А вот и статья полностью:
Войне на Тихом океане 1941-45 гг. посвящено огромное количество литературы, в том числе и на русском языке. Однако подавляющая часть ее содержит только описание хода боевых действий, и совсем мало работ, чьи авторы бы стремились осмыслить произошедшее в историософском ключе. Хорошим исключением является книга Сергея и Елены Переслегиных «Тихоокеанская премьера». Также небольшое внимание уделяется идеологии, господствовавшей в Японии до 1945 года, а там где и затрагивается эта тема, авторы как правило, не могут обойтись без заскорузлых штампов, вроде набившего оскомину «японского милитаризма». Целью данного очерка является восполнить эти пробелы.
Конечно, боевые действия, шедшие на Тихом океане в 1941-45 гг., нельзя сравнивать по значимости и количеству задействованных сил с тем, что происходило во время второй мировой войны на советско-германском фронте. Там сражались с обеих сторон десятки, сотни тысяч, здесь – миллионы. Там нападавшая сторона всего лишь пыталась добиться мира на выгодных для себя условиях, прежде всего, допуска к ресурсам стран Южных морей, в которых так нуждалась Япония (японцы ведь не собирались оккупировать основную территорию США и уничтожить американцев как народ), в нашем же случае речь шла о выживании Советского государства и русского народа как такового. Однако война на Тихом океане интересна тем, что она побуждает представить себе фантастические битвы будущего, «звездные войны». Сами размеры Тихого океана впечатляющи, это многие тысячи километров водной глади, напоминающей безбрежные космические просторы. Возвышающиеся над этой гладью острова подобные планетам, а плавание на корабле и тем более полет на самолете напоминают путешествие в межзвездном пространстве. Крайний интерес представляет собой изучение применения обоими сторонами авианосцев – этих гигантских звездолетов гидрокосмоса, не могут быть оставлены без внимания и такие чудеса техники того времени, как американские стратегические бомбардировщики, радары, шифровальное дело, японские субмарины – авианосцы, карликовые субмарины и человекоторпеды – «кайтен», реактивные самолеты-снаряды для камикадзе «Ока». И, наконец, знаковым событием, во многом повлиявшим на послевоенную историю, были атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Применение технических средств не играло такой роли в нашей войне с Германией, как в тихоокеанской войне, и если первую можно сравнивать с яростной схваткой двух борцов-тяжеловесов, то вторую – с дуэлью киборгов. Мотивы Тихоокеанской войны нашли свое отражение и в американском масс-культе. Разве император Палпатин из культового фильма «Звездные войны» не напоминает японского императора, Дарт Вейдер – командующего Объединенным флотом адмирала Ямамото, а «Звезда Смерти» - суперлинкор «Ямато», способный выпускать полуторатонные снаряды на десятки километров?
Однако сам «сюжет» войны на Тихом океане весьма напоминает советско-германский фронт. Боевые действия и здесь, и там начались с неожиданного нападения одной стороны на другую. Как советское руководство думало, что Германия, пытавшаяся бомбардировками склонить к миру Англию, никогда не решится на войну на два фронта, так и западные аналитики пребывали в уверенности, что к декабрю 1941 года Япония увязла в продолжавшихся уже четыре года боевых действиях в Китае, и на войну с такими могущественными державами, как США и Англия, у нее нет сил. Хотя существует версия, что высшее руководство США во главе с Рузвельтом было прекрасно осведомлено о планах японцев начать войну, но, умалчивая об этом, сознательно провоцировало их, чтобы предстать жертвой в глазах общественного мнения. Кроме того, население США в большинстве своем не желало воевать, и будто для Рузвельта это был единственный путь вступить в войну. В эту версию охотно верят люди, которые всюду видят одни лишь хитроумные провокации. Люди этого же типа полагают, будто теракты в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 года устроили сами американцы, а дома в Москве в 1999 году взрывали сотрудники ФСБ. Все это, конечно, невероятно. Ведь подобная провокация рано или поздно была бы раскрыта, что нанесло бы имиджу страны огромный ущерб. Так что оставим параноидальные версии параноиками. Нападение Японии действительно стало неожиданностью для США и их союзников: Англии, Голландии и Австралии, и отечественная историография никогда не ставила это под сомнение. Либералы и вообще антисоветчики часто обвиняют «тоталитарный сталинский режим» в том, что он «проспал» начало войны. Однако почему-то им не приходит в голову обвинять демократическую систему, существующую в США, в том, что янки проспали Перл-Харбор.
Триумфальное шествие наследников самураев, начавшись 7 декабря 1941 года, продолжалось вплоть до июня 1942 года и вполне сравнимо с немецким блицкригом первых месяцев Великой Отечественной войны. Уже 8 декабря японцы высадились в Малайе (тогда колония Англии) и на Филиппинах, принадлежавших США. 25 декабря пал Гонконг (в Гонконге англичане рассчитывали обороняться около полугода, но японцам для их разгрома потребовалось всего 18 дней), в течение января 1942 года англичане вынуждены были оставить Малайю, а 15 февраля капитулировала являвшаяся оплотом британского владычества в Юго-Восточной Азии крепость Сингапур. В начале мая японцы завершили оккупацию Филиппин, а еще ранее в их руках оказались все крупные острова Индонезии, называвшейся тогда Голландской Восточной Индией. В итоге к середине 1942 года Японская империя контролировала территорию в почти десять миллионов квадратных километров, а население оккупированных ее вооруженными силами стран составляло около 400 млн. человек.
При этом американцы и англичане вследствие своей глупости и нерасторопности терпели тогда неудач не меньше, чем Красная армия в первые месяцы войны. Приведу несколько примеров. В гавани Перл Харбора японские миджеты (сверхмалые подводные лодки) были обнаружены еще за час до начала воздушной атаки, чего и опасался командующий японским Императорским флотом адмирал Ямамото. Однако вследствие расхлябанности и неорганизованности общая тревога так и не была объявлена. На Филиппинах основная часть американских самолетов была уничтожена в первый же день войны, не успев взлететь, и сухопутные силы США остались без воздушного прикрытия. То же самое, как мы помним произошло и у нас в июне 1941 года. У англичан война также не заладилась. Сразу же после нападения на Перл-Харбор они направили к восточному берегу Малайи линкор «Принс оф Уэллс» и «крейсер «Рипалс». Прикрытия с воздуха корабли не имели, и этим британское командование подписало их экипажам смертный приговор. Это было все равно что посылать в бой пехоту без огневой поддержки артиллерии. Как следствие, оба корабля были потоплены японскими бомбардировщиками. Британская крепость Сингапур имела очень сильные укрепления с моря, но совсем не была укреплена с суши. Поэтому и оборонять ее от подошедших сухопутной дорогой японских войск было бессмысленно. Когда Уинстон Черчилль узнал об этом факте, он был крайне удивлен и сказал, что это все равно, что строить линкор без днища. Говоря о громких победах японцев, хотелось бы отметить, что в первый период войны их потери были гораздо ниже тех, которые несли их противники и побеждали они меньшими силами. Так, в Малайе 30 тысячам японцев противостоял 100-й тысячный корпус англичан. На Филиппинах число погибших и раненых американских солдат составило 30 тысяч человек, в плен попало 92 тысячи, японцы же потеряли только 12 тысяч.
Нам, людям, которых отделяет от описываемых событий почти семь десятилетий, даже трудно представить, какой шок они вызвали у современников. До начала войны никто и не мог предположить, что какие-то азиаты смогут наносить такие чувствительные поражения армиям белых «цивилизованных» наций. Считалось доселе, что японцы ввиду особенностей их рациона даже не способны быть хорошими летчиками. Также никто не мог и подумать, что японская армия сможет эффективно вести боевые действия в джунглях – среде, совершенно непривычной для жителей Страны Восходящего Солнца. По своим экономическим возможностям Япония была слабее не только своего главного союзника Германии, но и даже Италии, но японская армия таким образом продемонстрировала успехи, несравнимые с «успехами» итальянцев, которые терпели поражения везде, где только можно. Особенно большое впечатление японские победы произвели на население колониальных стран Азии. Они показали, что «цветные» вполне могут побеждать «белых». В Индии о могуществе японцев слагали легенды. Например, ходил слух, что в Мадрасе средь белого дня приземлился японский парашютист. Он поговорил с собравшимися индийцами на их родном языке, а затем на парашюте взмыл обратно в небо. Подобные симпатии к японцам подогревались обещанием премьер-министра Тодзио предоставить Индии независимость, что и было бы сделано, ведь для Японии Индия не представляла никакого стратегического интереса. Поэтому неудивительно, что позже на «Токийском процессе над военными преступниками», среди подсудимых которого был и Тодзио, представитель Индии поставил под сомнение законность самого этого процесса. В Индонезии японцев поддержали мусульманские богословы, объявившие джихад белым колонизаторам. Использовать боевой характер ислама – в противовес христианству, насаждаемому колонизаторами – представлялось крайне важным делом для идеологов Японской империи. Так война стала мощным катализатором роста национально-освободительного движения, и после 1945 года все страны Южной и Юго-Восточной Азии обрели долгожданную независимость.
Однако, хоть и казалось, что экспансию японцев нельзя остановить, но все же она имела конец. Важное значение имел рейд Дулиттла на Японию в апреле 1942 года. Хоть он и не нанес большого материального ущерба, но подобно советским бомбардировкам Берлина в начале войны, оказал большое психологическое воздействие. Стоит только сказать, что американские бомбардировщики пролетели непосредственно над дворцом императора.
Однако «битвой за Москву» на Тихом океане стало морское сражение за атолл Мидуэй 4 июня 1941 года. Мидуэй (по-английски Midway, букв. «на полпути»), имел такое важное стратегическое значение, потому что владение им позволяло блокировать Перл-Харбор. Итогом сражения стало уничтожение американцами лучшей авианосной группы японского Императорского флота, состоящей из четырех современных авианосцев; погибли лучшие в мире пилоты морской авиации.
Битва за Мидуэй стала началом перелома в войне. Американцы воспаряли духом и стали действовать активнее.
А тихоокеанским Сталинградом стал покрытый джунглями остров Гуадалканал, принадлежавший к группе Соломоновых островов. Соломоновы острова ныне Богом забытый уголок земного шара, а тогда к ним было приковано внимание населения всей Америки. С августа 1942 года по февраль 1943 года здесь шли ожесточенные бои между японцами и американской морской пехотой. Янки удалось нанести поражение на море японскому флоту, который в результате лишился возможности доставлять на Гуадалканал подкрепления, продовольствие и боеприпасы. В итоге японцы на самом острове были разгромлены и вынуждены были оставить Гаудалканал.
После этого в боевых действиях последовал период затишья, в течение которого американцы продолжали накапливать силы для решительного наступления на Японскую империю. Прежде всего, шло строительство большого количества авианосцев. Увеличив свой авианосный флот во много раз, янки перешли в наступление, «перепрыгивая» с острова на остров. Важными вехами на этом пути стали острова Гилберта (Бетио, Макин, Тарава, ноябрь 1943г.), Маршалловы острова (Кваджелейн, Эниветок, Бикини, февраль 1944г.), Марианские острова (лето 1944г., и прежде всего Сайпан, захват которого продолжался с 15 июня по 9 июля, а также Гуам и Тиниан). Захвату Марианских островов предшествовала знаменитая Марианская битва. Как и немцы под Курском, так и японцы попытались взять реванш в генеральном морском сражении (так называемая операция «А») и выставили флот, насчитывавший 9 авианосцев, включая новейший, только что спущенный на воду авианосец «Тайхо». Однако японский флот был разгромлен (прежде всего, вследствие неопытности летного состава авиации, базировавшейся на авианосцах), реванш не удался. За этим последовали боевые действия на Филиппинских островах, чья активная фаза приходится на октябрь 1944 – март 1945гг., и захват стратегически важного острова Иводзима (февраль-март 1945г.). Именно на Филиппинах появилось столь поразившее умы западных людей явление, как камикадзе. Желающих познакомиться с ним поближе отсылаю к книге Рикихэя Иногути и Тадаси Накадзимы «Божественный ветер». Однако камикадзе так не суждено было переломить ход войны. «Битвой за Берлин» на Тихом океане стал захват американцами острова Окинава (1 апреля – 21 июня 1945г.), ставший последней крупной операцией этой войны, дело до вторжения собственно на Японские острова, как известно не дошло.
Практически повсюду янки сталкивались с героическим сопротивлением японских гарнизонов. На острове Тарава из 5 тыс. японских солдат в живых осталось всего 17 человек. На острове Сайлан из 50 тысяч находившихся там японцев, военных и гражданских, погибли практически все, причем гражданские лица в массовом порядке кончали жизнь самоубийством. На штурм острова Иводзима американцы отводили четыре дня, а на практике он занял пять недель.
Ожесточенному характеру сопротивления японцев способствовало то, что в японской армии запрещалось сдаваться в плен. Излюбленное занятие либералов это нападки на «сталинский режим» за то, что красноармейцы, сдавшиеся в плен, считались предателями, а Лев Мехлис даже заявил, что те, кому угрожает в плен, должны совершить самоубийство. А вот в японской армии этот принцип был возведен в абсолют и претворялся в жизнь гораздо более последовательно. Таковы были еще традиции средневековых самураев. Поэтому если японцы брали в плен американцев по сравнению с убитыми в соотношении 1:3 (то есть один пленный к трем убитым), то сами сдавались в плен в соотношении 1:120 погибшим на поле боя. Сдаче в плен они предпочли совершение сеппуку или т.н. банзай-атаки, это когда японские солдаты во главе с офицерами, размахивающими мечами, бросались вперед под шквальный огонь противника. А классические образы советских героев Николая Гастелло и Александра Матросова, чуждые не только англичанам и французам, но и немцам, заставляют вспомнить знаменитых японских камикадзе.
С необычайно высоким боевым духом японцев связан и еще один феномен. Американцы во время наступления захватывали только стратегически важные острова и участки побережья крупных, на остальных же островах и территориях японцы оставались до конца войны. Лишенные подвоза продовольствия и боеприпасов, они тем не менее стойко держались и никогда не капитулировали. Некоторые, не зная, что война уже закончилась, продолжали партизанить спустя годы и десятилетия после 1945 года.
Так, лишь 10 марта 1974 года филиппинским властям сдался подпоручик Хиро Онода, которому к этому моменту исполнилось 52 года. Тридцать лет он скрывался в джунглях, нападая на филиппинских военнослужащих и полицейских, которых принимал за американцев. Вместе с ним было трое солдат, один из которых сдался в 1950 году, а двое других были убиты в перестрелках. Хиро согласился сдаться после того, как к нему приехал его бывший командир – майор Танигучи. Подпоручик, чья история потрясла весь мир, жив до сих пор и продолжает вести активный образ жизни. Он даже написал книгу о своих приключениях в джунглях. Но тридцать лет еще не предел. В апреле 1980 года сдался капитан Фумио Накахира, который 36 лет прятался в горах филиппинского острова Миндоро. А в мае 2005 года агентство «Киодо Ньюс» сообщило, что в джунглях острова Минданао обнаружены двое японских военных 87-летний лейтенант Иосио Ямакаве и 83-летний ефрейтор Судзуки Накаути. Трудно представить, что на месте этих людей оказались представители какой-либо европейской нации. На это способны только японцы, такой вот они удивительный народ!
Немного о капитуляции Японии и о том, что ей предшествовало. Известен давнишний спор о том, насколько применение американцами атомного оружия повлияло на решение японского руководства капитулировать. Отечественные историки всегда утверждали, что к началу августа Япония и так уже стояла на грани капитуляции, и в бомбардировке Хиросимы и Нагасаки не было никакой необходимости, однако американцы сбросили ядерные бомбы, прежде всего, чтобы произвести впечатление на советское руководство и сделать его более сговорчивым. С. Переслегин пишет, что инфраструктура Японии была к тому времени полностью разрушена, а запасы топлива на нуле, таким образом, японцы бы не смогли оказать никакого серьезного сопротивления армиям союзников, вторгнись они на Японские острова. Однако тогда американцы вряд ли всерьез верили в скорую возможность капитуляции Японской империи: предыдущие сражения с японцами показывали, что сдаваться в плен могут только простые солдаты, да и то единицы, но не высшие офицеры, да и перед глазами был пример Третьего рейха, который сражался до конца и чей фюрер предпочел покончить с собой, нежели капитулировать. А у японцев был имидж людей гораздо более стойких, чем у немцев. Сами американцы оправдывают атомные бомбардировки желанием сохранить жизни огромного количества своих солдат: было подсчитано, что для захвата островов Кюсю и Хонсю потребуется 5 млн. человек, при этом потери составят 1 млн. Немаловажное значение сыграло и опасение, что в случае продолжения войны к оккупации Японии (конкретно, острова Хоккайдо), пришлось бы привлекать и советские войска, и тогда наряду с социалистической Северной Кореей могла бы возникнуть и социалистическая Северная Япония. Тем более что практика показала, что Красная армия, чьи солдаты и офицеры прошли с боями пол-Европы, могла гораздо лучше бороться с японцами чем американцы: в то время как янки возились с Окинавой с ее 100-тысячным гарнизоном почти три месяца, советские войска разгромили миллионную Квантунскую армию всего за десять дней.
Большой интерес представляет собой официальная идеология, господствовавшая в Японии во время второй мировой войны. В отечественной историографии ее было принято называть «японским милитаризмом». В итоге получалась зловещая троица: германский нацизм, итальянский фашизм плюс еще японский милитаризм (хотя в СССР на всей протяжении его истории армия и ВПК играли не меньшую роль, чем в Японии до 1945г., и чего тут стыдится?). Отметим, что если нацизм, как и фашизм, являлись идеологиями, содержащими более современных элементов, нежели чем традиционных (например, расизм и социал-дарвинизм в немецком нацизме являются типичными идеологическими продуктами буржуазного общества, а идея «третьего рейха» и антисемитизм хотя и восходят к средневековью, но тоже весьма переработаны в современном духе), то тогдашняя идеология Страны Восходящего Солнца была в основе своей традиционна, хотя и реалии массового буржуазного общества, вполне сложившего к тому времени в Японии, наложили на нее свой отпечаток. Давайте рассмотрим по порядку ее составные части.
Во-первых, культ императора. Европейское слово «император» не очень хорошо передает японское понятие «тэнно». Император это монарх, политический лидер, пусть даже и помазанник божий, но мистическими функциями он не обладает. Тэнно же это мистический первосвященник и отец японского народа, считавшийся потомком богини Солнца Аматэрасу омиками («великая священная богиня, сияющая на небе»). Согласно преданию, правнук Аматэрасу Дзимму вступил на престол 11 февраля 660 г. до н.э. и с этого дня берет свое начало династия японских императоров. Поэтому в 1940 году торжественно отмечалось 2600-летие императорской династии. И хотя это только легенда, является фактом то, что в Японии никогда не прерывалась правящая (пусть и большую часть истории номинально) династия. Подобного не было ни в одной другой стране мира. Таким образом, сам статус тэнно намного выше, чем статус, например, китайского императора или халифа мусульман. У китайцев император это человек, как и все остальные, и правит он по мандату Неба. Если Небо отнимает у него этот мандат, то он может лишиться не только власти, но и жизни. Поэтому за время существования монархии в Китае сменилось немало династий, основателями которых могли быть либо совершенно безродные люди (например, Чжу Юаньчжан, основатель династии Мин либо и вовсе люди, не бывшие этническими китайцами (внук Чингисхана Хубилай, основавший династию Юань и маньчжур Фулинь, родоначальник Цинской династии, 1644 - 1661). У мусульман халиф также считался обычным человеком, который мог быть низложен по решению законоведов-факихов, что в Османском халифате нередко и происходило. У японцев же нельзя представить ничего подобного. Положение японского народа, управляемого тэнно, можно было бы сравнить с положением христиан, если бы ими непосредственно стал управлять сошедший с небес на землю Иисус Христос. Во время войны японские солдаты сражались прежде всего за императора, а потом уже за свою страну и народ, что является чертой сугубо традиционного мировоззрения, ибо лишь современные люди могут возводить на пьедестал некую массу («народ - источник власти», как пишут в современных конституциях, хотя народ, управляющий сам собой, это такая же нелепица, как барон Мюнхгаузен, вытащивший сам себя за волосы из болота), в традиции же в центре стоит субьект – личность. Но при этом культ императора был скорее культом места, а не конкретной личности, в отличие от культа Ленина, Сталина, Гитлера и Муссолини. Это было связано с тем, что император был именно лидером традиционного типа, получившим свой трон по наследству, а не харизматическим вождем, захватившим власть в упорной политической борьбе. Однако и авторитет императора был намного выше, чем авторитет перечисленных выше вождей. Именно поэтому американские оккупационные власти отказались от попыток упразднить монархию и отдать императора Хирохито под суд как военного преступника. Таким образом монархия, хоть и утратившая во многом свой сакральный ореол, сохранилась в Японии до сих пор.
Вторым важным элементом японской идеологии того времени был бусидо - самурайский кодекс чести. Однако в Японии в эпоху правления сёгунов самураи были замкнутым привилегированным сословием, которому принадлежала монополия на военное дело. Другими сословиями были крестьяне, ремесленники и торговцы (такое деление ввел в начале 17 века сегун Иэясу Токугава), и кодекс бусидо на них не распространялся. Так, сеппуку обладали правом совершать только самураи. Но после революции Мэйдзи сословие самураев юридически было отменено, а в 1872 году была введена всеобщая воинская повинность. В итоге идеалы бусидо стали распространятся на все общество, ибо служить в армии должны были все мужчины. Такое идеологическое воспитание имело определенный успех, японские солдаты отличались стойкостью и храбростью, но все же наилучшие боевые качества демонстрировали именно потомки самураев у которых любовь к военному делу вошла в плоть и кровь, и именно они составляли во время войны большинство смертников – камикадзе.
В качестве третьей части можно выделить собственно японский национализм («дух Ямато»), в отличие от национализмов европейских народов имевший ярко выраженную мифологическую и религиозно-мистическую основу. Все японцы считались порождением божественных духов природы – ками, все же остальные народы, согласно мифу, образовались из последа, вышедшего при родах. Поэтому японские националисты насмехались над европейцами: «Белые верят в то, что они произошли от обезьяны, народ же Ямато произошел от богов. А поскольку над японской нацией стоял император-тэнно, отсюда возникло такое понятие, как кодо, которое можно перевести как «единство императорского пути». Смысл этого понятия заключается в том, что все японцы должны быть верными слугами своего императора.
С национализмом были тесно связаны «желтый» расизм и паназиатизм, составившие четвертый элемент идеологии довоенной Японии. Этот элемент не был традиционным, но возник он в качестве реакции на белый расизм, служивший идеологическим оправданием колониальных захватов западных держав, и таким образом, явился его аналогом. Из старинного текста было взято туманное выражение «Хакко ити у» («Восемь углов под одной крышей). Это выражение стало трактоваться как то, что все страны мира, «восемь углов», должны быть объединены под властью японской нации во главе с императором. Более конкретное выражение этот лозунг нашел в идее «Дай Тоа Кеэйкен» - «Великой Восточно-Азиатской сферы сопроцветания». Японцы должны были освободить народы Восточной Азии от господства белых колонизаторов и повести их к миру и благоденствию. Отметим, что во время второй мировой войны эта идея встретила немалую поддержку. В Китае на стороне японцев воевала миллионная армия из этнических китайцев. С японцами сотрудничал и видный деятель индийского национально-освободительного движения Субхаш Чандра Бос, создавший при их помощи ИНА – Индийскую Национальную Армию, сражавшуюся в Бирме с англо-индийскими войсками. Такие идеи и практика были вполне созвучны взглядам легендарного барона Унгерна, одного из первых выдвинувшего тезис о миссии желтой расы и мечтавшего о возрождении империи Чингисхана и великом походе в Европу с целью уничтожения современной буржуазно-мещанской цивилизации. И все же надо признать, что подобные идеи чужды японской традиции, японцам присущ более изоляционизм, а не экспансионизм. Вследствие изолированного географического положения страны японцы воевали всегда в основном друг с другом, если не считать раннего периода истории, занятого борьбой с туземными северными племенами (8-9в.). Другой, более короткий период внешней экспансии относится к концу 16 – началу 17 века. Этот период включает неудачную войну в Корее, которую вел в 1592 - 98 гг. Тоётоми Хидэёси, и завоевание Окинавы в 1609 году. Помимо этого, дайме (князь) провинции Симабара Мацукара Сигэмаса строил планы завоевания Филиппин, однако его смерть в 1630 году перечеркнула эти планы. Мечтам князя было суждено сбыться только спустя более чем триста лет – во время второй мировой войны.
Касаясь послевоенной истории Японии, можно сказать, что эта страна хоть и стала мировым лидером по производству телевизоров и магнитофонов (важнейшей предпосылкой «японского чуда» явились, кстати, американские военные заказы во время Корейской войны 1950 – 53 гг., о чем забывают пацифисты, часто ставящие в пример Японию в качестве «мирной страны») из реальной мировой истории она выпала основательно, в чем-то даже вернувшись к токугавскому периоду. Влияние Страны Восходящего Солнца на международные дела был гораздо меньше, чем влияние Израиля или Кубы после прихода к власти Фиделя Кастро, т.е. стран, чья численность населения и уровень развития промышленности были гораздо ниже. Япония была единственной из участвовавших во второй мировой войне великих держав, которая сохраняла приверженность традиционному пониманию войны. Согласно классической правовой концепции войны, война является как бы состязанием юридически равноправных сторон, которое заканчивается мирным договором, налагавшим на побежденную сторону некоторые обязательства (территориальные уступки, контрибуция). Такими и были войны «цивилизованных» наций до первой мировой войны включительно. Но вторая мировая война была совсем иной. В ней восторжествовало ветхозаветное понимание войны: «не оставить камня на камне», «истребить все дышащее». Противник рассматривался уже не как просто соперник, а как абсолютное моральное Зло, которое нужно уничтожить путем физического и культурного геноцида. Отсюда концлагеря и ковровые бомбардировки. Население побежденных стран должно начать жить с чистого листа; прошлое объявлялось «преступным». Примерно такому же геноциду было подвергнуто и население побежденного в «холодной войне» и распавшегося СССР… Японию и Германию эта участь постигла раньше. Однако, если сравнивать с Германией, то процесс перевоспитания японцев в духе пацифизма и насаждения «комплекса вины» был менее жестким и последовательным. Император хоть и отрекся от своего божественного происхождения, но монархия была сохранена. В новую, составленную писарями из штаба американских оккупационных сил конституцию было включено положение, согласно которому Япония отказывается от права вести войну и иметь армию, но на деле уже вскоре после окончания второй мировой войны в Японии вскоре были созданы т.н. «силы самообороны», к настоящему времени ставшие полноценной высокопрофессиональной армией. Сейчас на нужды обороны ежегодно выделяется 42 млрд. долларов, то есть почти в полтора раза больше, чем в нашей стране – и при этом официально в Японии нет армии!
В плане того что старый воинственный дух Ямато не умер, весьма показателен фильм «Зеро - легенда неба», снятый в 1984 году. В этом фильме воспевается японская авиация времен тихоокеанской войны, а американцы в начале фильма показаны чуть ли не дурачками. Трудно представить, чтобы в Германии был снят фильм, романтизирующий люфтваффе. Ветераны вовсе не стыдились своего боевого прошлого и пользовались уважением. Так, один из авторов плану по Перл-Харбору Генда Минори с 1962 по 1986 гг. был депутатом парламента и главой комитета по национальной обороне Либерально-Демократической Партии.
После войны стали постепенно возрождаться и старые имперские традиции. С 1966 года 11 февраля стал вновь отмечаться День основания государства. С 1975 года премьер-министр и члены правительства ежегодно посещают храм Ясукуни, где воздают почести обожествляемым воинам, павшим, в том числе и во время второй мировой войны. В 1989 году вступление на престол нового императора Акихито сопровождалось совершением множества древних обрядов, в т.ч. и общением императора со своей прародительницей богиней Аматэрасу. Еще в 1968 году министр сельского и лесного хозяйства Кураиси открыто высказался за пересмотр конституции и создание полноценной армии, а также собственной атомной бомбы. Тогда это выступление стоило министру его места. Но в последнее время руководство Японии взяло курс на психологическую подготовку населения к отмене «пацифистских» положений конституции и оснащению вооруженных сил ядерным оружием, под предлогом опасности со стороны КНДР. Однако свидетельством того, что в Японии подобный курс нравится далеко не всем, стало поражение правящей партии ЛДП на последних парламентских выборах. И все-таки, по-моему мнению, у Страны Восходящего Солнца нет сейчас альтернативы укреплению собственных вооруженных сил и даже возрождению мощного авианосного флота. И дело тут не в маленькой КНДР, а в растущем стремительными темпами гиганте Китае, с которым Япония в один прекрасный день может остаться один на один, ибо великодержавная мощь и желание США совать свой нос во все дыры тоже не будут вечными. Тенко хейка банзай!