7) Изучать самостоятельно японский язык как хобби можно и нужно, как средство коммуникации невозможно.
Сенсей, регулярно и с некоторым благоговением читая Ваши посты, я заметил, что эта мысль проскальзывает очень часто и неизменно ставит меня в тупик. Интересно было бы узнать Ваше развёрнутое мнение по этому пункту: формулировка этой мысли всегда несколько расплывчата. Какого именно уровня нельзя достичь самостоятельно? О какой коммуникации идёт речь? И какие именно занятия считать "несамостоятельными"? Занятия в российском языковом вузе? Занятия в зарубежном языковом вузе? Занятия с частным преподавателем или на курсах два раза в неделю? И самое главное - почему?
На конкретных примерах: при условии, что самостоятельно изучающий имеет регулярный доступ к толковым (т.е., грамотным и готовым исправлять ошибки) носителям языка, широкий доступ к японским средствам массовой информации, фильмам, печатным изданиям, художественной литературе; занимается прилежно и регулярно, стремясь в своих занятиях охватить самые различные регистры языка, анализирует структуру, активно применяет полученные знания в релевантных для него областях коммуникации - в чём разница на выходе между ним и средней радивости выпускником языкового вуза?
Спасибо за «регулярность» и «некоторое благоговение», а по сути уважение к сэнсэйству (говорю без зазнайства). Это то, что нам внушали добрым примером наши Учителя. Если их в чем-то достоин, то я могу быть счастлив, что не зря жизнь проходит…
Мысль у меня проскакивает, надеюсь, не одна, и отнюдь не для того, чтобы поставить в тупик. Пусть иногда в парадоксальном и чуть вызывающем ключе. Но при этом важен императив! Самое главное – это заставить подумать, осмыслить свое отношение к Японии и японскому языку, проверить, правильно ли сделан выбор и на верном ли находишься пути, используются ли адекватные способы постижения «китайской грамоты».
Начну с того, что по-прежнему разрабатываю методику, которая могла бы продемонстрировать наглядно и самому потенциальному претенденту на освоение японского языка, а также и его родителям (которые зачастую навязывают изучение японского языка, зная, что это престижно и денежно). Все дети талантливы, но есть не талантливые родители, которые не смогли найти талант своего чада и подтолкнуть его к правильному решению, что необязательно является японским языком, а может быть и физикой, и химией и чем угодно еще.
Служение иероглифическим языкам ( японскому и китайскому, прежде всего) не должно быть случайным. Это должен быть осознанный выбор Человека. Человека, обладая склонностями и талантом к постижению ДРУГОЙ планеты, старается преодолевать и стереотипы своего окружения и некоторый скептицизм самих японцев, которые в массе своей уверены, что ГАЙДЗИНы постичь их необыкновенную «японскую душу» и «темный лес иероглифики», по определению, не могут. Как ежики в тумане. Кстати, Юрий Норштейн удивительно популярен в Японии, может быть потому, что японцы большие дети и умеют найти волшебное в обыденных и простых вещах, будучи при этом прагматичными и педантичными исполнителями своей общественной морали – «по гвоздю, который высовывается, сильно бьют» 出る杭が叩かれる.
Начну с конца этого нужного и умного постинга
«самостоятельно изучающий имеет регулярный доступ к толковым (т.е., грамотным и готовым исправлять ошибки) носителям языка, широкий доступ к японским средствам массовой информации, фильмам, печатным изданиям, художественной литературе; занимается прилежно и регулярно, стремясь в своих занятиях охватить самые различные регистры языка, анализирует структуру, активно применяет полученные знания в релевантных для него областях коммуникации»
Почти нечего добавить и изъять. В чем же разница между этим самостоятельным «подвижником», который нашел себя сам как собственный преподаватель и продвинутый ученик у того же преподавателя (то есть, себя), и «средней радивости выпускником языкового вуза»?
«Средняя радивость», это бич нашей эпохи. Стремление быть лучше всех, участие в напряженном соревновании одногрупников, вот движитель, который может привести к искомому результату. Но при «средней радивости» этого никогда не добиться. Ну никогда это положим ,чересчур, но все же время будет потрачено во многом в пустую.. Что же такое «радивость» с отброшенным НЕ? «Небрежно относящийся к своим обязанностям, небрежный». «Радивый», значит ,таким образом, старательный, упорный, упертый и т.п. А может быть такой средним? Не знаю. А сегодня среди группы студентов ( в МГУ, к моему счастью, похоже дело обстоит по-другому) нормальных студентов не более 15-20%, то есть, из 10 человек. Только один приобретет большую букву Человек, а остальные так и останутся полу-неучами. Беда и в преподах, и в разрухе в стране, и в родителях, только не в самих Учениках…. Ученики, увы, также плоть от плоти продукты и своей страны и эпохи, хорошей или плохой, не мне судить. Время покажет.
Какого именно уровня нельзя достичь самостоятельно?
Уровня прямого общения с носителями японского языка самостоятельно нельзя достичь. Собственно, это и есть коммуникация.
О какой коммуникации идёт речь? О двухсторонней коммуникации с адекватной, обратной связью, ибо коммуникация это «общение, передача информации от человека к человеку - специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка (реже при помощи др. знаковых систем)».
Здесь, мне кажется, пора сказать несколько слов о роли СЭНСЭЯ. Именно он должен быть добрым другом и наставником, который помогает набивать меньше шишек на этом трудном пути, который оптимизирует процесс беспорядочного постижения массы знаний, которую переварить крайне сложно самостоятельно, так как найти и постичь все методики и ключи к языковому материалу самостоятельно, это просто-напросто непроизводительно – предшественники уже съели собаку на этом и они процесс преподавания повторяют каждый год, зная наперед подводные камни и сложности, которые дремлют в сторонке, ожидая новую жертву.
Какие нужны вузы? Какие нужны учебники? Думаю, что разные. И японские, и русские. Цели коммуникации двух стран сегодня весьма многочисленны и широки – и найти свою тропинку сможет каждый. Другое дело, сколько времени и средств уйдет на это….