Здесь две разные проблемы и их не нужно накладывать.
Одно дело ссылать асоциальных типов - людей значительной энергии, но в силу сложившегося воспитания, образа жизни родителей и кризиса в период социализации вставших на празитирование в социальной жизни и не ставивших перед собой в общем-то целей изменения общества.
Другое дело сформулировать вызов для пассионариев - сами потянуться люди, значительной жизенной энергии, в силу сложившегося воспитания, орбраза жизни родителей и кризиса в период социализации вставших на путь недовольства социумом и ищущих решения стоящих перед ним проблем и поставивших перед собой цели изменения общества.
К сожалению найденных способов трансформации во взрослом состоянии из людей типа а) к типу б) мне не удавалось встретить, опыты СССР к сожалению показывают неприемлимое для практики количество рецидивов. Таковы случаи если и бывают, то обусловленны скорее тем, что люди категории б) совершили антисоциальные поступки и попали под пресс УК, но не сломались. И то за этим скрывается либо мощная внутренняя работа, из-за давления заложенных родителями ценностей и обычно встреченного на пути верного друга, либо хорошего специалиста. Меж тем обратное от б) к а) происходит в колониях. Обусловлено это в общем-то сутью общества - репрессивностью культуры. Усилить репрессивность легче, чем развить творческие возможности.
А вот в молодом возрасте, пока нет устойчивой социальной позиции, трасформация возможна - ей занимался Макаренко, например.
Таким образом использовать людей типа а) для освоения новых территорий - это решеине задачи на уничтожение местного населения. Использовать людей типа б) это решение задач трансформации местного и приезжего населения в новую сущность. В Австралии и Сянтьцзине решали задачу уничтожения, в Сибири и ДВ трансформации.
Меж тем если во главе бандитов стоят пассионарии, то возможны занчительные вариации - например открытие Америки Колумбом.