Башо До-ичи был одним из великих наставников Ганской династии; мы могли бы даже сказать, чаю это с него начинается дзен. Его обращение со опрашивающими было самым революционным и оригинальным. Одним из спрашивавших был Суйро, которого наставник сшиб с ног, когда тот опросил об истине дзен. В другой раз Башо ударил монаха, пожелавшего узнать первый принцип буддизма. А в третий раз дал в ухо тому, чья вина заключалась в вопросе: "Каков смысл прибытия Бодхидхармы в Китай?"
Внешне эти грубые выходки Башо не имеют ничего общего с заданными ему вопросами, если не считать их родом наказания для тех, кто был достаточно глуп, чтобы задавать такие жизненно важные вопросы. Странным кажется и то, что эти монахи вовсе не были оскорблены или разгневаны. Напротив, один из них был так переполнен радостью и восхищением, что воскликнул: "Самое странное в том, что все истины сутр явлены нам на конце волоса!" Как мог удар наставника в грудь монаха исторгнуть из нее такое трансцендентальное чудо?
Другой великий наставник, Току-сан, брался за посох еще до того, как монах открывал рот. Его знаменитое изречение таково: "Тридцать ударов палкой, если тебе есть что сказать, тридцать ударов, если тебе нечего сказать".
Пока мы остаемся на уровне относительности, подобные действия наставника непонятны; мы не обнаруживаем ни малейшей связи между вопросами монахов и тем, что кажется вспышкой ярости у гневливой личности, не говоря уж о результатах этой вспышки для вопрошавших. Бессвязность и невразумительность всего происходящего тут по меньшей мере удивительна.
Истина состоит в том, что целостность человеческого существования не вмещается в интеллект, что с нею имеет дело воля в изначальном смысле этого слова. Интеллект может задавать всякого рода вопросы - он имеет на то полное право, - но ожидать от него окончательного ответа - значит требовать от интеллекта слишком многого, ибо не такова природа его деятельности. Ответ сокрыт под глубинными пластами нашего бытия. Чтобы вывести его на поверхность, требуется самое фундаментальное потрясение воли. Когда оно ощутимо дает о себе знать, тогда открываются двери восприятия и мы обретаем новое видение, которое ранее нам и не снилось. Интеллект предполагает, но располагает не сам предполагающий. Что бы мы ни говорили об интеллекте, он в конечном счете поверхностен, он плавает по поверхности сознания. Эту поверхность следует разломать, чтобы достичь бессознательного. Но пока бессознательное проходит по ведомству психологии, не может быть и речи о сатори в смысле дзен. Психологию следует превзойти, трансцендировать, дабы уловить то, что можно обозначить как "онтологическое бессознательное".
Наставники эпохи Сун поняли это на собственном долгом опыте, а также на опыте обращения со своими учениками. Они хотели взорвать интеллектуальную апорию посредством "My", в котором не было и следа интеллекта, но присутствовала лишь чистая воля к преодолению интеллекта.
Из книги: Э.Фромм, Д.Судзуки Дзен-буддизм и психоанализ.