Из Гуанси два перехода: Дундан - Лангшон и Дунсин - Монгкай. Еще один - из Юньнани (Хэкоу - Лаокай).
На днях завершилось мое очередное большое путешествие по Азии, завершающий этап коего пришелся на Вьетнам. Проехав всю страну с юга на север, я собирался перейти китайскую границу «в пешем строю». Поскольку последним пунктом моей вьетнамской программы был залив Халонг, логичнее всего было выбрать ближайший к нему КПП в Монгкае, что я и сделал. Китайское название Монгкая - Манцзе. Движение по Мосту Дружбы между Монгкаем и сопредельным городком Дунсин Гуанси-Чжуанского автономного района было открыто в 1960 г.самим Хо Ши Мином. От Халонга до Монгкая - около 4 часов на рейсовом автобусе (40000 донгов). Поймать автобус в Бай Чае (западная часть г.Халонг) очень просто: надо выйти из отеля и сказать любому наемному мотобайкеру (се ом) заветные слова: "Се бит Монгкай". За 10-15 тыс.донгов извозчик доставит вас к въезду на подвесной мост через пролив, разделяющий город Халонг на две половины. Здесь остается дождаться автобуса, снабженного соответствующей надписью. трасса до Куа Онга - ничего, далее следует трудный участок до Муонг Донга: кругом разбросаны угольные копи и дорога донельзя раздолбана самосвалами. На автостанции Монгкая до погранперехода надо взять мотобайк (извозчик запросит 30 тыс.донгов, давать следует не более 10 тысяч, ибо время в пути – около 3 минут). За проход через вьетнамскую таможню взимается сбор 15 тыс.донгов. Есть неинтересный дьюти-фри, где, кстати, можно поменять оставшиеся донги на юани. Далее путь лежит через мост, на противоположном конце которого - китайский кордон.
На переход границы мне пришлось потратить около двух часов: по случаю официального братания китайских и вьетнамских пограничных чинов на Мосту Дружбы работа пропускного пункта была приостановлена. Стоя на жаре в компании вьетнамских пейзан и китайских туристов я битый час любовался дамами в форме, марширующими туда сюда с букетами цветов.
После долгожданной отмашки часового взмокшая толпа с улюлюканьем внесла меня в зал паспортного контроля. Две крайние левые стойки были отданы «диким» въезжающим. Еще две не работали, остальные обслуживали организованных китайских туристов. Я занял место в строю одной из тургрупп, члены которой единодушно выразили решительный протест. От пререканий меня спас пограничник, внезапно решивший приветить одинокого лаовая и протянувший благодетельную длань за моим паспортом.
По его словам, переход из Монгкая гораздо более загружен, чем аналогичный из Лангшона (Ляншань). Хотя лангшонский кордон расположен значительно дальше, основной поток китайских тургрупп, посещающих залив Халонг, следует именно через него – народу меньше и дорога лучше…
Городок Дунсин абсолютно ничем не примечателен - кроме, разве что, огромного количества лавок с качественными и недешевыми безделушками из нефрита в окрестностях КПП. От кордона в город ходят автобусы (1 юань). По вашей просьбе водитель может высадить вас в окрестностях автовокзала на улице Синнинлу. В 3 минутах ходьбы от автовокзала имеется отделение Банка Китая, где можно поменять деньги. На вокзале есть камера хранения (2 юаня за место).
Спальный автобус от Дунсина до Гуанчжоу стоит 130-160 юаней. Выехав в 5 вечера, спустя 12 часов вы оказываетесь в столице провинции Гуандун.
На снимках:
1. Здание погранперехода в Монгкае.
2. Мост Дружбы.
3. Вид на г.Дунсин с вьетнамского берега.