Движение на Восток18.06.14 | Организация науки: Реформа образования |
Σ Ясиновская Елизавета
Сегодня в полночь по Гринвичу был опубликован рейтинг QS University Rankings вузов стран БРИКС на 2014–2015 годы. В пятёрке лучших, в окружении ведущих китайских университетов, вновь на третьем месте оказался МГУ им. М.В. Ломоносова, а в первую сотню вошло сразу 20 отечественных вузов.
Первый рейтинг по странам БРИКС вышел всего полгода назад – в декабре 2013 года, и, по словам Зои Зайцевой, регионального директора QS по Восточной Европе и Центральной Азии, ни для кого не секрет, что появился он благодаря поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, заинтересованного в том, чтобы российские университеты сравнивались с себе подобными, а не с североамериканскими, где система образования построена по другому принципу. Тем не менее новый вид рейтинга QS уже завоевал доверие в пространстве БРИКС: в индийской прессе, к примеру, список лучших вузов уже полностью опубликован.
В этом году «прорывными» российскими университетами (то есть теми, которым удалось за полгода подняться в рейтинге хотя бы на несколько строчек) можно назвать СПбГУ (12-е место вместо 14-го) Новосибирский университет (18-е вместо 22-го), МИФИ (57-е вместо 65-го), Казанский ФУ (69-е вместо 79-го), а также НИТУ «МИСиС» и РЭУ им. Плеханова, впервые вошедшие в первую сотню.
Больше всего российские университеты отстают от наиболее успешных в рейтинге коллег по трём показателям: по индексу цитирования на одну статью, степени участия профессорско-преподавательского состава в качестве авторов научных работ и доле иностранных преподавателей в вузе. Во многом именно благодаря последнему из этих показателей значительный скачок в рейтинге совершил МИСиС: по результатам прошлого года он входил в группу университетов на 121–130 позициях, а теперь занял 98-е место. По словам ректора МИСиС Алевтины Черниковой, в этом году в университете, возглавляемом ею, ожидается сразу 50 сотрудников из 20 стран мира. Кроме того, в МИСиС создаётся англоязычная среда: «За последние неколько лет у нас с Кембриджским университетом была разработана авторская программа по изучению английского языка, и все студенты проходят обязательную сертификацию», – сообщила Черникова.
В качестве экспертов рейтинга QS по странам БРИКС выступили более 9,5 тысяч рекомендованных академических специалистов и 5800 работодателей из России. По словам Зайцевой, это в 10 раз меньше, чем в США, и она объясняет это слабой культурой социальной ответственности на всём постсоветском пространстве. Но ситуация постепенно меняется в лучшую сторону, и всё больше университетов готово «играть в рейтинги», повышая продуктивность науки, качество образования и уровень инфраструктуры. К примеру, в нынешнем рейтинге принял участие петербургский ИТМО, ранее не замеченный в подобных «соревнованиях».
Из 395 университетов в рейтинге стран БРИКС 95 – российские, хотя по большинству показателей доминируют вузы Китая. Однако, возможно, именно с вузами КНР в ближайшем будущем Россия будет выстраивать серьёзные партнёрские отношения: ректор МГУ Виктор Садовничий напомнил, что месяц назад Президент РФ Владимир Путин и глава Китая Си Цзиньпин подписали соглашение о создании российско-китайского университета на базе МГУ и Пекинского технологического университета. В новом вузе обучение будет вестись на трёх языках – на русском, китайском и английском. Помимо этого, буквально на днях на базе Российского университета дружбы народов, занимающего 82-е место в рейтинге QS по странам БРИКС, состоится конференция по созданию сетевого университета БРИКС.
И всё же, как считает Зоя Зайцева, несмотря на успехи российских вузов, рейтинг не должен быть главной целью деятельности университетов: «Рейтинг – это термометр, но это не температура, – пояснила она. – Поэтому тратить огромные ресурсы, чтобы подняться на 3–5 позиций в любом из известных рейтингов, нецелесообразно». Она также рассказала о главных проблемах, с которыми она сталкивается в работе с российскими университетами:
многим из них есть что рассказать о себе даже международной прессе, но информация о достижениях, как правило, остаётся в стенах, не выходит за пределы вуза. «Студента не привлекают ни красивые брошюры, ни официальные сайты университетов, ему нужны истории успеха, изобретения, награды, карьеры», – подытожила Зайцева
http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=80502