* ОК, тогда при чем тут Ходжаган и их эмиграция в Коканд?
Давайте с начала, а то все, как всегда - кто-то не с начала начал и все не так понял.
Исходный вопрос - почему в 1750-х провалилась опора джунгар на каратаглыков и куда делись каратаглыки в первые годы после завоевания Синьцзяна?
В ответ Культегин пишет, что Сарымсак-ходжа был главой ушедших в Коканд каратаглыков. Это неверно по генеалогическим и династическим причинам - не мог сын актаглыка Ходжи Джахана быть главой каратаглыков. Согласны?
Теперь о Вашем утверждении, что братья-ходжи ушли в Коканд. Увы, нет - туда они не ушли. Они пошли в Бадахшан и были убиты бадахшанским Султан-шахом Аждахаром после неудачного для братьев сражения при Аргу. Трупы обоих ходжей были предоставлены Султан-шахом для опознания маньчжурским эмиссарам, но тело Бурхан ад-Дина было в ту же ночь похищено мусульманами, поэтому в Китай привезли голову только Ходжи Джахана. Так что в Коканд им уйти не удалось.
Теперь, как и обещал, цитата из Непомнина:
О.Е. Непомнин "История Китая. Эпоха Цин", М, "Восточная литература", 2005, с. 140-141.
"Следя традиционному курсу китайских императоров "править варварами руками других варваров" (ии чжии), маньчжуры всячески разжигали национальную рознь, умело подогревая и используя противоречия между различными религиями. В северо-западных районах империи цинские власти насаждали вражду между китайцами и дунганами, между монголами и ханьцами, между дунганами и монголами. Особенно успешно власти натравливали ханьцев-конфуцианцев на дунган-мусульман, монголов-ламаистов на приверженцев ислама. Тем самым императоры сохраняли контроль над ними и укрепляли свою власть. В равной мере внутри каждой неханьской народности и каждого неконфуцианского вероисповедания маньчжуры старались поддерживать политическую или религиозную рознь Настороженное, полувраждебное отношение маньчжуров к исламу и мусульманам еще более усилилось после религиозных распрей и столкновений в среде дунган (саларов) в начале 60-х годов XVIII в. В противовес "старому учению" (цзюцзяо) тогда стало набирать силу "новое учение" (синьцзяо). Первое, отстаивавшее чтение Корана про себя, молча, возглавлялось как местными старшинами, управлявшими мусульманским населением, так и крупными землевладельцами, связанными с цинскими властями. Второе, призывавшее к чтению Корана вслух, направлялось богатыми купцами и скотовладельцами. "Старое учение" именовало себя "Черная гора", а его последователи носили черные шапки. Новая секта называлась "Белая гора", и ее адепты надевали шапки белого цвета. Проповедь "нового учения" начал в 1761-1762 гг. один из крупных вероучителей, Ма Минсинь, встретивший отпор со стороны сторонников "старого учения". С тех пор борьба этих двух сект постепенно нарастала. Маньчжуры встали на сторону "старого учения" и рассматривали его последователей как "добропорядочных верноподданных", а сторонников Ма Минсиня считали "смутьянами", хотя до 80-х годов XVIII в. не предпринимали против них насильственных мер.
В 1781 г. цинские власти вмешались в борьбу между двумя сектами, переросшую в кровавые столкновения. Прибывшие в район Сюньхуа в Цинхае войска стали силой оружия усмирять сторонников "нового учения". Тогда, избрав своим предводителем Сусышисаня, они подняли восстание против маньчжурского господства. Посланный против них карательный отряд потерпел поражение. Восстание перекинулось в Ганьсу, где повстанцы во главе с Ма Минсинем овладели г. Хэчжоу и атаковали Ланьчжоу - главный город провинции. На их подавление были брошены крупные воинские силы из китайцев, монголов и тибетцев под командованием Агуя. У стен Ланьчжоу восставшие были разбиты и подверглись массовой резне. Остатки мусульманских отрядов отступили и укрылись в монастыре на лесистой горе Хуалинь - к западу от города. Тогда цинские солдаты по приказу Агуя подожгли лес, и все повстанцы погибли в огне. Вслед за этим каратели, казнив Ма Минсиня, усилили гонения на его сторонников. Их рассматривали как "мусульманских разбойников" (хуэйфэй), стоявших вне закона.
После казни Ма Минсиня его преемником стал ахун Тянь У. Он возродил в том же, 1781 г. секту синьцзяо и начал подготовку к новому восстанию в Ганьсу. Скрытно накапливались силы, заготовлялось оружие, в Шифэньбао (восточнее Ланьчжоу) был создан укрепленный лагерь для укрытия семей будущих повстанцев. Однако власти узнали об этой подготовке, и Тянь У был вынужден раньше времени поднять знамя "священной войны". Его последователи завладели г. Гуюань, но в бою у г. Фуцяня были разбиты, а сам Тянь У пал на поле брани. Желая запугать мусульман, каратели убили более тысячи женщин и детей. Однако это привело лишь к новому восстанию во главе с Ма Сыгуем и Чжан Вэньцином. Оно было поддержано дунганами многих районов, и повстанцы наголову разбили посланные против них цинские войска. В 1784 г. Хунли направил в Ганьсу крупную армию с артиллерией во главе с Фукананем. Поредевшие силы дунган после ряда неудач и тяжелых боев отступили в свой лагерь в Шифэньбао. Цинские солдаты разрушили водопровод в горах и обрекли более 5 тыс. осажденных повстанцев и членов их семей на мучительную жажду, а затем, ворвавшись в лагерь, вырезали более тысячи человек. Чжан Вэньцина и его помощников доставили на допрос к Хунли в Жэхэ, где вождь повстанцев был четвертован. Вооруженная борьба мусульман Северо-Западного Китая 80-х годов XVIII в. явилась одним из показателей кризисной ситуации, складывавшейся внутри внешне еще величественной империи".
Соответственно, вопрос - поскольку после поражения войск Данияла-ходжи (каратаглыка) от актаглыков и уничтожения братьев-ходжей (актаглыков) Султан-шахом Аждахаром следы каратаглыков на время теряются (с актаглыками все ясно - малолетнего Сарымсака доставили в Коканд, где он благополучо вырос, завел семью и продолжил род), не была ли борьба Ма Минсиня и его последователей отражением распространения учения каратаглыков на сопредельные с Кашгарией территории? Вся информация, доступная мне по данному поводу - в вышеизложенной цитате. Какие будут сображения?