Кстати, о нефти: ежли кто не в курсе - Газпром выкупил у Абрамовича Сибнефть за 13 миллиардов. Так что теперь государство контролирует больше 30% добываемой в стране нефти. Есть у меня сильное подозрение, что эффективность и прозрачность нефтяного бизнеса под управлением государства будет довольно низкая.
Но ведь есть же страны, в которых туризм составляет весьма значительную долю доходов...
Вот в том-то и дело, что "долю". В Непале - эта доля заметна, потому что деньгам больше неоткуда взяться. У нас ресурсов (в любом выражении - пусть даже и в федерально-трансфертном) гораздо больше, чем мы умеем грамотно потратить. Потому президент (!!!) и говорит, что не даст, ибо "разворуют".
Та же Испания например, или Кипр...
Вот, кстати, пример стран, которые оптом и в розницу торгуют землёй под коттеджи на всём побережье. Самые популярные (и недорогие) - для норвежских пенсионеров, восточноевропейских бандитов и желающих получить недорогой европейский вид на жительство. Спору нет, 50 миллионов туристов в год в Испании - и net tourist receipts averaged about 10 percent of GDP in 2003 ( 14.7 billion US$), an amount that is enough to cover the country's merchandise trade deficit. On a net basis, Spain's tourist revenues were the highest in the world. (Обратите внимание - примерно 300 долларов с головы - порядок расходов сравним с Питерским) Но для сравнения - за один 2002 год только из Великобритании на покупку примерно 40 тысяч properties в Испании было потрачено без малого 10 миллиардов.
Причём речь идёт даже не от гипотетических "доходах от туризма" - ва всего лишь о "сумме чеков, предъявленных к оплате"
Так что вполне можно подсчитать пропускную способность маршрутов по Алтаю и даже процент населения, который теоретически можно занять в туризме. Важнее то, что если когда-нибудь этот процент и появится - то к тому моменту Алтай точно перестанет на 40 (или больше?) процентов формировать свой бюджет из федеральных трансфертов. Ибо местное население будет способно генерить гораздо больше налоговых платежей.
А насчет стоимости - стоимость нескольких неслабых джипов на улицах крупного российского города уж точно превышает доходы от всей туристической отрасли Алтая за год...
Я Вам больше скажу. Сумма налога за мой немолодой Шевроле Спортван, который дешевле "пятёрки"-жигуля - вполне прожиточный минимум в республике Алтай.
В чём противоречие-то? В том, что только богатые могут позволить себе дом на Алтае и ездить на больших машинах? Так далеко это, инфраструктуры нет, и долго ещё не будет, особенно если ориентироваться только на туризм. Там никогда не будет больших турпотоков. Дороги, кстати, строятся не на туристические деньги - а, кстати, на налоги с прописанных в регионе автомобилей (их там мало - как и дорог, собственно) ну и на всё те же московские трансферты.
Что российский Алтай - что китайский Тибет. Безумно красивые, бедные, дотационные регионы с высокими ценами и никакой инфраструктурой, куда и туристов заманить - проблема. Ибо дорого.
Россия вообще традиционно ДОРОГАЯ страна. Вот перечитываю сейчас письма Достоевского. Весь девятнадцатый век все более-менее образованные люди предпочитали жить (а не только отдыхать и учиться) в Европе - ибо дешевле, чем в России. Холода, расстояния и вообще...