...Ваша "антигуманитарный" пафос поддержать не могу по одному пункту. Надо делить науку по другому, на фундаментальную и прикладную (как в технических, так и гуманитарных областях). А дальше почти как у вас написано. Фундаментальная наука производит новое знание, т.е. это страшное слово science, поэтому может и должна финансироваться государством (сколько и кому тугриков - вопрос более тонкий). Прикладные деятели должны выживать сами, включая деньги спонсоров и госзаказ....
Слушайте, Vandal, и охота Вам банальности говорить?
Ну да, есть различие на фундаментальную и прикладную части. Какой из этого практический вывод можно извлечь? В реальности сейчас фундаментальным знанием большей частью называют всякие бесполезные занятия, приносящие вред окружающей среде. А потому требуют на них деньги от государства, в надежде, что те считать не умеют и поддаются на всякие красивые речи. Да, не умеют и да, поддавались. Реальные же фундаментальные исследования процветают и в институтах РАН, которые делом заняты и сами себе денег зарабатывают, и в какой-нибудь Бэлл лабс, которая вообще частная. И там не осбенно отличают фундаментальные от прикладных - все это в рамках одного цикла исследований, как правило. А которые не умеют ни рожна, те всенепременно говорят про загадки природы и устройство мироздания.
Фактически это вот чего получается. В системе РАН почти полтысячи институтов. В 60% из них научный выход 1 (одна) статья в год, эти данные широко приводились. Никаких сомнений нет, что все эти сотни тысяч людей умеют говорить красивые слова про фундаментальное знание, про "Фарадей все окупил" и прочее. Но всякий здравомыслящий человек должен отдавать себе отчет - это обыкновенные мошенники. В этих 60% НИИ сидит кучка людей, сдающих свои девятиэтажки под офисы и пилящих гранты РФФИ и кредиты Бортника. Все они в этом участвуют, или только начальники их или еще как-то - разницы нет: мертвые хватают живых.
Остаются еще примерно полмиллиона человек. Из них большая часть это обычные начетчики-преподаватели, которые в жизни своей ничего нового не придумают. От них и не требуется, знай учи как положено, двоечников гони из аудиторий поганой метлой. Ни степени, ни звания, ни горящие глаза учеников здесь ничего не скажут. Сидит человек за кафедрой и год за годом нудит одну и ту же жвачку. Это важный человек, не поймите меня превратно. Просто он не ученый и платить ему надо соразмерно не требованиям его и аппетитам его семьи, а состоянию на рынке труда. Как школьному учителю, с доплатой за большее количество просиженных штанов. Еще какая-то часть пробирки моет, препараты стругает, каталожные карточки расписывает. Тоже важны, тоже при деле. И оценить их труд тоже можно, всякий непредвзятый человек это сумеет сделать.
И, наконец, тысяч 50 способны заниматься производством нового знания. Фундаментального, прикладного, естественного, противоестественного - неважно. Важно, что частная компания результат исследований не купит, без надобности ей. Или купит сильно потом, когда исследователь может и коньки отбросить. Здесь большая и богатая страна, а Россия большая и богатая, должна просверлить на ремне лишнюю дырочку и платить этим людям действительно большое жалованье.
И не потому, что они умные, веселые и всякие слова говорят, трудно ли, прочитав полторы книжки. А потому, что результаты их деятельности просчитываемо повлияют на дивизии преподавателей ВУЗов. А те, в свою очередь, на армии школьных учителей и врачей, на командиров боевых расчетов и пилотов гражданских лайнеров. И здесь могут быть важны и астрофизика дальних галактик, и фонетика пра-койсанского диалектного состояния, и описание дуньхуанских коллекций, и расчет параметров краткоживущих элементов, и черт рогатый. Черт в кетских солярных мифах, конечно, не простой черт.
И право вхождения в эти условные 50 000 элиты надо доказать. Доказать! Статьями, монографиями, признанием в стране и в мире. Тем, что доказывается. А не требовать оплаты исходя из лишь размеров желудка.