"....Когда ребята подрастут, положение несколько исправится,
начнутся вопросы, а это как-никак уже стимул для работы мысли. Чтобы
ответить на них, родителям придется нет-нет да и забежать в районную
библиотеку. Правда, в течение нескольких лет вопросы эти настолько
элементарны, что на них можно давать самые упрощенные ответы, но именно в
эти годы родителям следовало бы пополнять свои знания. Первой жертвой
обычно становится мать, но не надо думать, что отец совсем не терпит
ущерба: ведь если она невольно опускается до уровня детских разговоров, то
ему приходится опускаться до ее уровня. Так, к середине жизни они могут
вовсе разучиться думать.
Умственное развитие - или отсутствие такового - приблизительно
измеряется количеством и качеством книг, которые есть в доме. Если книг
совсем нет, напрашивается вывод, что развиваться, собственно, было нечему.
Но чаще книги отражают стадии нашего роста. Так, в средней семье прежде
всего обнаруживаются книги, по которым отец учился, предположим, на
бухгалтера. Возможно, рядом с ними стоит несколько более свежих трудов в
той же области - случается, что и с неразрезанными страницами. Если мама
когда-то изучала домоводство, на полках могут найтись ее конспекты, а
рядом - несколько более новых книг по кулинарии. Три-четыре томика стихов
- мимолетный след первых дней ее замужества, а испанский словарь - память
о том, как они с мужем ездили в Андалузию или Мексику. Если взглянуть на
годы изданий, то оказывается, что в течение последующих лет книг не
покупали, разве что несколько брошюр по садоводству или столярному делу.
Дальше идут книги для детей: словарь, Атлас и Детская энциклопедия, на
которую можно сослаться, если отпрыски спрашивают родителей о том, что те
уже позабыли или вообще никогда не знали. Наконец, мы находим дешевые
издания в бумажных обложках и вдобавок к этому несколько разрозненных
выпусков "Легкого чтения". Вот что предстанет перед нашим взором в
обыкновенной средней квартире, вот как мы узнаем, в какой мере рождение
первого ребенка положило конец умственному росту ее хозяев. Никакого
намека на развитие интересов, на перемены вкусов, никаких признаков
увлечений театром или историей, наукой или современной политикой. Все
наличные знания, по-видимому, были приобретены еще в школе или в колледже.
Ничто не указывает на интерес к старинным вещам или к скульптуре, на
приверженность к религии или на балетоманию. Сама собой напрашивается
мысль, что люди перестают развиваться, как только начинают размножаться.
Полно, не слишком ли это резкое преувеличение? Можно возразить, что
родители вполне могут заняться какой-нибудь умственной деятельностью,
уложив детей спать. Если есть с кем их оставить, можно пойти на концерт
или в кино, заняться политикой или филателией. Действительно, все это
возможно, но для большинства людей это не более чем неосуществленные
возможности. По правде говоря, средняя мать семейства к вечеру уже еле
жива, а средний отец семейства едва ли в лучшем состоянии. Последствия
всего этого очень печальны: родители могут давать подрастающим детям все
меньше и меньше. Безраздельно посвятив свое время малышам, они уже не
смогут разделить радость новых открытий со своими детьми, когда те
подрастут. Идеальный отец должен уметь рассказать о скалах и лилиях, о
легендах и звездах, чтобы, выслушав его, ребенок обогащался знаниями.
Идеальная мать должна помочь своей дочери полюбить стихи и музыку, природу
и искусство. Но увы, к тому времени, когда дети готовы слушать, родителям
уже нечего сказать" С. Н. Паркинсон