Я пролистал ваши ссылки (не все, а по инновационной части) и, чесно говоря не понял ваш скептицизм.
...
Я не знаток правилописания правительственных документов, но кажется, что для стратегии развития написано вполне ясно, цитирую:
Важным направлением исследований является поиск и освоение принципиально новых технологий бестопливной (углеводородной) энергетики:
...
У меня даже сложилось странное впечатление, что о проблемах альтернативной энергетики стали думать. Что уже есть прогресс. Так и до реальных действий глядишь дойдем, чем черт не шутит.
У меня скептицизм от практики работы с гос. органами, с федеральными и региональными, а также с их методическими центрами. В частности как раз от взаимодействия по адм. реформе, по инвест фонду и практики реализации проектов - осваивать денгьи у них получаются - выдавать результаты нет.
Как это делается: концепция документ который определяет общие подходы - это общеизвестно, что говорит практика - концепция это документ по которому создаются конкурсы и реализуется проекты, если в концепции прописаны цели, задачи - то это ничего не значит - пишут проекты люди опытные - цели и задачи не для реализации, а для продажи(!) проекта, т.е. его финансирования. А что реализуется, выносится обычно в специальные разделы, расшифровывающие эти цели и мероприятия календарного плана. В этой концепции расшифровывается ТЭК и не расшифровывается все остальное. Это конечно не значит, что все остальное не будет реализовываться. Значит это другое, что оно будет отдано на решение лоббистов. Если конкертные реализации в стратегию не прописаны вместе с суммами, то ничего из новых целей реализовываться не будет - основные средства отдадут тем, кто уже имеет влияние, т.е. ТЭК. Конечно для "общей картины" профинансировав пару проектов, результаты от которых никто и не ждет. Отчет как нужно напишут, в ТЭК обновлены фонды, снижены потери и т.д. - инфраструктура в общем, а не инновация.
Пример инвестиционный фонд создаен в 2005 г. Бюджет 70 млрд. руб, столько же каждый год + сэкономленые проценты от выплаты госдолга парижскому клубу. Цели его инновации и т.п. - все красиво по западному принципу, почти венчур. Почти, пока не посмотришь внимательней.
Внимательней: проект от 5 млр. руб. - т.е. не мелкий, необходима его гос. экспертиза (2-10% от стоимости до подачи) + экспертиза профильным министерством (предоплата в настоящем, откаты в будущем + дают лоббирование) + оценка проекта инвестконсультантом по международным методикам крунейших банков мира (это даже незнаю сколько стоит, думаю в районе $100000-$1000000) + частное софинансирвание от 50%. Оценщики проектов - министр и зам.министра МЭРиТ и начальники профильных департаментов + представители министерств.
Знаете кто выиграл? Западный скоростной диаметр СПб, участок дороги М1, потом если не ошибаюсь еще и часть Москва-Питер (в 2006 г.), жд к месторождению полиметаллов под Читой (Норникель) - сплошная инфрастуктура. Единственное в томске, что-то связанное с новыми технологиями.
Ни биотехнологии (совместно с американцами был такой проект), ни малые атомные станции ничего такого.
Очевидно с таким входным фильтром, ни одная новая идея не прошла - только уже лет по 10-20 разрабатываемые проекты. Причем представители выигравших проектов, на заседаниях МЭРиТ обычно не присутствовали.
В 2006 г. об инновациях уже не говорили - только инфраструктура, на ней и деньги опять же легче выводить. Только для инфраструктуры давно уже был создан закон о концессиях и по нему тоже деньги для нее осваиваются.
Теперь вернемся к концепции, простой анализ. О ТЭК страницы 28-40, 46-85 и в принцие все остальные, включая половину "перспективных". Перспективные 95-98, 104-106, 109-112.
Мероприятия, после общих слов:
разработка программы освоения нефтегазовых ресурсов Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия) и организации поставок углеводородов на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона;
разработка программы комплексного промышленного освоения месторождений полуострова Ямал;
разработка программы развития систем магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов в Российской Федерации;
разработка долгосрочной программы ресурсосбережения в отраслях промышленности и мер экономического стимулирования ее реализации;
разработка программы реконструкции и развития Единой системы газоснабжения с участием открытого акционерного общества "Газпром" и независимых производителей газа;
разработка программы развития газоперерабатывающих и газохимических производств, поддержки производства и распределения сжиженного природного газа;
разработка мер по развитию отечественного производства продукции энергетического и горного машиностроения;
поддержка инвестиционных проектов по строительству новых электростанций на основе высокоэффективных и экологически чистых технологий использования угля.
Пусть вас не обманывают слова "программы" под ними подразумеваются обычно: а) проекты, НИОКР, пишущиеся целыми НИИ по 2-3 года и больше. б) меропрития с финансирование вполне конкретных "отечественных производителей продукции", "производителей и средств распределения" и т.д.
Теперь смотрим самое вкусное - суммы (красиво названные инвестициями):
в газовой отрасли - от 170 до 200 млрд. долларов США (с учетом 35 млрд. долларов США на реализацию программы освоения газовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока, до
70 млрд. долларов США на реализацию программы освоения месторождений полуострова Ямал). Эти средства будут формироваться за счет инвестиций открытого акционерного общества "Газпром" и независимых производителей газа;
в нефтяном комплексе - около 230 - 240 млрд. долларов США (собственные средства нефтяных компаний и инвесторов);
в электроэнергетике - 120 - 170 млрд. долларов США, в том числе на строительство и модернизацию генерирующих мощностей 100 - 140 млрд. долларов США, из которых 25 - 35 млрд. долларов США на атомные электростанции и 20 - 30 млрд. долларов США на развитие
электрической сети (собственный капитал электрических компаний, средства инвесторов, а по атомным и гидроэлектростанциям, а также федеральной сетевой компании - тарифные источники);
в угольной промышленности - около 20 млрд. долларов США (средства инвесторов, собственный капитал частных угольных компаний и средства федерального бюджета);
в теплоснабжении - около 70 млрд. долларов США (средства региональных и муниципальных бюджетов, тарифные источники и средства инвесторов);
в энергосбережении - 50 - 70 млрд. долларов США (региональные фонды энергосбережения, бюджеты всех уровней, средства инвесторов, тарифные источники).
Общий объем капитальных вложений в реконструкцию и развитие энергетического сектора может составить от 260 до 300 млрд. долларов США в 2001 - 2010 годах и от 400 до 510 млрд. долларов США в следующее десятилетие. По оценкам, доля ТЭК в общих инвестициях в
экономику страны составит 33 - 35 процентов в 2001 - 2005 годах, уменьшится до 31 - 33 процентов в 2006 - 2010 годах и до 20 - 24 процентов к 2020 году.
Простой анализ, кто стоит первым и объемы сумм, позволит вам определить под чьим патронажем разрабатывалась концепция. В ней скромно умалчено о финансировании из бюджета, потому что коммерческие компании из бюджета напрямую не получают - для этого есть "федеральные целевые программы", которые в своей деятельности и руководствуются такими концепциями, а также покупки акций государством компаний, а также финансирование посредством гос. банков и др. методы