ВЛАДИВОСТОК, 8 сентября /Азиатский репортер/. Видение Владимира Ленина на развитие Дальнего Востока России сквозило в тезисах президента Владимира Путина к саммиту АТЭС-2012, который в эти выходные проходит в российском порту Владивосток, пишет Reuters.
"Мы хотим построить коридор для доставки капитала между Лондоном, Москвой, Владивостоком и Пекином. Это откроет несметные богатства Сибири", - сказано в плане 1922 года, одобренном советским революционным лидером Владимиром Лениным.
Девяносто лет спустя Кремль "отремонтировал" восточные окна России в надежде на улучшение своего имиджа в глазах инвесторов из самых быстрорастущих регионов мира.
Царская Россия завершила строительство железнодорожной линии до Владивостока (9300 километров) в рекордно короткие сроки, только чтобы почти сразу (через год) отдать ее в руки большевиков. В 1959 году советский лидер Никита Хрущев вдохновенно хотел развивать Владивосток как второй Сан-Франциско.
Теперь Россия влила 21 млрд долларов в свое восточное побережье, чтобы привлечь сюда туристов и бизнесменов из Азии, а также убедить местных жителей не уезжать из региона, который в значительной степени изолирован от остальной части крупнейшей в мире страны.
Владимир Путин, после его прихода на третий срок в качестве президента России в мае 2012 года, подчеркнул, что выход Европы из финансового кризиса зависит от роста экономики Азиатско-Тихоокеанского региона, в чем особую роль должно сыграть участие российского государства в развитии Дальнего Востока России.
Но для Владивостока, с его населением в 600 тыс. человек, где часы идут на семь часов впереди Москвы, вливания капитала еще не достаточны, чтобы снять неудовлетворенность жителей президентом России.
Хотя город Владивосток, название которого переводится как "владеть Востоком", получил новый морской фасад, мосты, шоссе и аэропорт, его жители говорят, что деньги, которые пошли на строительство объектов могли бы лучше быть потрачены на социальные услуги и строительство жилья.
"Я не связываю строительство моста через бухту Золотой Рог (которая является гаванью Тихоокеанского флота России и городским портом) с Путиным. Прошли годы, прежде чем мечта многих поколений владивостокцев сбылась", - говорит 28-летний биолог Евгений Скоркин во время пешей прогулки по мостовому переходу.
Местные художники фантазировали в начале века о мостовом переходе, который свяжет два удаленных друг от друга района Владивостока, но проект оставался мечтой до тех пор, пока Владимир Путин не нашел в российской казне 500 млн долларов на строительство этого объекта.
"Только сейчас мы начинаем жить. Мы создаем европейский город. Центр мира здесь!", - восклицает мэр Владивостока Игорь Пушкарев в беседе с корреспондентом на мосту под спускающимся туманом.
В центр Владивостока поздним вечером приходит тишина, но город, по крайней мере, хорошо освещен - в отличии от мрака 1990-х годов, когда здесь были массовые отключения электроэнергии. На вершине пилонов моста через бухту Золотой Рог установлены лазерные пушки, играющие светом на фоне ночного неба. Но иностранных закусочных и кафе типа McDonalds и Starbucks, повсеместно разбросанных в европейском центре России, во Владивостоке нет (может быть это и к лучшему – прим. ред.)
Бывший бизнесмен Игорь Пушкарев, ныне 37-летний мэр Владивостока, надеющийся остаться на этом посту на второй срок, думает, что после проведения саммита АТЭС-2012 внимание руководства к Востоку России не исчезнет. "Мы счастливые люди, мы сделали это", - сказал мэр по поводу подготовки к форуму и строительства крупных инфраструктурных объектов во Владивостоке.
Но такие позитивные настроения разделяют не все.
"Никто не испытывает особенно теплых эмоций", - рассказывает иностранным корреспондентам региональный законодатель Артем Самсонов (известный в прошлом активист против роста пошлин на ввоз иномарок – прим. ред.) , делясь мнением его коллег о Путине, который в эфире национального телевидения в 2007 году обещал новые инвестиции, чтобы остановить депопуляцию Приморского края.
Через пять лет после заявления Путина молодые, образованные люди Владивостока по-прежнему уезжают, но город может похвастаться еще одним трофеем регионального развития. Это второй вантовый мост на остров Русский, построенный за 1 млрд долларов.
Пилоны моста на остров Русский высотой почти равны Эйфелевой башне. Мост ведет к подстроенному перед саммитом университетскому городку федерального университета, где частично разместились делегаты саммита АТЭС-2012 во Владивостоке.
"Невольно начинаешь думать, сколько они потратили на мост, и кому, в конце концов, это нужно?", - продолжает возмущаться Самсонов. По его мнению, не существует никакой связи между затратами и преимуществами.
Самсонов был одним из первых организаторов акций протеста против антикризисных мер Путин во время экономического спада 2009 года, когда были введены карательные тарифы на импорт подержанных автомобилей из Японии.
Этот шаг помог спасти российского автопроизводителя "АвтоВАЗ" от краха, но ярость жителей Дальнего Востока России, которые пополняли свои кошельки за счет продажи подержанных японских авто, выплеснулась на улицы. "Полицейские начальники, региональные администраторы, мэр - никто из них не был в состоянии справиться с несколькими тысячами людей, которые были готовы уничтожить, разрушить, сломать все вокруг, лишь бы пошлины на ввоз иномарок были отменены", сказал Самсонов. "Город был на грани хаоса", - подчеркнул оппозиционер (беспорядки длились один день, позже митингующих разогнал ОМОН и акции протеста пошли на убыль – прим. ред.).
Путин направил элитные подразделения ОМОНа из Москвы для подавления протестов во Владивостоке, за что поплатился потерей государственной поддержки на парламентских выборах в декабре 2011 года, когда его правящей партии досталось лишь третье место по количеству голосов в регионе.
Даже на президентских выборах в марте 2012 года Путин не набрал регионального большинства. В Приморском крае за Владимира Путина проголосовали 48% избирателей, что значительно отличается от 64-процентного показателя в других регионах России.
Квалифицированный преподаватель китайского языка во Владивостоке Константин Бовдин отказался от своей карьеры в образовании и ушел зарабатывать хорошие деньги - 1900 долларов в месяц - на строительстве моста через бухту Золотой Рог. Сейчас строительство мостового перехода завершено, и 34-летний экс-преподаватель думает о перспективах.
Губернатор Приморья Владимир Миклушевский, назначенный в этом году управлять регионом с населением 2 млн человек, заявил, что властям необходимо работать, чтобы восстановить общественное доверие. Его предшественник Сергей Дарькин был уволен Кремлем после многочисленных обвинений в коррупции.
"Существует общее недоверие среди людей во власти. Наша работа должна быть более открытой", - сказал Миклушевский, 44-летний инженер, выходец из Екатеринбурга, первоначально попавший в Приморье в качестве ректора нового Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), созданном на острове Русский.
Экс-губернатор Сергей Дарькин, тем временем, получил работу в Москве в качестве заместителя министра России по региональному развитию. "Это плевок в лицо граждан", - сказал об этом доктор экономических наук, 65-летний профессор Александр Латкин.
"Перед нами по-прежнему стоит задача защитить наши дальневосточные территории от чрезмерного притока граждан сопредельных государств", - сказал премьер РФ Дмитрий Медведев на заседании кабинета министров в прошлом месяце после возвращения из поездки во Владивосток, где он открыл движение по мосту на остров Русский.
"Во Владивостоке сейчас меньше китайцев, чем было 10 лет", - рассказывает китаевед Виктор Ларин, добавив, что китайцы сейчас предпочитают дешевым рабочим местам в России работу у себя на родине, ведь темпы роста экономики КНР вдвое выше, чем в России. Их места заняли рабочие-мигранты из бывших советских республик Центральной Азии и из Северной Кореи.
Однако китайская угроза для Дальнего Востока России остается, в то время как регион борется с оттоком населения на Запад.
"Более 1,3 млрд населения Китая нуждается в природных ресурсах Сибири и Дальнего Востока России", - рассказывает Ларин, но отмечает, что для китайцев дешевле покупать российскую нефть, лес, минералы, чем бороться за эти территории. "Китайцы не нуждаются в переселении на эти земли", - считает китаевед.
Опасения, что Китай может занять восточную территорию России, это "коллективное бессознательное, миф", - заявил Ларин.
Первый постсоветский губернатор Владимир Кузнецов рассказывает: "России нечего бояться, открыв окно на Востоке. На этот раз, может быть, все будет успешно. Владивосток был основан как окно России в Азию. Потом была революция, гражданская война, советская власть. Когда я стал губернатором, моей главной задачей было открыть город, тогда это не сработало".
"Теперь у нас есть третий шанс - форум АТЭС-2012"
http://asiareport.ru/index.php/analitics/17970-dalnij-vostok-rf-okno-v-aziyu-ili-most-v-nikuda.htmlЧто же скажут по этому поводу Дальневосточники Восточного Полушария и жители "нашенского Владика"? Есть ли шансы?