О государстве Канха на Алтае - одном из первых государств кыргызов (история), - Т.Акеров
03:48 30.01.2014
Государство "Канха" впервые упоминалось в исторических источниках, относящихся к VIII-VII вв. до н. э. В священной книге древних иранцев "Авесте" Канха воспринимали как княжество туранских племенных вождей. Оно было известно как северное владение. В индийском "Махабхарате" народ канки упоминался вместе с тохарами и саками, что указывает на их соседство.
В "Ши-Цзи" ("Исторические записки") говорилось о соседстве государства Кангюй (Канцзюй) с тохарами. Кангюй локализовался от Давани в 2000 ли на северо-запад. Источник отмечает: "Это кочевое владение в обыкновениях совершенно сходствует с юэчжийцами; имеет до 9000 войска. Кангюй соседствует на юге с Даванью и по малосилию своему признает на юге власть юэчжийцев (тохар - Т. А.), на востоке хуннов". Кангюйский государь носил титул чао-ву, что соответствует тюркскому ябгу.
Все данные источников дают основание локализовать Кангюй на севере от древнего государства Ферганы Давань, на западе от усуней (Семиречье), на северо-востоке от саков, обитавших в центральной части Средней Азии. В подчинении этого государства были Юйни (на Сыр-Дарье), Фумо (Заравшан), Сусе (Кашка-су), Юегань (низовья Аму-Дарьи) и др.
В китайском источнике Кангюй находился в соседстве с владениями, которые находились на севере сюнну: Хуньюй, Кюеше, Динлин, Гэгунь (Кыргыз), Синьли. В нем о его соседях данного владения говорится: "Владение Цзянькунь (Кыргыз) расположено северо-западе Канцзюй. Отборного войска 30 тысяч человек… Владение Динлин находиться севернее Канцзюй. Отборного войска 60 тысяч человек… Эти выше [названные] три государства, с Цзянькунь в центре, удалены от ставки сюннуского шаньюя на реке Аньсишуй на 7 тысяч ли, на юге отстоят от Чеши и [других] шести владений в 5 тысяч ли, на юго-западе отстоят от границ Канцзюй на 3 тысячи ли, на западе отстоят от ставки канцзюйского вана в 8 тысяч ли. Некоторые считают, что эти динлины и являются теми динлинами, что [находятся] к северу от сюнну, а северные динлины, [находящиеся] западнее Усунь, по-видимому, другое поколение их.
Следовательно, северные племена кангюй (канцзюй), гяньгуни (кыргызы) и динлины (теле) являлись соседними владениями. Однако, есть и другие сообщения, где гяньгуни назывались соседями восточно-туркестанских гаоче. Согласно сведений китайских хроник одна из ветвей Великого шелкового пути, берущая свое начало от Китайской стены, проходила по владению древних кыргызов и гаоче, которое отождествлялось с канглы. В "Юаньши" сказано: "Канглы (канли) это есть то, что в эпоху Хань (206- до н. э. -220 г. н. э.) называлось Гаочэ-го-страна высоких повозок…". По мнению ученых в исторических источниках (в "Юаньши" и Абулгази Хивинского) указывалась о существовании определенной преемственности между канглы и более древним населением Сырдарьи канцзюйцами. Южная граница государства Канцзюй доходила до Таласа.
Кангюйцы (канцзюйцы) были в тесном этнополитическом и этногенетическом родстве со своими соседями динлинами (Саяно-Алтайский край), гяньгунями (Западная Монголия и Восточный Тянь-Шань), усунями, саками, отдельные из которых могли быть отколовшейся ветвью этого благородного племени. Как нам кажется, древние кангюйские племена путешествовали на огромной территории: в Западной Монголии (эчжи-юэчжи), на Алтае и Тянь-Шане (массагеты), на Сырдарье, Приаралья (канзюйцы) и Северном Кавказе (канглы). В Центральной Азии канзюйцы жили в соседстве со скифами-саками.
Память о государстве Кангюй (Кангай) сохранена в эпосе "Манас". Согласно эпосу данное княжество располагалось на Алтае, рядом с владением кыргызов. По эпосу кыргызы имели очень тесные союзнические отношения с племенами кангы (канглы), найманами и другими. По М. Тынышбаеву, в составе алты ата кара канглы наряду с тогузбай, онбай, каспан, бадрак, кызыл-канлы имелся род карманас. Названия вышеприведенных первых двух родов канглы можно легко связать с конфедерацией тогуз огузов и он огузов, которые сыграли важную роль в истории Центральной Азии в VIII-IXвв.
В исторических источниках кангары упоминались в разных названиях. Например, канха, кангюй, канг, кангар, кенгерес, канглы, канды и т.д. С помощью этнографических материалов выявлены были также различные формы этнонима канглы -кангалас (якутск.), хэнгелдир (эхирит-булагатск. Западная Монголия), кангильде (башкирск.), канды, "кангелди" (кыргызск.) и другие.
В науке этноним канглы связывали с "канг", что значит "камень", ассоциируя его с Алтаем. В то же время определенный интерес вызывали у нас термины "кыркыр" и "кашка" ("хасха"). В научной литературе первого связали с ландшафтом местности с гористым районом. В словаре тюркских наречий В.В. Радлова отмечается гористая степь между Балхашом и Иртышом называлась у казахов Кыркыр. По Б.И.Татаринцеву хакасские этнонимы "хаас", "хасха" являлись родственным этнониму "канг". Отметим, что страну енисейских кыргызов на среднем течении реки Енисей называли Кангоорай, а народ хоорай кыргызами. В составе современных хакасов встречались роды "кангит", "камасин". Камасинцы в прошлом себя называли кангаласами (канглы). В них можно видеть осколки средневекового кимакского племени кумоси.
Информация В. В. Радлова о термине "кыркыр" как бы потверждалось сведениями из генеалогического предания записанных С. Ахсикенди. Согласно легенде предки кыргызов получили свое название от чилгызов (сорок гузов) или кырк гызов (сорок гузов), которые в местности расположенной между двух гор (возможно, имелось ввиду страна "кыркыр") вышли из окружения войск Султана Санжара. Т. е. в древние времена для обозначения горцев-кыргызов использовался термин "кыркыр", который также имел формы "чилгыз" или "кырк гыз", "хирхир" или "хирхиз" на арабском, персидском языках, и "гяньгунь", "цигу", "килигисы", "хягяс" на китайском языке. В данном случае, можно обнаружить близость "чилгыз" с "цигу" и "килигисы".
Анонимный автор сочинения "Худуд ал Аалам" при описании кимакских областей и городов упомянул область Каркарахан (Кыркырхан). Он писал: "Каркар(а)хан еще одна область, принадлежащая кимакам, и жители ее напоминают по своим обычаям кыргызов". При этом неизвестный автор не указывал месторасположение данной области.
Однако, существование страны Каркыра в Х веке подтверждали сведения в версии эпоса "Манас", приведенного в сочинении С. Ахсикенди "Маджму ат-таварих". В версии эпоса "Манас", приведенной в книге "Маджму ат-Таварих" С.Ахсикенди кыргызское владение называли именем аристократического рода каркыра ("кыркыр"). Земли страны Каркыра охватывали Тяньшано-Алтайский регион. В эпосе "Манас" С.Ахсикенди область Каркыра охватывала Или-Таласскую долины и районы горы Кара Тоо, где кыргызы имели соседство с канглы, огузами и бахринами, что позволяло отождествить ее с Западнотюркским каганатом. Центр владения Кара Кыштак располагался рядом с Куланом (ныне Луговое, в долине р. Талас). Кыргызами правил аристократический клан каркыра.
Представителями этой династии были Каркырабек и его внук Манас из рода жети кашка. Хана Манаса сопровождали 40 джигитов Каркыры. Народ Манас принадлежал роду жети кашка, народу каркыралинских кыпчаков. Имя аристократического рода распространялось на название и страны, и народа.Основные военные действия проходили в долине реки Талас, где находилась ставка Манаса Кара Кыштак. Союзниками Манаса были кыпчаки из страны Кулан. Последние являлись потомками семи сыновей Ак Тимур Кыпчака, которые тоже возглавлялись родом жети кашка. Так как, в предании происхождение этого улуса связывалось семью сыновьями Ак Тимур Кыпчака, выезжавших на семи (жети) серых лошадях с белыми пятнами ("белое пятно" - "кашка") на лбу.
В то же время, следует отметить, что каркыра (журавль) также был тотемическим пернатым у кыпчаков. По одной из версий родословных преданий отмечалось, что алтайских кыпчаков предок народа родился из зернышка кедрового ореха, принесенного журавлем (кыргызско-башкирские этнонимы каркыра и турна) в свое гнездо.
"Кашка" был известен как титул князей енисейских кыргызов. Известно, что к востоку от них находилась область "Хэсыхэ" (т. е. кашка), где жили кыргызы. В средние века "кашка" был титулом главарей кыргызо-ойратского союза племен. Один из предводителей (кыргызов) этого союза был известен под именем Угэчи Кашага ("кашка"). Отметим, что у современных хакасов существует род под названием хасха, который состоит из следующих родоплеменных групп: хара хаас, кок хаас, хыр хаас, хасха, ах хасха, ус хасха, хара хасха, хырхыз.
На кыргызском языке слово "кашка" значит "чистый", светлояркий (сары кашка-рыжеяркий ребенок, шыпты кашка - шустрый светлый/ рыжый ребенок).
"Кашка" также употреблялся для обозначения чистой горной реки (Кашка суу, Кашка Дарья и др.), а также самой высокой горной вершины, постоянно покрытой белым снегом (Кашка Тор - г. Кара Балта, Кыргызстан; Кушка - одна из высоких вершин в Туркменистане и мире). "Кашка" означало самых отважных воинов-богатырей, метких охотников-воинов и т. д. Имелся целый сан титулов, например, кашка, сай кашка, кой кашка и т. д., которые присуждались отличившимся в бою воинам.
Слово "кашка" имеет синонимы "таза" (чистый), ак (белый, чистый, истинный). Белое у кочевников всегда ассоциировалось с благородством (ак куу, лебедь) и небом-Тениром. Носители этого титула ездили на белых лошадях, имевших на лбу особый знак тенира - кашка (белое пятно).
Весьма важно отметить, что термины "кыркыр" (или "каркар") и "кашка", рассматриваемые в связи с Алтаем и тюркскими кочевниками в древности также были присуще и для Кавказского региона. Известно, что название крепости Каркар (VIв.) на армянском языке имело значение "камень на камне". Кабардинцы балкарцев и осетин, живущих в гористых районах Северного Кавказа, называли "къущхьэ" ("кашка"). Данный этноним образован из двух слов "къурш"-"горная цепь", "гора" и "щхьэ" -"вершина", что значит "горцы", "жители высокогорья". На кыргызском языке горную вершину называют "чоку", а скалистую (каменистую) вершину "зооку", зоока или "зоо" ("каменистая скала"), скалу -кыя. Соответственно они являлись синонимами монгольскому слову "борук" ("скала"), тюрко-монгольским "борулуу" ("таежные горы"), "боор" ("холмистые горы"), боом ("ущелье-кыпчыгай").
В древних китайских источниках кыпчаков обозначали этнонимом "цзюеше", "кюеше", "се" (сеяньто", предки кыпчаков), а страну саков топонимом "со". Согласно древнетюркских легенд, предки тюрков вышли из области Со.
В таком случае, этнонимы "кыргыз"/"каркар" (Каркыра страны кыргызов и народ Каркырабека), "кыпчак" ("каркыралинские кыпчаки") и "жети кашка", упоминаемые в "Манасе" С. Ахсикенди являлись словами синонимами.
Следовательно, термины "канг", "канха", "кангар", "кыркыр", "канглы", "кашка", "кыпчак", "со" ("сак"), "бурут" (возможно и "каи" -от "кыя"), ташили (одно из племен уч карлуков) вполне могли быть связаны с географией местности. И все они были связаны с Алтаем и канглийцами. Стало быть, в названиях древней области "болуй", "болу" (где жили кангюйцы) в Фергане, бурутах (кыргызы) и ташили средневековых источников можно видеть канглы.
Видимо, в древности этноним "канха" неслучайно широко применялся для обозначения страны туранских вождей, предков кангюйцев-канглы. Как мы выше отмечали, предки канглийцев, прежде всего, являлись горцами, а посему обитали в горных районах Северного Кавказа (канглы), Тянь-Шаня (массагеты), Алтая и Западной Монголии (эчжи-юэчжи), где рядом находились огромные степные просторы, которые были пригодны как для развития скотоводства, так и для земледелия. Отсюда можно сделать вывод, что "канг" или "канха" действительно в понимании древних кочевников ассоциировался с Алтаем, который воспринимался как обитель Тенира.
В связи с вышеизложенным можно предполагать о том, что в более древние времена царства Гиперборея (журавль) и Кангюй представляли одно владение. Древние алтайцы в соответствии с географическим термином "кыркыр" могли называть свое владение страной Каркыра. В связи с этим в данном владении господствующее положение имел аристократический род с тотемическим названием Царь-журавль (каркыра), которому подчинялись гипербореи, кангюйцы, сакарауки, табиаки (табыны), табаиты, аскатаны и другие. По всей вероятности, род царь-журавль был элитарным родом у древних кангюйцев, живших на Саяно-Алтае и Тянь-Шане.Центром Кангюйского государства являлся город Кангу-Тарбан в Таласе.
Немаловажно отметить, что в древние времена на севере от Китая в соседстве с кыргызами, обитавшими в неприступных горах отмечались канглы (синьли), саки, усуни, а средние века канглы, кыпчаки и азы. Следовательно, после того как саки (сакарауки) были разбиты усунями во II веке до н.э., народ (царя журавля) был разделен на две группы: западную (Тянь-Шань) и восточную (Саяно-Алтайский край и Западная Монголия). В IV-VI века основные силы народа каркыра (царя журавля) консолидировались на среднем течении Енисея, где создали свое владение.
В таком случае, можно предполагать, что древние кыргызы могли быть одной из восточных групп владения Кангюй. По данным исторических источников кыргызы имели древние связи с Кангюем. В середине I века до н. э. Чжичжи шаньюй по приглашению правителя Кангюя переселил хунну и кыргызов в Таласскую долину, где была учреждена его резиденция. В эпосе "Манас" родственное кыргызам племя кангы (канглы) играло намеловажную роль в историю кыргызского народа возглавляемого ханом Манасом. По содержанию эпоса "Манас" кыргызский хан Манас переселил кыргызов с Алтая на земли своих пращур на Тянь-Шане. Здесь батыр обосновал свою ставку в долине реки Талас. Вполне возможно, ставка Манаса соответствовал Кангу Тарбану в Таласе, где канглы имели соседство с отуз огланами и азами в VIII-Xвв.
Следовательно, древние алтайцы -гипербореи и канглы как жители Алтая в соответствии с "канг" ("камень") могли называться "канха", "кыркыр", "бурут", "ташили" и т.д. Соответственно (термин "кыркыр") аристократический род последних носил имя журавль-каркыра, которое имело созвучие к этнонимам "кангар" или "кыркыр". Отсюда, можно полагать, что имя господствующего рода каркыра (царь журавль) могло выступать в качестве названия древних алтайцев кангаров (канглы), саков (сакарауков), табиаков (табынов), табаитов, аскатанов, цзюеше (кыпчаков), усуней (азов), и других.
Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что Канха могло быть одним из первых государств кыргызов. На это первую очередь указывало то, что в исторических источниках канглы и кыргызы всегда описывались как горцы. Согласно данным источников канглы, постоянно упоминались в соседстве с кыргызами и сыграли важную роль (улус Салучи-Булгачи или ичкилик) в консолидации кыргызского народа на Тянь-Шане в XIII-XVI вв. В объединение ичкилик кыргызов входили в основном племена, чьи происхождения связывалось с Алтаем. Например, канды, доолос, тейит, жоо кесек, кесек, бостон, кыпчак, найман, онгут (нойгут) и другие.
Использованная литература:
Абул Газы. Турк санжырасы // Кыргыздар. - Бишкек, 1991.
Акеров Т. А. Каркырахан Великий Кыргызскицй каганат. –Б. 2012.
Акеров, Т.А. Об этнонимах "хягяс", "хасха" и "кыргыз". Вестник МУК. – Бишкек,2009. – № 1
Аристов Н. А. Усуни и кыргызы или кара кыргызы. - Бишкек, 2001.
Аристов Н. А. Труды по истории и этническому составу тюркских племен. - Бишкек. 2003.
Бартольд В. Избранные труды по истории кыргызов и Кыргызстана. - Бишкек, 1996.
Бичурин, И. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. -А-А., 1998.- Т. I.
Бичурин И.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена.-М.; Л., 1953. Т. 3.
Боровкова Л. А. Запад Центральной Азии во II в. до н. э. - М., 1989.
Геродот. История. - Л., 1972.
Грумм-Грижимайло Г. Е. Западная Монголия и Уранхайский край. - Л., 1926. - Т. 2.
Гумилев Л. Н. Хунну. - С.-П., 1993.
Джунушалиев Дж. Древнекитайские источники о государственности кыргызов // Источниковедение Кыргызстана. - Бишкек, 2004.
Джунушалиев Дж. Хагяс подле Белых Гор. - газета "Слово Кыргызстана". 28 марта 2003 г.
Кадырбаев А. Ш. Тюрки и Иранцы в Китае и Центральной Азии XIII-XIV вв. –А-А. 1990.
Материалы по истории кыргызов и Кыргызстана (далее: МИКК). - Бишкек. 2003. - ч. 1.
МИКК. - Бишкек, 2003. ч. 2.
Молдо Мамасабыр Досболов, Тарыхтар жыйнагы (Маджму аттут-Таварих) - Б., 1996.
Супруненко Г. П. Некоторые источники по древней истории кыргызов// История и культура Китая. - М., 1974.
Тынышпаев М. Материалы к истории киргиз-казакского народа. Ташкент, 1925.
Акеров Табылды
к. и. н., доцент кафедры социально-гуманитарных наук МУК
Статья опубликована в журнале "Вопросы истории Кыргызстана" № 3-4. 2013. –С. 40-45.
Источник - ЦентрАзия