Вопрос вызван тем, что мне книга в целом нравится, но одно место, очень важное - как ложка дегтя в бочке меда, даже непонятно, как этот, неважно сейчас предатель или не предатель, но очень умный человек и очень неплохой писатель мог допустить такую грубую несуразность, да еще и размазать ее каблуком по асфальту на целый квдратный метр (может это и не несуразность, а я чего-то не понимаю?). Причем почему-то никогда не слышал, чтобы его за этот ляп критиковали. Критикуют "Аквариум" за что угодно, только не за это (хотя может и критикуют, просто мне не попадалось, ибо всей критики я, конечно, не читал, только то, что попадало в руки). Опять-таки - может я один среди всей читающей его публики его хреново понял?
Поэтому задал данный вопрос в тайной надежде, что вдруг это еще кому-то шибануло по мозгам, всегда приятно услышать в ком-то созвучие своим мыслям.
Сразу оговорюсь, что речь идет не о подробностях укладки парашюта и не о знаменитой руганой-переруганой сцене сжигания предателя - как раз эта сцена у меня особого отторжения не вызывает. Если это и чистый вымысел, то вплетен в сюжет он вполне органично и мне лично ухо не режет. Режет другое.
Так в
от.
Роман я в первый раз читал в 90-е прошлого века прежде всего как роман приключенческо-шпионского жанра, вроде Джона ле Карре или Грэм Грина. Перед "Аквариумом" читал "И ад следовал за ним" Михаила Любимова, после - "Властелина колец" Толкина. В первую очередь ожидал, чтобы интересно и логично было, а с деталями, если будет желание, разберемся потом.
Чтение оказалось интересным. Образ главного героя - яркий, живой - эдакий служака до мозга костей, в меру преданный армии и своему патрону, готовый рвать когти ради карьеры, но и спокойно отказаться от нее, если для этого унижаться придется, и всю жизнь пробыть младшим офицером.
Стиль повествования - очень оригинальный и замечательно соответствующий сюжету - "вперед и вверх, вперед и вверх, вперед и вверх", не останавливаясь и не рефлексируя (почти).
По счастливой случайности герой попадает "в обойму" мощно рвущейся вверх военной группировки - и новый виток: из танкистов - в разведотдел штаба, параллельно, по личному указанию патрона, - спецназовская подготовка, участие в учениях (а ведь это всегда приятно, когда по чьему-то ЛИЧНОМУ УКАЗАНИЮ, значит помнят про тебя, ставку на тебя делают, значит новые горизонты впереди). И горизонты не замедляют приблизиться - героя отправляют учиться в разведшколу, после чего - работа в венской резидентуре со своими взлетами и неудачами.
Но вот книга близится к концу, и поскольку в конце он вроде как должен сбежать на Запад, то я начинаю потихоньку ломать голову - из-за чего же сбежит-то? Чтобы "Ледокол" писать, как он в "офф-лайне" объясняет, - так уже времени нет эту тему развить (последние странички перелистываю), мгновенно и глобально идеологически перковаться - не тот типаж... Ну, думаю, щас автор что-нибудь эдакое закрутит, ход конем неожиданный...
И тут (Глава 15/4,5 и 6), вместо типичного для книги упруго-динамичного виража - пшик какой-то... Герой с грустным видом посидел в кафе - его грусть заметил другой посетитель кафе - "Ага!, - понял герой, - Раз этот посетитель заметил мою грусть, значит ЕСЛИ за мной сейчас следят коллеги, то ВДРУГ и они мою грусть заметят, и значит подумают, что я ВРОДЕ КАК на время потерял контроль над собой, и значит меня, как пить дать, отправят в Союз, а если меня отправят в Союз, то получается, что я холоп. Мы не рабы, рабы не мы! Придется срочно сбежать на Запад. Прощай, немытая Россия!". Конец. Сижу слегка охреневший. Может, думаю, что-то не уловил (до сих пор подозреваю)? Перечитываю - да нет, вроде все то же - грусть - "а вдруг следят и заметили грусть" - значит отправят в Союз - значит надо сбежать на Запад.
Ну пусть не хотел он в "Аквариуме" про свои "ледокольные" планы и изыски писать, - ради Бога, так придумай любую другую нормальную причину - дело-то пустяковое, а тем более для хорошего писателя с фантазией как у Суворова: ну пусть бы его подставили и ему смерть грозила, или решили его внедрить в тыл врага, а потом бросили (как Бельмондо в "Профессионале" или Любимова в "Аде"), а он обиделся, да вариантов масса. Нет - хрень какая-то про "грустинку в глазах", прямо как из известного анекдота про Штирлица позаимствовал. Время от времени грустят все шпионы мира во все времена у всех народов, легальные и нелегальные, реальные и вымышленные, от Штирлица (тот так вообще в перманентном депрессняке) до Джеймса Бонда. А у нашего героя еще и причина вполне уважительная - только что без тени колебаний своего друга заковал в наручники и "Блаженство" ему вколол - после такого чуток взгрустнуть да пивком расслабиться сам шпионский бог велел. А тут - ну все, провал, выхода нет, "под коммунистический топор"...
Опять-таки, что такого страшного для нашего героя в эвакуации? - да ничего, он не фанат заграничной жизни, за то, что пока в пивной сидел, у него были "поза горемыки, руки плетями, взгляд погас" его не расстреляют, даже за все эти 3 вещи в совокупности (а взгляд, кстати, могли и не заметить), а максимум переведут на работу в Союз. Так нет - все, конец света, не хочу "под коммунистический топор" - срочно покончить с собой, драться насмерть или сбежать на Запад.
Потом перечитывал роман еще пару раз, уже внимательнее, - читается на отлично, все, если и не правдиво (тот же дядя Миша с арбузами), то правдоподобно (а чего еще требовать от романа - это ж не мемуары!), но как доходит до эпизода с объяснением причины предательства - у меня аж челюсть сводит, как от лимона.
И почему-то нигде не встречал, чтобы за это место критиковали. А для меня это практически единственный недостаток романа, хотя и такой, который, как ложка дегтя, все впечатление портит.
Почему же Резун Суворову нормальной причины для побега не придумал? Непонятно. Возможно, предательство нанесло ему такую психологическую травму, что сам его ключевой момент он уже не может трезво оценивать или логично изложить, даже в литературно переиначеном варианте? Или когда писал роман его какие-то сроки поджимали и он вот уже чуть ли не в последние отведенные ему минуты сводил концы с концами и ничего иного просто не успевал? Или тут своего рода "месседж", какое-то послание читателю (например, "имейте в виду, что вот в этом месте - брехня", каковое послание тоже, если поразмыслить, могло иметь самые разные причины и цели...)
Кто знает...