Долго собиралась и наконец созрела написать тут кое-что из собственных изысканий. Надеюсь, они помогут кому-то так же, как в свое время помогла мне информация с этого форума.
Мой интерес начался с Су Туна 苏童 и его романа "Бину" (“碧奴” - роман, основанный на легенде о Мэн Цзяннюй, разрушившей своими слезами Великую Стену) и вылился в написание работы по явлению мифа в современной китайской литературе на основе этого романа. Прежде всего, мне (и не только мне) увиделся т.н. "магический реализм", и я начала копать. Однозначные выводы делать сложно, однако, в произведениях Су Туна и других китайских писателей (особенно тех, которых относят к авангарду) можно найти множество следов этого литературного явления. Среди этих писателей: Юй Хуа 余华 (особенно “鲜血梅花”, “世事如烟”и "现实一种”), Цзя Пинва 贾平凹 ("Застава Будды"), Фань Вэнь 范稳 (о котором я узнала тут же, в теме про современную китайскую литературу
http://polusharie.com/index.php?topic=50304.msg882789;topicseen#msg882789), что-то похожее есть и у Хань Шаогуна 韩少功, и Гао Синцзяня 高行健 (“灵山”) и других, о которых я пока знаю слишком мало или вовсе не знаю. Какой-то невероятный кафкианский сюрреализм есть в прозе Цань Cюэ 残雪. Миф лег в основу романа А Лая 阿来 "Царь Гесер" (“格萨尔王”). Магические элементы находят и у А Чэна 阿城, Мо Яня 莫言. Недавно обнаружила отсылку на книгу 陈忠实 Чэнь Чжунши 《白鹿原》 в связи с магическим реализмом.
Вообще, ситуация противоречивая. С одной стороны, когда в Китай хлынули переводы западной литературы, а с ней и латиноамериканской прозы, многие авторы поддались очарованию и начали творить что-то похожее. С другой стороны, в Китае вроде и так существовали предпосылки для появления собственного магического реализма (соединение модернистских тенденций с традиционной мифологией и фольклором, интерес к которому особенно усилился после культурной революции и проявился в литературе "поиска корней"). Плюс к тому традиция обильной фантастики-магии в классической литературе, хотя это немного другое.
Самое загадочное, что ни в одном найденном мной тексте/статье/книге/исследовании о явлении магического реализма в Китае прямо не говорилось. Хотелось хоть немного разобраться.
Если у коллег есть еще информация по этой теме, делитесь, буду рада.
Плюс к тому книги, которые хоть и не содержат целостной картины, но здорово помогают уяснить ситуацию с современной китайской литературой:
Голыгина К.И. Изучение китайской литературы в России. 2004
Небольшая лаконичная книжечка.
От национальной традиции к глобализации, от реализма к постмодернизму: пути развития современной китайской литературы. М-лы международ. синологического семинара. СПб, 2004.
Статьи исследователей-китаистов на разнообразные, иногда довольно специальные темы.
Энциклопедия из серии Духовная Культура Китая, том о литературе.
Есть статьи о писателях и понятиях.
Китайские метаморфозы: современная китайская художественная проза и эссеистика. – М.: Вост. лит. 2007
Прекрасные краткие описания авторов и их творчества.
Проблемы литератур Дальнего Востока. / Сб. м-лов Международной научной конференции. 2004, 2006 и 2008
Серебряков Е.А. Справочник по истории литературы Китая (XII в. до н.э. - начало XXI в.) / Е.А. Серебряков, А.А. Родионов, О.П. Родионова. – М.: АСТ: Восток-Запад, 2005
Краткие описания периодов и список авторов и их произведений, рассортированный по литературным направлениям.
Диссертации:
Хузиятова Н.К. Модернистские тенденции в творчестве китайских писателей 1980-х гг. как поиск идентичности в контексте глобализации.
Завидовская Е.А. Постмодернизм в современной прозе Китая.
Есть также китайский сайт
www.cnki.net, где можно найти полуисследовательские статьи о современной китайской литературе и авторах, однако для их скачивания нужно зарегестрироваться и за каждую статью платить небольшую дань в районе 2-4 юаней. Для меня он оказался настоящим кладом, т.к. там содержится взгляд китайцев на собственную литературу.
И наконец, хотелось бы поделиться своим переводом. Первые несколько глав "Бину" Су Туна + мое предисловие:
http://dong-nali.livejournal.com/8737.htmlhttp://dong-nali.livejournal.com/9084.html