II
В 92-м из кафедрального перешол в другой храм в качестве певчего. Ах, да, были еще "бабушкины клироса", но ими сначала заведовала матушка Феодосия (кстати монахиня из Харбина) - в Кафедральном, "мать" Лидия (духовное чадо +архимандрита Тавриона из Рижской пустыньки), потом эти клироса постепенно отошли: сначала пели вседневные службы, потом погребения и панихиды, потом пришли проф.певчие.
В этом храме так же шла подготовка детского хора (и там, и там кажется человек по 8-10... простите, непомню). Отдельное внимание было обращено "Церковно-Славянскому языку" и "Введение в Церковный Устав" (Введение вел аз, грешный...). Группы были смешанные: родители + дети (от 10 до 15лет). План-конспекты писал на каждое занятие (очень помогает и для себя, и против завистников, и при отчете настоятелю). Из 20 человек осталось 8-мь, но уже через год любой из них мог составить любую службу (Двунадесятый, воскресная, полиелей, славосл...) периода "пения Октоиха". Триодное служение со мной пройти не успели я уехал в Верхотурье (далее преподавал кто-то другой). Некоторые из них сейчас уставщики при храмах(родительница-уставщик на клиросе этого храма, а одна из девочек - окончила рег.школу).
Отдельно можно было бы сказать о подготовке и проведении детских Рождественских праздников, но, на мой взгляд, они выполняли скорее нравственно-воспитательную функцию, чем богослужебно-практическую. Гласы-то детям давали, но только с празничными песнопениями (троп., конд.), ирмосов - не помню чтоб давали. Такие праздники отнимают много сил, а отдача только на Рождество! Моя мама рассказывала, что ее мам (в смысле моих бабушек) еще маленькими брали на клирос и там они пели вместе со всеми (т.е. уставные песнопения)! Я так понял, что если не каждое Недельное служение, то по крайней мере часто.
В Верхотурье с пением было ... никак. В 1992 году вернули монастырь (до этого был детской колонией) => вечная стройка. Служили братией, в субботу и неделю - квартет учителей из местной муз.школы (не хоровики! бывало приходилось с ними сильно ругаться). Был еще "бабушкин" клирос - он служил в мирском храме в честь Успения Божией Матери только в субботы и недели. Чтоб осознать уровень братского клироса могу сказать только одно: чуть-чуть ноты знал только один у остальных У КАЖДОГО был свой глас!!! При этом все они были в сане или пострижены, а я был единственный мирянин и от должности "Регент" у меня было только одно название, т.к. каждый приходивший говорил: "Все что говорили тебе другие - забудь! Петь будем по-моему. Подстраивайся..." Причем некоторые из них в одних песнопениях знали 1-й голос, в некоторых 2-й, ну а в некоторых вообще не знали и это приводило к сильным... в общем всяко было. При этом сильная текучесть братии, как послушников, так и отцов(кого куда Владыка направит). Естественно ни о каких знаменных или прочих красивых песнопениях... Выход?
Переписал со слуха все что пели братия => Верхотурский обиход. Постарался гармонизовать очень просто с возможностью дуэто-трио-квартета!? О как! На постоянку вдвоем, приздник и подошел баритончик - что-то типа трио, квартетом - зубрили одно (два) песнопения на какой-либо праздник.
С 99 - 2000 - смутные времена...
В 2000г. - новый Владыка, новый игумен, старая братия... старые беды.
В 200?г. - Владыка постановляет открыть Верхотурское Православное Духовное Училище (ВПДУ).
Мда... к этому времени я потихоньку, но верно теряю здоровье (пение около года в сыром храме, службы каждый день, и т.д.). Из братии остаются только 3 постоянных певчих. Все попытки в течении 2-2,5 лет наладить обучение приходящих трудников пению и из них обеспечить приток новых певчих ведут к провалу. Трудники бегут! Ставку делаю на воспитанников, точнее на приемственность, которую можно получить от 2-го курса 1-му. (Хотя 2-х курсов в общем-то недостаточно, для этого надо минимум 3-и, но все-равно иду на это т.к. выхода нет). За основу беру - одноголосие (теоретические обоснования Вы читали ранее). Подготовлен одноголосный обиход (Архиерейская, Пасха, Литургия и т.д.). В нем уже добавлены не Верхотурские песнопения, а обработки. Написаны план-конспекты проведения спевок (самая элементарнейшая теория муз., несколько слов о дирижировании, о задании тонов при переходе с гласа на глас, еще что-то ... непомню). Готовлю 3-х последних братий к возможности быть регентами. Делается попытка создания электронной компьютерной программы по обучению гласовому пению (Верхотурского обихода) в которой дается 3-х уровневая методика самостоятельного обучения (для знающих, слабо знающих и вообще не знающих нотной грамоты). По состоянию здоровья ухожу с полушания Регента.
В монастыре поныне одноголосие как основа, но были переходы на иссон, небольшой квартет. Из 3-х подготовленных осталось 2-а. Оба регентуют, в любой момент могут прибегнуть к одноголосию, как к палочке-выручалочке. Занятия у воспитанников ведут другие преподаватели.
ВСЕ ИЗЛОЖЕННОЕ ЗДЕСЬ ДАЕТСЯ ТОЛЬКО ДЛЯ ОБМЕНА ОПЫТОМ, Т.К. КЛИРОСНОЕ ПОЛУШАНИЕ ОЧЕНЬ НУЖНОЕ, СПЕЦИФИЧЕСКОЕ И ТЯЖЕЛОЕ.