А что, китайское искусство такое уж совсем никудышное, что его ни один нормальный человек не купит?
Все эти прекрасные американские и европейские собрания не сами собой появились. Люди заинтересовались, и вложили свои собственные деньги. Но всё-таки сначала надо заинтересовать.
Оно не никудышное - оно декоративное))) То есть - ничем не отличается от сувенирки на взгляд лаовая. Если на родине - голод и война - с этим искусством и расстаются по цене сувенирки для заезжих иностранцев. А если в стране всё наладилось - начинают скупать всё обратно.
На всякий случай напомню - откуда берутся коллекции))) Первый и главный способ - нормальный грабёж (войны-реквизиции, разграбление могил и захоронений) и процветающий на его основе чёрный рынок. От Китая времён опиумных войн - до Ирака.
Когда-то работал я в доме престарелых в Питере волонтёром - у одной 102-летней бабули на столике была на тумбочке весьма продвинутая китайская вазочка: эхо "эрмитажных аукционов 1917-1918 годов" - это я к тому, что может что и осталось кроме музеев - но с 17 до 90-х поток антиквариата был направлен всё-таки за пределы нашей Родины. Амбиции-то по составлению мировых рейтингов остались, но давайте всё-таки помнить, что даже Шишкин с Айвазовским (не говоря уже о "50-ти тысячах" одних курьеров....))))) - это наш национальный мем, а не "мировое наследие".
Что касается относительно легальных способов перетекания коллекций в Россию - выкуп императорской семьёй коллекций разоряющихся наследных домов Европы, или - вдруг - только наши олигархи и разглядели французский импрессионизм, когда он не ценился......
Либо - таки да, коллекция академика Алексеева в запасниках Музея Истории Религии или японские гравюры Китаева (помните выставку в Пушкинском ?). но все эти люди (а также и Елисеев, и Успенский) - жили и учились в Японии/Китае. По сравнению с ними Завадская - это всё-таки теоретик искусства.
Ой, лежит же весьма показательное интервью Штейнера на
политреЗнаю о совершенно аналогичных ситуациях (и даже хуже - ибо "спонсоров" пока не нашлось) с коллекцией японского оружия в Эрмитаже и с коллекцией китайского оружия в Артиллерийском музее (неразобранные фонды подавления тайпинского восстания). Хотя пресловутый "спрос" на такие горячие темы, казалось бы, - очевиден?
.
А спонсируемый государством спрос - это по определению совсем небольшие деньги, и перманентные жалобы на плохую жизнь от спонсируемых. Нормальные деньги на рынке только частные, и как их вытащить - никто не думает.
Не, государство нормальные деньги даёт, относятся к ним, понятно, по принципу "всегда не хватает". Но вот
тут посчитали средние затраты Академии на одну публикацию (по России) - и таки вышло, что мы тратим не сильно меньше, чем в Германии, даже без ППС. Так что да, живительная чистка нашим научным рядам не помешает.
А вот "живые частные деньги" на рынок восточного искусства в России? Те, кто заинтересован в этих деньгах - не заинтересованы в публичности, поскольку понимают, что реальные деньги заплатят только в Китае, а зачем светить эти богатства? Проще вывезти контрабандой туда, где и специалисты и ценители, увы.