично.

Nurika:
2 Олег: спасибо :)

Может быть имеет смысл сначала перечитать Локка, которого Кондильяк собственно и "переработал". Например следующие его положения:
1. нет врожденных идей, процесс познания возникает в опыте и на основе опыта
2. разум человека с самого начала представляет собой "tabula rasa" - чистую доску
3. нет ничего в разуме, чего не было бы раньше в чувствах.
а потом уже переходить к Кондильяку, который выкинул у Локка "рефлексию" как источник знаний, объясняя их из внешнего опыта, как единого (единственного?) источника знаний.

Nurika:

--- Цитировать ---
Таким образом, мы можем убедиться в том, что достаточно было бы увеличить или сократить число чувств, чтобы заставить нас высказывать суждения, совершенно отличные от тех, которые нам привычны.

--- Конец цитаты ---

Читать сенсуалистов Локка и Кондильяка и не читать рационалиста Лейбница не интересно. Поэтому вот:

Формулу сенсуализма "нет ничего в интеллекте, чего бы не было раньше в чувстве" Лейбниц опровергает добавлением: "кроме самого интеллекта". Сознание новорожденного - это не "чистая доска", а глыба мрамора с прожилками (способность человека к абстрактному мышлению), которые намечают фигуру будущей статуи. Из чувств нельзя вывести интеллект, рациональное мышление.


--- Цитировать ---
Необъяснимое пояснение:
В своем «Трактате об ощущениях» Кондильяк рассматривает статую, последовательно наделяемую присущими человеку чувствами. Которых по общепринятой квалификации существует шесть.  Если развить его мысль дальше и наделить человека еще одним чувством, какие метаморфозы с ним произойдут? Разумеется, сначала надо определиться, какое это будет чувство, какие возможности оно даст и так далее. Чтобы сделать разговор более предметным, я решил назвать седьмое чувство «дю». Мне кажется, звучит весьма гармонично, запоминающе и поэтично.

--- Конец цитаты ---

Да, а какое это будет чувство - это "дю"? :)
Как один из вариантов предлагаю Гельдерлиновское предчувствие:

Как твой лик высок и светел!
Как я долго ждал, скрбя!
Прежде чем тебя я встретил,
Я предчувствовал тебя.

Правда, как оно может "заставить нас высказывать суждения, совершенно отличные от тех, которые нам привычны" не совсем понятно. :-[

Стелла Малетина:

--- Цитировать ---
Читать сенсуалистов Локка и Кондильяка и не читать рационалиста Лейбница не интересно. Поэтому вот:
Формулу сенсуализма "нет ничего в интеллекте, чего бы не было раньше в чувстве" Лейбниц опровергает добавлением: "кроме самого интеллекта". Сознание новорожденного - это не "чистая доска", а глыба мрамора с прожилками (способность человека к абстрактному мышлению), которые намечают фигуру будущей статуи. Из чувств нельзя вывести интеллект, рациональное мышление.

Да, а какое это будет чувство - это "дю"? :)
Как один из вариантов предлагаю Гельдерлиновское предчувствие:
Как твой лик высок и светел!
Как я долго ждал, скрбя!
Прежде чем тебя я встретил,
Я предчувствовал тебя.
Правда, как оно может "заставить нас высказывать суждения, совершенно отличные от тех, которые нам привычны" не совсем понятно. :-[
--- Конец цитаты ---

Неплохая версия.
Может "дю", это чувство такта?  

pnkv:

--- Цитировать ---
Да, а какое это будет чувство - это "дю"? :)
Как один из вариантов предлагаю Гельдерлиновское предчувствие:

Как твой лик высок и светел!
Как я долго ждал, скрбя!
Прежде чем тебя я встретил,
Я предчувствовал тебя.

Правда, как оно может "заставить нас высказывать суждения, совершенно отличные от тех, которые нам привычны" не совсем понятно. :-[
--- Конец цитаты ---

Кондильяк пишет: «Познание статуи, ограниченной ощущением обоняния, распространяются только на запахи. Она так же мало способна обладать идеями протяженности, фигуры или чего бы то ни было, находящегося вне ее или вне ее ощущений, как идеями света, звука, вкуса».

То есть дю должно давать нам новые способности для восприятия мира. Предчувствие можно трактовать как предвидение событий, которые еще не произошли, но обязательно произойдут. Таким образом мы можем предчувствовать что-то исключительно неизбежное. Мы не можем предчувствовать того, что через пять минут выпьем чашку чая. Потому что по прошествии пяти минут можем выпить кофе.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии