В октябре 1934 г. Управление кораблестроения императорского флота получило задание от Главного морского штаба ВМС Японии рассмотреть вопрос о создании нового линкора. Первый вариант проекта закончили уже 10 марта 1935 г. По этому варианту, получившему обозначение А140, предполагалось построить корабль стандартным водоизмещением 69500 т, длиной 295 м, вооруженный девятью 460-мм орудиями с носовым расположением трехорудийных башен. Его паротурбинная механическая установка мощностью 200000 л.с. теоретически обеспечивала линкору скорость 31 уз.
Однако выяснилось, что японские машиностроители не готовы к производству столь мощных (по 50000 л.с. на вал) турбин. Следует отметить, что 16 вариантов проекта предусматривали носовое расположение орудий главного калибра по образцу английских линейных кораблей типа Нельсон, построенных в 1927 г.
В июне 1936 г. заканчивается разработка предпоследнего варианта проекта, который предусматривал использование четырехвальной паротурбодизельной установки мощностью 135000 л.с.; из них 60000 л.с. приходилось на дизели, принятые в качестве главных двигателей во всех вариантах проекта, начиная со второго. Конструкторы предполагали установить двухтактные дизели двойного действия мощностью свыше 10000 л.с. каждый. К этому времени в Японии создали мощные двухтактные дизели.
Через два месяца после окончания предпоследнего варианта проекта перед конструкторами возникла непредвиденная трудность — в процессе эксплуатации выявились серьезные неполадки в новых дизелях. Это заставило проектировщиков отказаться от первоначальных намерений и внести предложение — установить на линейном корабле в качестве главных двигателей только паровые турбины общей мощностью 150000 л.с. Всего в период с 1934 по 1937 г. было выполнено 25 вариантов проекта, большинство из которых имели 460-мм орудия главного калибра (только в двух случаях предусматривались 406-мм орудия).
Проект линкора, одобренный в рамках Третьей программы пополнения флота Японии (принятой в 1937 г.) разрабатывался под руководством вице-адмирала К.Фукуда. Окончательный вариант проекта был готов в марте 1937 г. Заказ на два первые корабля, выдали немедленно после завершения проектных работ.
Внешний вид кораблей типа «Ямато» соответствовал общепринятым для большинства японских кораблей канонам. Неровную линию (с «горбом» в средней части) седловатости японских боевых кораблей можно считать функциональной необходимостью, а не данью восточной традиции. Японские судостроители придерживались принципа, что высота надводного борта в носовой оконечности должна определяться требованиями к обеспечению мореходности, а кормовую оконечность нужно проектировать как можно ниже; высота же борта в средней части регламентировалась сочетанием требований к удобству размещения вооружения и механизмов с требованиями к остойчивости. Кроме того, понижение надводного борта за пределами средней части способствовало уменьшению массы корпуса без снижения общей продольной прочности. Все это и приводило к искривленным линиям верхней палубы, характерным для японского кораблестроения. Высота надводного борта проектируемого линкора в носу составила 10 м, а в корме — 6,4 м.
Корабли имели очень высокий коэффициент полноты мидель-шпангоута (0,974), плоское днище и два руля, расположенных в диаметральной плоскости, при этом вспомогательный руль, находился в нос от главного. Отличительной особенностью линкоров являлась и относительно малая осадка, соответствующая условиям плавания в прибрежных водах Японии.
В отличие от громоздких пагодообразных надстроек, традиционной особенности японских линкоров, башенноподобную носовую надстройку кораблей типа «Ямато» значительно упростили, придав ей обтекаемую форму. Площадь надстройки по фронту и бортам составляла соответственно 162 и 371 м2; состояла она из башни с внутренним цилиндром. Сама башня имела почти прямоугольную форму, насчитывала 11 ярусов (считая от верхней палубы) и возвышалась над ватерлинией на 38,1 м. В ней располагались: штурманская рубка, сигнальный, пеленгаторный, контрольный и навигационный посты, боевая и ходовая рубки, посты наблюдения за подводными лодками. Внутренний цилиндр диаметром 1,5 м, выполненный из броневой стали толщиной 20 мм, служил для прокладки линий связи, а также шахтой 4-местного лифта.
Посты управления огнем противоминной и зенитной артиллерии располагались в кормовой надстройке. «Ямато» стал первым японским кораблем, оборудованным, хотя и не для всех жилых помещений, системой кондиционирования воздуха.
Каждое из орудий главного 457-мм калибра весило 2820 тонн и могло выпускать в минуту по два 1473-кг снаряда на расстояние до 41000 метров.
Параметры:
Длина: 256 м
Высота: 36 м
Водоизмещение: 71700 тонн
Запас хода: 12800 миль
Осадка: 10 м
Экипаж: 2500
Скорость: 27 узлов
Вооружение:
Орудия: 9 - 457 мм
12 - 155 мм
12 - 127 мм