КАК ВАМ?
Выступление Посла Российской Федерации
В МОНГОЛИИ В.В.Самойленко
на второй международной конференции инвесторов
в угольную отрасль «Coal Mongolia – 2012»
9 февраля 2012 года
Уважаемые дамы и господа!
Горнодобывающая отрасль – это самый динамично развивающийся сектор экономики Монголии. Особое место занимает добыча и переработка угля. Оно и понятно, т.к. Монголия обладает залежами угля мирового уровня, но, в отличие от других богатых углем стран, только приступает к их освоению. В этой области работают как монгольские компании, так и компании с разной долей участия зарубежных инвесторов. Значительное число проектов еще только готовится к реализации. Мы видим многообещающие перспективы развития горнодобывающей отрасли Монголии, особенно угольной. Очевидно, что Монголия очень скоро может стать одним из крупнейших игроков на мировом рынке угля, прежде всего коксующегося.
Взаимоотношения России и Монголии носят давний и стабильный характер, базируются на прочной деловой основе. Многие десятилетия Монголия является традиционным партнером России, отношения с которым строятся на принципах стратегического партнерства. Экономическая составляющая приобретает в этих отношениях все более важное значение как в контексте укрепления двусторонних российско-монгольских связей, так
и с точки зрения интеграционных трендов в Северо-Восточной Азии, все более активного участия России в экономических процессах в Азиатско-тихоокеанском регионе.
Россия готова к расширению сотрудничества с монгольскими и иностранными компаниями в области освоения природных ресурсов Монголии. В том числе российские компании заинтересованы поставлять в Монголию свою надежную технику, горное оборудование, металлические конструкции любой сложности, участвовать в обустройстве месторождений, модернизации энергетического сектора Монголии, строительстве промышленных объектов. Российские компании готовы вести здесь геологическую разведку, причем на самом современном техническом уровне, используя при этом и те обширные геологические данные, которые были получены еще в советский период. Они также готовы осуществлять подготовку докладов по анализу геологии и геофизике месторождений, оценке их запасов, в т.ч. в формате JORC.
Россия сама обладает огромными запасами полезных ископаемых, в том числе угля. Накопленный опыт освоения месторождений полезных ископаемых, применение самых современных технологий разведки, добычи, обогащения и переработки сырья позволяет заявить, что Россия может активно способствовать развитию угольной отрасли Монголии. Российская сторона, как Правительство, так и деловые круги, твердо настроена формировать наши двусторонние отношения с Монголией на основе взаимной выгоды, равноправия, учета интересов друг друга.
Высоко оценивая потенциал угольной отрасли Монголии и заявляя о готовности России сотрудничать в его полномасштабном освоении, хочу подчеркнуть, что этот потенциал может быть полноценно реализован только при условии адекватного решения проблемы транспортировки угля. Вывезти десятки млн. тонн угля в год на экспорт, доставить его на глобальные рынки, т.е. всем заинтересованным покупателям, можно только по железной дороге. Иными словами, без решения проблемы гарантированной и эффективной доставки угля на мировые рынки значение угольных месторождений Монголии будет иметь лишь ограниченный характер. Колоссальный экспортный потенциал страны будет использован только частично, далеко не в полную меру. Капитализация месторождений угля будет в разы ниже максимальных возможностей. Монголия недополучит миллиарды долларов от экспорта своего угля.
Россия, в частности ОАО «Российские железные дороги», очень детально и глубоко проработала все аспекты решения проблемы вывоза монгольского угля и других полезных ископаемых по железной дороге. Помимо собственных специалистов ОАО «РЖД» привлекло к этой работе признанных международных экспертов – «Бостон консалтинг» и «Эрнст энд Янг». На профессиональном уровне проработаны все экономические, финансовые, макроэкономические и технические аспекты развития железнодорожной системы Монголии. Осуществление этих проработок на практике дает гарантию того, что монгольский уголь будет доставляться в больших объемах на мировые рынки. А это означает, что ресурсный потенциал Монголии будет реализован полностью, что он будет иметь не локальное, а глобальное значение. Только так, на наш взгляд, Монголия сможет превратиться в серьезного игрока на мировых рынках угля.
Российской стороной отработаны варианты решения одной из наиболее сложных проблем Монголии – отсутствие выхода к морю. Предложенная ОАО «РЖД» программа гарантирует доставку угля из Монголии до портов Дальнего Востока с возможностью дальнейшей поставки его в любую точку мира. Хочу подчеркнуть, что к сегодняшнему дню Россия проработала уже и второй этап реализации проекта железных дорог в Монголии. А именно, ОАО «РЖД» провело переговоры со всеми заинтересованными сторонами, отработало оптимальные варианты и схемы, реализация которых обеспечит максимально эффективную с точки зрения экономики и логистики доставку монгольского угля мировым потребителям, будь то на Дальнем Востоке, в Индии или в Европе.
Уголь – это национальное богатство Монголии. Но это невозобновляемый ресурс, поэтому использовать его надо в высшей степени эффективно и рационально, чтобы народ Монголии получил от добычи и экспорта угля максимально возможную выгоду. Хорошо известно, что сейчас монгольский уголь продается значительно ниже мировых цен. Обеспечить углю наивысшую цену можно только предложив его мировому рынку.
Для наглядности немного цифр. Расстояние от российской железнодорожной станции Наушки на границе с Монголией до российских портов Дальнего Востока составляет 3,9 тыс. км. Стоимость доставки по железной дороге 1 тонны монгольского угля на этом участке сейчас обходится 31,9 долл. США. Такая цена достигается за счет 50% скидки с действующего железнодорожного тарифа, которую предоставило Правительство России для монгольского угля. Это было сделано для того, чтобы создать максимально благоприятные условия для сотрудничества между Россией и Монголией в интересах наших двух стран. Для сравнения скажу, что стоимость доставки 1 тонны угля на отрезке Чойр–Наушки составляет 15,54 долл.США.
ОАО «РЖД» активно занимается проработкой проекта вывоза монгольского угля уже более трех лет и продвинулось в этом деле очень далеко вперед. Проект проработан в мельчайших деталях, потому что он носит стратегический характер, причем не только для России и Монголии, но и для стран – потребителей угля.
Что уже сделано по линии ОАО «РЖД»?
- Создана специально для организации и проведения всех необходимых работ проектная компания КОО «Развитие инфраструктуры».
- Правительство Монголии было проинформировано о том, что ОАО «РЖД» готово на первом этапе вложить 1,5 млрд. долл. США в строительство новой железной дороги Таван-Толгой–Сайншанд–Чойбалсан.
- Была детально проработана трассировка этого железнодорожного маршрута.
- Проведено глобальное исследование по потенциальным рынкам сбыта монгольского угля.
- Просчитан и предложен монгольской стороне чрезвычайно льготный тариф на транзит экспортного угля по железным дорогам России.
Монголия, со своей стороны, сделала очень важные шаги. Великий Государственный Хурал в июне 2010 г. утвердил Государственную политику в области строительства железнодорожной инфраструктуры. Она, в частности, предусматривает строительство на первом этапе новой железной дороги Таван-Толгой–Сайншанд–Чойбалсан и глубокую модернизацию Улан-Баторской железной дороги.
Пользуюсь возможностью, чтобы проинформировать присутствующих о том, что российская сторона уже не раз, в т.ч. в июле 2010 года, т.е. сразу после принятия Государственной политики, официально заявляла, что готова приступить к этим важнейшим созидательным работам.
Какова ситуация сейчас?
К сожалению, уже полтора года мы ждем от монгольской стороны положительного ответа на наше предложение начать указанные выше работы. Хочу подтвердить, что как только согласие на проведение работ будет получено ОАО «РЖД» через КОО «Развитие инфраструктуры» будет готово приступить и к строительству новых железных дорог в Монголии,
и к модернизации УБЖД.
В завершение хочу сказать, что Россия открыта для сотрудничества со всеми, в т.ч. с представленными на нашем Форуме компаниями, на принципах рыночной экономики, открытости, равноправия, учета интересов друг друга, обеспечения взаимной выгоды.
Спасибо за внимание.