Китайская живопись и каллиграфия.
Во многих трактатах по искусству говорится: "Каллиграфия и живопись - это различные названия одного и того же явления". Соединение картины и каллиграфической надписи возникло уже в первых веках нашей эры. Иероглифы обогащали смысл произведений, давая простор фантазии, воображению зрителя. Надписи имели самостоятельное художественное значение, как особый вид искусства.
Китайская национальная техника живописи "гохуа" использует шелк и бумагу в качестве живописной основы, на которую специальными кистями наносится тушь или водяные краски. Китайская живопись имеет две отличительные особенности: так называемые "ицзин", то есть передача замысла, и "бимо", то есть применение туши и кисти. Живопись "гохуа" по тематике делится три жанра - портрет, пейзаж (шаньшуй) и живопись (хуа - няо "цветы и птицы"). Пейзаж всегда был ведущим в китайской живописи. Там, где затрагивались человеческие эмоции, поэтические настроения, изображение обязательно сочеталось с пейзажем. Мировосприятие можно назвать пейзажным, настолько жизнь людей осознавалась в связи с природой.
На китайском языке название "шаньшуй" означает "гора и вода", то есть пейзаж - это изображение гор и вод. Цель пейзажиста - не изобразить увиденный конкретный уголок природы, а обобщить образ природы, возвести ее в степень символа и передать грандиозную панораму мира. Эскизность и незавершенность, ставшие творческим принципом, заставляли зрителя додумывать картину, чувствовать себя причастным к процессу творчества. Китайские художники не рисовали пейзажи с натуры. Они как бы впитывали в себя дух и образ природы, растворялись в ней и, возвращаясь к рабочему столу, передавали ее с помощью выразительных средств. Часто произведение искусства рождалось в воображении мастера, тогда работу называли "пейзажем собственного сердца".
Известный художник Сюй Бэйхун стал одним из основоположников нового национального стиля, вобрав все лучшее из традиционной китайской живописи гохуа и обогатив ее достижениями европейских художников.
Если в живописи "шань - шуй" природа величественна и необъятна, то в жанре "цветы и птицы" она, напротив, максимально приближена к человеку. Живопись цветов и птиц также символична. Часто символам придают философский, религиозный, социальный или политический смысл. Сосна, например, является символом долголетия, фазан или петух - почета, дракон и феникс - идеального супружества. Карп - пожелание достатка в семье, лотос - символ благородного человека, который живет среди обывательской грязи и остается "чистым". Кроме того, цветы были связаны с определенными временами года: дикая слива "мэйхуа" ассоциировалась со встречей Нового года по лунному календарю и с зимой, а лотос - с летом. Но пожелание чинов, счастья, богатства, выражение определенных отношений и чувств, намеки и сравнения составляют вторичный смысл картины этого жанра. Жизнь, движение и строение растения или животного, запечатленные художником в живописном произведении, приближают зрителя к природе. В этом и заложена основная ценность данного жанра.
Роль человеческой фигуры в китайской живописи в разный период истории различна. Человек являлся либо малозначительной фигурой на картине, лишенной взаимосвязи с природой, либо образом человека - создателя, созерцателя.
По художественному стилю и технике исполнения китайская живопись делится на стиль "сеи" ("писать идею") и "гунби" ("прилежная кисть"). Теория "сеи" требовала творчества на грани сходства и несходства с целью создать воображаемый мир, более прекрасный, чем реальный. По мнению великого китайского мастера Ци Байши, "достоинство живописца в том, чтобы найти грань между сходством и несходством. Полнейшее сходство - банальность, а явное несходство - искажение действительности". В манере "гунби" мастера рисовали графически. "Гунби" характерна тщательная прорисовка контуров, аккуратное наложение красок, их яркое, контрастное сочетание.